Смекни!
smekni.com

Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяние (стр. 8 из 14)

В. Ф. Кириченко пишет: "... право необходимой обороны возни­кает в тот момент, когда нападение может рассматриваться как не­посредственно предстоящее". (3)

Лицо имеет право защищаться по правилам необходимой обороны уже тогда, когда по сложившейся обстановке видно, что создалась непосредственная угроза посягательства и оно может немедленно осуществиться. Данное положение содержалось еще в Воинском арти­куле Петра I, звучащее в современной редакции следующим образом: "Не дожидайся от соперника первого удара, так как после него,

____________________

1 - Тишкевич И.С. Условия и пределы необходимой обороны. М. 1969. с. 48

2 – Дж. Флетчер. Наумов А.В. Основные концепции советского уголовного права. М. 1998. с 334

3 - Кириченко В.Ф. Основные вопросы учения о необходимой обороне в советском уголовном праве. М. 1948. с. 36

возможно, и защищаться уже будет поздно", (1)

В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 16. 08. 84 г. говориться: "Состояние необходимой обороны возникает не только в самый момент осуществления посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения". (2)

Рассмотрим следующий пример: гражданка Н, в 22 часа возвра­щалась домой безлюдными переулками. вдруг из-за угла близстояще­го дома появились трое парней, они окружили Н, и стали медленно приближаться к ней со всех сторон. Один из них уже находился на расстоянии около 2 м, и продолжал подходить со словами: "ну, дорогуша, посмотрим, что у тебя тут есть". Н. выхватила газовый балончик из кармана, прыснула им в лицо приближающегося парня и бросилась бежать. Парень от неожиданности вскрикнул, схватился руками за глаза, споткнулся и упал, ударившись головой о камень. Его "товарищи" не стали преследовать Н., а склонились над "пострадавшим", (3) В данном случае Н. действовала в состоянии необхо­димой обороны, поэтому в ее действиях в соответствии со ст. 13 УК РМ отсутствует состав преступления. Н. не должна была непременно ожидать начала осуществления нападения. По ее субъективному пред­ставлению, основанному на всей Фактической обстановке данного случая, такое посягательство могло немедленно осуществиться, то есть существовала реальная угроза немедленного, непосредственно­го нарушения интересов Н., непринятие с ее стороны предупреди­тельных мер поставило бы ее в явную опасность, поэтому действия Н, были расценены, как

_________________________

1 - Дж. Флетчер. Наумов А.В. Основные концепции советского уголовного права. М. 1998. с 336

2 – БВС СССР. 1984. №5. Постановление пленума Верховного Суда СССР от 16.08.84. №14.п.5

3 – Архив судебной инстанции г.Кахул. 1994

необходимая оборона.

Положение о том, что необходимая оборона возникает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при на­личии реальной угрозы нападения, не вызывает у теоретиков уголовного права никаких возражений.

Право на защиту не может существовать неограниченное время. Запоздалая защита, как и преждевременная, не исключает уголовной ответственности за причинение вреда нападающему. Недопустима необходимая оборона против уже полностью оконченного посяга­тельства, которое уже прекратилось, не будучи доведено до конца, или уже полностью осуществленного.

Таким образом, конечным моментом необходимой обороны являет­ся момент Фактического окончания общественно опасного посяга­тельства, когда оно закончилось, и опасность правоохраняемым инте­ресам уже не угрожает.

Право на оборону не исключается, если общественно опасное посягательство прекращено лишь на небольшое время, то есть, приос­тановлено, и может возобновиться в любой момент. Если сложившая­ся обстановка дает обороняющемуся основания полагать, что напа­дающий не оставил своих намерений причинить ущерб, а лишь сделал небольшую передышку (чтобы вооружиться и т. д.) для того, чтобы снова напасть, состояние необходимой обороны не может считаться устраненным. "Состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для обо­ронявшегося не был ясен момент его окончания. Переход оружия или других предметов, использованных при нападении,... сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства", - п. 5

____________________

1 – БВС СССР. 1984. №5.

поста­новления Пленума Верховного Суда СССР от 16, 08, 84 г, (1)

Определяя конечный момент посягательства необходимо учиты­вать не только фактические данные, но и субъективный момент, вос­приятие обороняющимся данной ситуации. Правильно писал Тишкевич И.С. , что "нельзя требовать от обороняющегося такой же хладнок­ровной ориентировки в моменте окончания посягательства, какая возможна у человека, не подвергшегося посягательству и являющего­ся лишь очевидцем происходящего". (1)

Признак наличности посягательства играет важную роль не только для решения вопроса о правомерности необходимой обороны, но и о превышении ее пределов. Так как это превышение может со­вершаться только во время общественно опасного посягательства на охраняемые уголовным законом интересы, и только во время обороны от такого посягательства. (2) Там, где отсутствует состояние необ­ходимой обороны, не может идти речь и о превышении ее пределов,

В. Действительность посягательства.

Близким к наличности является требование действительности посягательства. Посягательство должно быть не только наличным, но и реальным (действительным). Данный признак закреплен в проекте нового УК РМ в п. 2 ст. 37 , где говорится о том, что в состоянии необходимой обороны находится лицо, отражающее реальное нападе­ние. Признак действительности означает, что посягательство дол­жно

__________________________

1 - Тишкевич И.С. Условия и пределы необходимой обороны. М. 1969. с. 59

2 -Паше-Озерский Н.Н. Необходимая оборона и крайняя необходимость по советскому уголовному праву. М. 1962. с47

существовать в объективном мире, а не только в воображении защищающегося. Только такое посягательство создает право на необходимую оборону, против несуществующего нападения, которое не уг­рожало и не могло нанести ущерб законным интересам, недопустима и необходимая оборона, которая в данном случае стала бы "обществен­но вредным действием", (1)

Необходимость установления действительности посягательства для признания необходимой обороны правомерной неосновательно ос­паривается некоторыми авторами. Кириченко В.Ф., например, считал это требование бесполезным, аргументировав это тем, что "нападе­ние должно быть нападением". (2)

Однако я считаю признак действительности очень важный, так как он позволяет провести разграничение между необходимой обороной и мнимой обороной.

Мнимая оборона - это оборона против воображаемого, кажуще­гося посягательства, которое в действительности не существовало, Для того, чтобы действия обороняющегося оценивались как мнимая оборона, необходимо существование какого-либо реального явления во внешнем мире, ошибочно принятым "защищающимся" за общественно опасное посягательство. Если окружающая обстановка давала все ос­нования предполагать лицу, применившем защиту, что его интересы, интересы государства, общества или третьих лиц подвергаются об­щественно опасному посягательству, и оно не осознавало ошибочнос­ти своего предположения, то в таком случае действия данного лица будут рассматриваться по правилам Фактической ошибки. Лишь при наличии такой

____________________

1 – Якубович М.И. Учение о необходимой обороне в советском уголовном праве. М. 1967. с. 32

2 - Кириченко В.Ф. Основные вопросы учения о необходимой обороне в советском уголовном праве. М. 1948. с. 35

фактической ошибки, которая исключает как умысел, так и неосторожность лица, может быть устранена и уголовная от­ветственность за действия, совершенные при мнимой обороне. Во всех случаях действия обороняющегося, совершенные в состоянии мнимой обороны, вызванные фактической ошибкой, не являются умыш­ленным преступлением. Они могут быть неосторожностью, если субъект мог и должен был предвидеть, что в действительности пося­гательство не происходило.

вопрос о юридической классификации действий, совершенных при мнимой обороне, нашел свое отражение в постановлении Пленума Верховного суда СССР по поэтому поводу в п. 13 дано следующее разъясне­ние: "Суды должны различать состояние необходимой обороны и так называемой мнимой обороны, когда отсутствует реальное обществен­но опасное посягательство, и лицо, применившее средство защиты, не осознавало и не могло сознавать ошибочность своего предположе­ния, его действия следует рассматривать как совершенные в состоя­нии необходимой обороны".

Действия лица, находящегося в состоянии мнимой обороны, от­личаются от необходимой обороны, так как они всегда объективно общественно опасны: мнимая оборона направлена на отражение не су­ществующего в действительности посягательства.

Юридические последствия действий, совершенных в состоянии мнимой обороны рассматриваются по правилам о фактической ошибке.

В уголовно - правовой литературе существует два основных ва­рианта для решения данного вопроса:

1) Если Фактическая ошибка устраняет умысел и неосторожность.

В данном случае окружающая обстановка, и действия "посягавшего" давали "защищающемуся" все основания предполагать, что осущес­твляется реальное посягательство, поэтому лицо, даже при должной внимательности, не могло не принять кажущееся нападение за дей­ствительное и применило средства защиты. Налицо невиновное причи­нение вреда, а значит отпадает возможность привлечения "защищающегося" к уголовной ответственности, согласно ч, 1 ст. 3 УК РM, где говорится, что основанием уголовной ответственности является ви­новное (умышленное или неосторожное) совершение лицом преступле­ния. Здесь мнимая оборона приравнивается к необходимой обороне.