Смекни!
smekni.com

Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяние (стр. 9 из 14)

Рассмотрим следующий пример: Ч. являлся руководителем группы по розыску и задержанию бежавших из под стражи преступников, осужденных за неоднократные убийства. проходя ночью мимо огорода, Ч. услышал слова угрозы и без всякого предупреждения был обстре­лян из будки, находившейся в огороде. Ч. решил, что это стреляют сбежавшие преступники. В ответ Ч. выстрелил, добросовестно заб­луждаясь, что преступники оказывают вооруженное сопротивление. В результате выстрела Ч, был убит один из супругов С. охранявшие огород.

Верховный суд СССР отменил приговор областного суда, осудив­шего Ч. за умышленное убийство. Дело было прекращено и признано, что Ч. не может нести ответственности за акт мнимой обороны в си­лу своего добросовестного заблуждения, вызванного неправомерным поведением потерпевшего. (СППВС СССР 1924-1927, М. , 1974, с. 362.)

Если же при аналогичной ситуации лицо допускает такие дей­ствия, которые при реальном посягательстве расценивались бы как превышение пределов необходимой обороны, то оно подлежит ответ­ственности за преступление, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.

Чтобы правильно решить вопрос о том, было ли допущено превы­шение пределов обороны при отражении мнимого нападения, органы следствия и суда должны предположить, что мнимое нападение было реальным, и установить, вправе ли был защищающийся причинить тот же вред и при тех же условиях, отражая действительное нападение.

Примером может быть дело Б. Находясь в нетрезвом состоянии, М. поднялся на третий этаж: дома и стал стучать в дверь квартиры Б. Когда Б. открыл дверь и спросил, что ему нужно, м. ответил, что "холодец.", и попытался проникнуть в квартиру; на этой почве между ними завязалась драка, в результате которой М. был убит, а Б. получил легкие телесные повреждения.

Президиум Верховного Суда указал, что Б. принял действия М. за реальное нападение и находился в состоянии мнимой обороны, но превысил при этом ее пределы, поэтому Б. был осужден за превыше­ние пределов необходимой обороны.

2) Если лицо добросовестно заблуждалось в отношении реальности посягательства, но по обстоятельствам дела должно бы­ло и могло сознавать его мнимость.

В таком случае мнимая оборона приравнивается к неосторожно­му преступлению. Так как лицо допускает ошибку при оценке сложив­шейся ситуации, хотя при должной внимательности и осмотрительнос­ти могло избежать ее. Однако следует учесть, что защищающийся должен быть действительно убежден в реальности посягательства, поэтому что если такое заблуждение отсутствует, то нельзя гово­рить и о мнимой обороне, а только об умышленном преступлении.

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16. 08. 84 г. по этому поводу дано следующее разъяснение: "Если ли­цо причиняет вред, не сознавая мнимости посягательства, но по об­стоятельствам дела должно было и могло это осознавать, действия такого лица подлежат квалификации по статьям УК, предусматриваю­щий ответственность за причинение вреда по неосторожности". (СППВС, с. 236) Так С. был осужден за неосторожное убийство Р. , совершенное при следующих обстоятельствах: С. возвращался домой вечером и встретил Р. и Р-ын, которые находились в нетрезвом сос­тоянии, Р. в результате рукопожатия чересчур сильно сжал руку С. , а Р-ын в это время наступил С. на ногу и толкнул в плечо. Считая, что данные лица проявят в отношении него агрессивные действия, С. ударил Р-ына по лицу, а Р. головой в лицо, в результате удара Р. ударился головой о землю и скончался от кровоизлияния в мозг.

В данной случае С. мог осознать мнимость посягательства, од­нако он был недостаточно внимателен и приял его за действи­тельное. поэтому его действия были расценены судом, как неосто­рожные.

В тех же случаях, когда лицо совершенно неосновательно пред­положило наличие посягательства, если ни окружающая обстановка, ни действия потерпевшего не давали никакого основания для этого, то оно будет нести ответственность на общих основаниях, как за умышленное преступление. Действия данного лица не связаны с мни­мой обороной, а вред причинен потерпевшему из-за ничем не оправ­данной подозрительности виновного.

Следовательно, мнимая оборона является результатом добросо­вестного заблуждения обороняющегося о наличии посягательства. Поэтому ответственность за мнимую оборону определяется в зависи­мости от наличия или отсутствия вины обороняющегося. Это обстоя­тельство не всегда учитывается в практике, что приводит к непра­вильной квалификации преступлений.

Между необходимой обороной и мнимой обороной существует сходство в том, что она осуществляется с целью отразить общес­твенно опасное посягательство, которое по убеждению защищающего­ся действительно, реально. Однако мнимая оборона является дей­ствием общественно опасным, так как посягательство на охраняемые законом интересы отсутствует, оно есть лишь в воображении лица. Необходимая же оборона - общественно полезная деятельность граж­дан, направленная на защиту правоохраняемых интересов от наличного, действительного посягательства.

Следует также отличать мнимую оборону, сопряженную с причине­нием вреда явно превышающего пределы допустимого, от превышения пределов необходимой обороны. И при такой мнимой обороне и при превышении пределов необходимой обороны ответственность наступает как за превышения пределов необходимой обороны, однако защита происходила от воображаемого нападения. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 октября 1956 г. гласит: "В тех слу­чаях, когда при мнимой обороне лицо причиняет потерпевшему вред, явно превышающий пределы допустимого вреда в условиях соответственного реального нападения, оно подлежит ответственности, как за превышения пределов необходимой обороны".


§3. Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к защите.

Необходимая оборона заключается в правомерной защите против преступного посягательства, осуществляемого путей причинения вре­да посягающему для прекращения его преступных действий или пре­дотвращении их. поэтому установление пределов защиты очень важно для отграничения правомерной деятельности защищающегося от непра­вомерной.

Итак, условиями правомерности необходимой обороны, относящимся к защите, являются:

1) круг интересов, защищаемых при необходимой обороне;

2) направленность защиты, то есть причинение вреда только нападающему;

3) отсутствие в защите превышения пределов необходимости.

А. Понятие защиты.

В ч. I ст. 13 УК РМ говорится, что необходимая оборона пред­ставляет собой "действие" при защите правоохраняемых интересов от общественно опасного посягательства" путем причинения вреда пося­гающему".

В проекте нового УК РМ в ч. I ст. 37 также предусматривается совершение при необходимой обороне именно "действия".

Из этого следует, что защита при необходимой обороне харак­теризуется как действие, причиняющее вред посягающему. Особен­ностью защиты является ее активный характер, так как она противо­поставляется посягательству и является непременным моментом необ­ходимой обороны. Действия обороняющегося направлены на пресече­ние общественно опасного посягательства на охраняемые законом ин­тересы, поэтому они должны являться контрнаступлением. Защита заключается в принуждении посягающего липа прекратить посяга­тельство даже путей применения к нему насилия. Таким образом за­щита вторгается в сферу охраняемых правом интересов посягающего. Действия же направленные на парирование ударов, отклонения от ник и другие формы пассивной зашиты не могут являться необходимой обороной, так как не причиняют вред посягающему, поэтому я не мо­гу согласиться с авторами, которые считают, что правомерная защи­та при необходимой обороне может выражаться как в активных, так и в пассивных действиях обороняющегося. (1)

По этому поводу в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 16.08.1984 г. в п. 3 говорится, что "в соответствии с законом граждане имеют право на применения активных мер при защите от об­щественно опасного посягательства путем причинения вреда нападаю­щему, независимо от наличия у них возможности спастись бегством или использовать иные способы избежать нападения". (2)

Профессор И. И. Якубович писал: "если защита выражается в дей­ствиях, направленных к отражению удара, то она не является в юри­дическом смысле необходимой обороной". (3) Только активная оборона представляет надежную гарантию от предстоящей опасности, так как " оборона, которая сводится только к тому, чтобы отразить удар, не обеспечивает действенной зашиты". (З)

Лишение граждан возможности активно защищаться может привес­ти к ограничению их права на законную защиту, что будет содей­ствовать созданию обстановки безнаказанности для

___________________

1 - Слуцкий И.И. Обстоятельства исключающие уголовную ответственность. Л. 1956. с. 68

2 – БВС СССР. 1984. №5.

3 - Якубович М.И. Учение о необходимой обороне и советском уголовном праве. М. 1967. с.37

хулиганов, грабителей, насильников и других преступников, что сильно затруднит борьбу с ними. поэтому ст. 13 УК РМ не содержит никаких других ог­раничительных условий ( в том числе невозможность устранения опасности другими средствами, не связанными с причинением вреда), кроме как не превышение пределов необходимой обороны.

Рассмотрим следующий пример. Гражданин гросу И. , идя вечером домой со смены, подвергся нападению пьяных хулиганов, кото­рые начали его избивать. гросу удалось вырваться и он бросился бежать. Хулиганы погнались за ним. Один из них опередил ос­тальных и начал догонять гросу. Тот схватил находившуюся рядом мусорную урну и бросил ее в хулигана, причинив ему телесные пов­реждения средней степени тяжести. По приговору Кахульского суда гросу был осужден по ст.98 УК РМ за причинение менее тяжких те­лесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны, мотивировав это решение тем, что хулиган не догнал гросу и тот мог все таки убежать; гросу подбежал к дискобару, на улице было много людей, которых ом мог позвать на помощь. Трибунал г. Кахул отменил приговор, признав, что гросу действовал в состоянии необ­ходимой о бороны. (1)