Смекни!
smekni.com

Методы позиционирования и сжатия звука (стр. 15 из 47)

В более ранних драйверах 32 канала всегда были для MIDI, для остального только 16 (8 для 3D).

ЦАП и АЦП не микшируют, он один, стерео (2 канала) и внешний, микшируется и обрабатывается все в DSP и в цифровом виде.

На ЦАПе диапазон частот всегда такой же как и в первичном буфере, например 44100, а у каналов может быть определен пропускной способностью: от 6 до 100 Кб в сек на канал. При обработке каждого канала используется 6 точечная интерполяция и его частота приводится к общей.

Aureal Vortex2

В настоящее время следующие карты используют чипсет Vortex 2:

· Diamond Monster Sound MX300

· Terratec XLerate Pro

· Turtle Beach Montego II (OEM)

· Turtle Beach Quadzilla

· VideoLogic SonicVortex2

· Xitel Storm Platinum

· Aureal SuperQuad SQ2500

Vortex 2 имеет много новых возможностей:

· Более мощные HRTF фильтры для более точного позиционирования источников 3D звука

· Полная поддержка технологии A3D 2.0 Wavetracing

· Большее число источников 2D и 3D звука поддерживается на аппаратном уровне

· Поддерживаются потоки A3D с частотой дискретизации до 48 kHz

· Поддерживается 320 голосовая полифония (64 аппаратных + 256 программных)

· 10 полосный аппаратный графический стерео эквалайзер

Vortex 2 обладает всеми свойствами, которые сделали чипсет Vortex 1 таким замечательным продуктом:

· Совместимость с Sound Blaster Pro

· Поддержка игрового порта высокого класса

· Поддержка S/PDIF (на тех картах, где этот порт реализован)

· Готовность к использованию WDM (WDM ready)

· Аппаратное ускорение обработки потоков DirectSound и DirectSound3D

· Поддержка DLS (Level 1)

· Драйверы с сертификатом Microsoft WHQL

· Поддержка AC97 кодеков

Creative Labs Sound Blaster Live

(SB Live) Это PCI устройство, сочетающее в себе синтезатор-сэмплер, мультиэффект процессор, цифровой микшер, многоканальный аудио рекордер, процессор пространственного позиционирования звука, цифровой аудио и MIDI интерфейс в одном флаконе, я бы даже сказал практически в одном чипе. Главный прорыв здесь в показателях цена/качество и цена/возможности. То что стоило раньше $1000, теперь стоит $150 (а некоторые модификации даже $50)! Это делает доступным новое качество звучания массовому покупателю.

Как говорилось ранее, все эти удивительные возможности сосредоточены в одном небольшом кусочке кремния в керамической оболочке и имя ему - EMU 10K1. Это DSP (Цифровой сигнальный процессор) ориентированный на обработку цифровых аудио данных разработан, как видно из названия, фирмой E-MU, известнейшим производителем профессиональной аудио техники уже давно принадлежащей фирме Creative.

EMU10K1 на сегодня один из мощнейших DSP применяемых в звуковой индустрии. В нем использована та же технология, что и в профессиональных изделиях фирмы E-MU E-synth и Audio Production Studio. Этот чип интегрирует в себе музыкальный, звуковой и эффект процессоры. Все сигналы обрабатываются с точностью 32 бит 48 КГц с использованием запатентованной 8-ми точечной интерполяцией для уменьшения искажений.

Заявленные производителем аудио характеристики действительно впечатляют.

RATED LINE OUTPUT FULL SCALES OUTPUT
Line Output Dynamic 1.0 Vrms 1.40 Vrms
Frequency Response at -1dB 10Hz to 44kHz 10Hz to 44kHz
Signal-to-Noise Ratio (A-weighted) 96 dB 100 dB
THD + Noise (A-weighted) 0.002% 0.002%

Конечно, такие параметры как соотношение сигнал/шум и искажения сильно зависят от способа измерения. Производитель, как правило, избирает способ дающий лучшие результаты для его изделия. Поэтому для объективности необходимо сравнение с другими платами.

На SB Live! нет ПЗУ, он использует до 32 Мб системной памяти компьютера для хранения сэмплов (звуковых фрагментов, из которых состоят инструменты), то есть является фактически сэмплером с очень хорошими синтезаторными возможностями (фильтры, конверты, LFO, многослойная структура инструментов и т.д.), соответствующими современному уровню wavetable синтезаторов. Для выделения системной памяти под банки инструментов используется технология dynaRAM, позволяющая динамически увеличивать или уменьшать буфер в системной памяти под банки инструментов (SoundFonts). Это очень удобно - не надо искать специальные модули памяти для расширения памяти на карте, загрузка банков практически мгновенная, к тому же память выделяется в виртуальном адресном пространстве, а не в физической памяти и может свопироваться на диск, освобождая физическое ОЗУ для других программ при необходимости. Единственный минус данной технологии - использование некоторого количества системных ресурсов при работе синтезатора, т.к. сэмплы при игре прокачиваются по шине PCI из системной памяти в EMU10K1, но это занимает не более 5% пропускной способности шины в самом пиковом случае (максимальной полифонии) и практически этим можно пренебречь.

Технические характеристики синтезатора:

· Полифония 64 голоса аппаратно с 8-ми точечной интерполяцией

· Полифония 512 голосов (с последними драйверами) программно

· 48 MIDI каналов - 32 на аппаратный (2 MIDI порта) и 16 на программный синтезатор

· SoundFont технология загружаемых наборов инструментов

· До 32 МБ системной памяти для загрузки инструментов

С картой поставляются три GM/GS совместимых набора инструментов 2МБ, 4МБ и 8МБ, а также около 50-ти демонстрационных банков (всего около 100 МБ) для различных направлений музыки от классики до ультра современных стилей. Есть отличный редактор загружаемых инструментов Vienna SoundFont Studio 2.3 для редактирования существующих и создания новых банков инструментов в формате SoundFont 2 (SF2). Субъективно сэмплер звучит хорошо, признаться даже не ожидал от Креатива. Звучание любого сэмплера полностью зависит от того, какие звуки в него будут загружены, поэтому для профессионального использования возможностей SB Live! необходимы профессиональные библиотеки сэмплов в формате SF2. Фирма E-MU и сторонние производители поставляют CD ROMы с банками инструментов в формате SF2.

Эффект-процессор

Возможности эффект процессора:

· Поддерживает цифровые эффекты в реальном времени такие как реверберация, хорус, флэнжер, дисторшн, изменение высоты тона и др. для всех аудио источников;

· Производит обработку, микширование и позиционирование аудио потоков, используя до 131 аппаратных канала;

· изменяемая архитектура эффектов с установкой параметров эффектов и посылов со всех источников звука;

· полностью цифровая обработка и микширование, исключающая появление шумов.

Другими словами есть эффект процессор с памятью, в которую можно грузить программы и параметры эффектов. Существуют пресеты (предустановки) на наборы эффектов, на алгоритмы и параметры каждого эффекта в отдельности. Можно использовать имеющиеся пресеты или создавать свои и сохранять их на диске, а затем загружать в эффект процессор. Предлагаются следующие эффекты: реверберация (более 50-ти видов), хорус, флэнжер, эхо, вокальный морфер, дисторшн, вращающийся динамик, сдвиг тона. У меня получалось загружать одновременно до 5-ти эффектов. Два из них можно назначить на MIDI контроллеры для поканальных посылов с синтезатора. На все пять можно назначать посылы с источников звука - цифровой S/PDIF вход, цифровой вход с CD (тоже S/PDIF), I2S цифровой вход (с DVD), аналоговый (линейный/микрофонный/CD) аудио вход и Wave/DirectSound поток. Тут открывается несколько интересных возможностей:

· Можно использовать бластер как мультиэффект процессор в реальном времени, то есть на вход подавать аналоговый или цифровой сигнал, например, петь в микрофон, а на выходе получать сигнал обработанный эффектами. Все это, естественно можно тут же записывать в файл, причем можно писать обработанный сигнал, а можно необработанный (обработка при этом слышна).

· Wave/DirectSound поток, например wav файл или играющий программный синтезатор, также можно пропустить (или не пропускать) через эффекты и тут же записать в другой wav файл прямо в цифровом виде без D-A-D преобразований. Это очень удобно при использовании программных синтезаторов, особенно не умеющих самостоятельно писать в файл. Лайв позволяет использовать до 32-х одновременно работающих звуковых сессий, поэтому гипотетически можно, например, в SoundForge записывать одновременно несколько работающих программных синтезаторов.

Что касается качества эффектов, то оно достаточно высокое, примерно на уровне внешних процессоров эффектов стоимостью 200-400 долларов (типа Alesis MIDIVerb), к тому же поскольку эффекты подгружаемые, возможно их совершенствование в дальнейшем. Надо отметить, что существуют программные эффекты в виде DirectX плагинов, которые по качеству значительно превосходят предлагаемые Бластером.

Технология 3D позиционирования

Возможности:

· Выбираемые пользователем установки оптимизации для наушников, 2-х или 4-х колонок

· аппаратное ускорение DirectSound и DirectSound3D

· поддержка до 32-х Direct3D потоков (с последней версией драйверов)

· поддержка EAX расширения 3D позиционирования

· Creative Multi Speaker Surround технология позиционирования источников звука в 360o аудио пространстве

· Эмуляция акустических характеристик различных помещений (холл, театр, клуб и др.) для всех источников звука

Цифровой аудио акселератор

Возможности:

· Запись/воспроизведение с точностью 8 или 16 бит

· Частота квантования от 8 до 48 КГц

· Вся обработка 32 битная

· Запись/воспроизведение с аналоговых и цифровых входов/выходов

· Аппаратный полный дуплекс (одновременная запись и воспроизведение)

· Поддержка до 32-х одновременных аудио сессий с аппаратным 32 битным микшированием

К сожалению, фирма Creative пока нигде не описывает параметры использованных АЦП/ЦАП. Субъективно на слух воспроизведение очень хорошее, без шумов, звук прозрачный, не пластмассовый. Запись тоже вполне пристойная, но звук мне показался несколько жестковатым. Проблема некоторой неуверенности во входных преобразователях решается установкой внешнего АЦП, например Midiman Flying Calf A/D (20 bit 128 oversapling) стоимостью менее 200 долларов. При этом мы полностью избавляемся от возможных помех внутри корпуса компьютера, т.к. в компьютер у нас идет только цифра (S/PDIF) и получаем отличный 20-ти битный входной тракт за приемлемые деньги. Для домашней компьютерной студии главное хорошо оцифровать, дальше вся работа происходит в цифре и на выходе - записанный компакт, опять же цифровой, а для мониторинга аналоговые выходы SB Live! вполне пригодны. Также хочу отметить еще один небольшой недостаток SB Live! - цифровой выход только 48 КГц, но мне кажется это не очень существенно.