Смекни!
smekni.com

Развитие правого полушария мерили Зденек (стр. 8 из 30)

Направляемое воображение и яркие фантазии используются как основные средства лечения в медцентре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, основанном доктором Давидом Бреслером. В своей книге «Избавьте себя от боли» доктор Бреслер четко обосновывает использование направляемого воображения и «внутреннего консультанта» как средства избавления от хронической боли. «Я учу людей тому, чему должен был научить еще десять лет назад», - пишет он, имея в виду общение с воображаемыми консультантами, однако добавляет: «Пациенты сообщают, что использование направляемого воображения приносит им облегчение, и этот метод видится мне абсолютно надежным при правильном использовании. Помните, что автономная нервная система, отвечающая за ощущения боли и удовольствия, управляется бессознательной частью мозга. Успешно используя потенциал правого полушария, вы можете достичь значительных изменений в своем теле».

Карл Саймонтон, доктор медицины, онколог-радиолог из Форт-Уэрта, штат Техас, разработал уникальную программу для больных раком. Он использует направляемое воображение, чтобы помочь пациентам представить себя выздоравливающими. Этот нетрадиционный подход в лечении, в совокупности с традиционными средствами, дал положительные результаты, намного превышающие среднестатистические данные.

Использование потенциала правого полушария человеческого мозга открывает новые пути в медицинской практике. Эти методы имеют как горячих поклонников, как и ярых противников. Однако пациенты, достигшие успешных результатов при использовании этих приемов, полны энтузиазма относительно способов лечения без привлечения обезболивающих средств.

Категория 4. Переходные объекты

Переходные объекты - это предметы из раннего детства, такие как детское одеяло или плюшевый медвежонок, помогающие маленьким детям познавать мир и быть менее зависимыми от матери. Упражнения этой категории помогут воскресить в памяти вещи, имевшие для вас особое значение в раннем детстве. Вызов в памяти этих предметов откроет возможность заново полностью пережить ощущения и события того периода времени. Переходные объекты могут быть как реальными предметами, так и воспоминаниями о пережитых чувствах. Например, психиатр, один из моих клиентов, вызывал в памяти запах, ассоциировавшийся с домом его бабушки и атмосферой тепла и заботы, которые она вносила в его жизнь.

Помните ли вы какой-нибудь реальный предмет из вашего детства, который имел для вас особое значение? Подумайте о нем и посмотрите, возникнет ли что-нибудь в памяти. Выполняя упражнения, использующие переходные объекты, вы научитесь использовать воспоминания в качестве средства реализации зрелого стремления к творчеству. Большинство людей, добившихся высоких достижений, тесно связаны со своим «внутренним детством», и многие из них хранят реальные переходные предметы вокруг себя как средство мгновенного вызова воспоминаний, придающих силу и азарт. Используете ли вы воспоминания о прошлом с целью разобраться в их влиянии на вашу жизнь или, вызывая их в памяти как источник творческих достижений, они являются важной частью вашего внутреннего Я и заслуживают внимания и изучения.

Обычно в памяти остаются лишь смутные воспоминания о пережитом - обрывки разговоров, отзвуки эмоций, волнующие, но нечеткие. Однако, когда правое полушарие мозга контролирует ваше сознание, вы можете вызывать в памяти события прошлого и как бы заново переживать их. Вам следует быть осторожными с травмирующими воспоминаниями. При желании вызвать их вы должны прибегнуть к помощи специалистов. Но я стараюсь побудить вас встретиться с обогащающими переживаниями - даже с теми, которые ранят вас. Воссоздание в памяти чувственных ощущений - первый шаг на пути к внедрению вашего «внутреннего детства» во взрослую жизнь и неотъемлемая часть большинства форм творческой деятельности.

Некоторые люди предпочитают не вспоминать о прошлом - как будто способность забывать использовалась так часто, что память оказалась поврежденной. Однако прошлое не утеряно для вас, если вы хотите о нем помнить. Лоуренс Куби, невролог и психоаналитик-фрейдист, описал эксперименты, проводимые над пациентами в состоянии гипнотического воздействия. До начала гипноза участники эксперимента были приглашены в специальную комнату, где им позволяли находиться всего несколько минут. После этого их спрашивали, какие предметы они видели в комнате. Обычно они называли 20-30 предметов. А после посещения комнаты в состоянии гипноза - до двухсот!

Вы не будете находиться под гипнотическим воздействием, восстанавливая в памяти забытое прошлое, которое обогатит вашу жизнь. Методы «включения» правого полушария, описанные в этой книге, позволят вам вызывать отдельные воспоминания, полезные для творческого вдохновения и способствующие небывалым достижениям в преодолении повседневных трудностей.

Категория 5. Писание «другой» рукой

Какую пользу можно извлечь из попыток писать «другой» рукой? Делать это наверняка будет неудобно, а слова получатся трудно читаемыми или вовсе непонятными. Это занятие, скорее всего, покажется вам глупым. Однако, поскольку правое полушарие мозга управляет действиями левой руки, писание ею является стратегическим моментом в нашей программе. Оно поможет извлечь на поверхность область бессознательного.

Когда мои клиенты сталкиваются с проблемами, я предлагаю им записать суть проблемы правой рукой, а затем ответы на некоторые мои вопросы - левой. После смущенных смешков они приступают... и порой бывают удивлены тем, что написала «другая» рука. Многие художники считают этот прием полезным, и зачастую учителя живописи просят своих студентов на некоторое время взять кисть или карандаш в другую руку. После такого упражнения, снова начав рисовать правой рукой, студенты обнаруживают, что работа становится более свободной и спонтанной. Писатели используют этот простой прием, когда необходимо найти нужный образ или метафору. Вы можете этим пользоваться каждый раз, когда находитесь под воздействием правого полушария мозга.

Один юноша был протестирован на реакцию правого и левого полушария в школе медицины при Корнеллском университете. На вопрос, какую он хочет избрать карьеру, левое полушарие мозга дало инструкцию ответить - «чертежника». Однако, когда вопрос был направлен правому полушарию, левая рука молодого человека нацарапала слово «автогонщик». Если каждое полушарие мозга имеет свою собственную цель, очень важно узнать об этом несоответствии. Когда придет черед выполнять упражнения написания «другой» рукой, вы, скорее всего, будете находиться под управлением правого полушария. В этом состоянии, напоминающем сон, использование левой руки будет часто помогать вам соприкасаться с подсознательными желаниями и целями.

Однако я хочу напомнить, что последнее слово не всегда должно оставаться за правым полушарием мозга. Его предложения могут быть несостоятельными по причинам, которые легче выявить левому полушарию. Несмотря на это, сведения о суждениях правого полушария по тому или иному поводу, по меньшей мере, помогут узнать о взаимодействии двух независимых мнений, существующих, в вашем мозге.

Категория 6. Стимуляция чувств

Подумайте о розе, о сонате Бетховена, о стакане вина, о французских духах, о пушистом теплом кашне. Что же в них общего? Первой пришедшей в голову мыслью может быть то, что каждый из этих объектов возбуждает какие-либо чувства. Или, возможно, они вас ассоциируются с чем-то романтичным. В конце концов, любовь управляется правым полушарием и затрагивает все остальные чувства, которые работают вместе для достижения праздничного состояния души.

Когда вы представляете, что видите цветок, пробуете вино, ощущаете запах духов или прикасаетесь мягкому пушистому шарфу, вы возбуждаете свои чувства и реакцию правого полушария мозга. В этой категории упражнений вы научитесь изолировать каждое из пяти чувств и оценивать вклад, который они вносят в восприятие окружающего мира.

Механизм действия упражнений по стимуляции чувств схож с механизмом переходных объектов. В обеих категориях используется понятие «перенесения» - погружения в пережитые ранее события.

Роман «По направлению к Свану» («В сторону Свана») Марселя Пруста содержит один из красивейших с литературной точки зрения примеров, как вкусовое ощущение может вызвать далекие воспоминания. Пруст описывает ощущения, испытанные им, когда его угостили чашкой чая с маленькими пирожными, «пети-мадлен» которых он не пробовал много лет:

«Как только горячая жидкость и мелкие крошки коснулись моего нёба, дрожь пробежала по всему телу, и я замер, охваченный произошедшими во мне необычными изменениями. Огромное наслаждение завладело моими чувствами... Откуда она могла появиться, эта всеобъемлющая радость? Я сознавал, что это связано со вкусом чая и крошек пирожного, но то, что бесконечно превосходило эти ароматы, в самом деле не могло быть той же природы... И вдруг нахлынули воспоминания. Это был вкус тех пирожных «мадлен», которыми по утрам в воскресенье в Камбре... моя тетя Леони угощала меня, сперва обмакнув их в настоящий лаймовый чай... Так ощущения запаха и вкуса надолго остаются в памяти, подобно душам, всегда готовым напомнить о себе и с надеждой ждущим этого момента среди обломков прошлого. Из крошечных и почти неосязаемых крупиц своей сущности они погружают нас в обширные картины прошлого».

Вы можете использовать вкусовые и зрительные ощущения, звуки, прикосновения или запахи для воскрешения из прошлого событий, чтобы хранить их в памяти в настоящем. Значение воспоминаний в вашей жизни зависит от вас: они могут служить источником вдохновения в творческих изысканиях или помочь понять, отчего вы принимаете те или иные решения в профессиональной сфере или в личных взаимоотношениях. Опять же, материя, сотканная из нитей, соединяющих нас с детством, определяет поступки во «взрослой жизни». Эта категория упражнений поможет вам понять оттенки и своеобразие вашей уникальной личности.