Смекни!
smekni.com

Методы позиционирования и сжатия звука (стр. 17 из 47)

При работе с Live! также были замечены несколько странностей. Периодически (несколько раз в секунду) появляется кратковременное постоянное смещение порядка 10Дб, причем это происходит только при частоте квантования 44100. Вероятно, в это время DSP переходит границу внутреннего буфера, с помощью которого выполняется расчет эффектов или перевыборка частот, причем реализован этот переход некорректно. Отключение всех эффектов не спасает от этой помехи, зато переход на частоту 48000 способен от нее избавить. Подобная же помеха наблюдается во время регулировки громкости или примерно через треть секунды, после прекращения какого-либо сигнала вне зависимости от частоты квантования. Еще одна странность Live! - непомерное задирание высоких частот, при установленном в настройках режиме вывода на наушники. При установке дешевых пищалок этот подход оправдывает себя, т.к. способен несколько подправить их ущербную АЧХ, но в случае мало-мальски нормальных наушников звук становится отвратительным, и даже крайнее положение регуляторов тембра не спасает ваши уши. Кстати, эти регуляторы в Live! сделаны на славу, они практически не вносят шумов, хотя, есть подозрение на их цифровую природу.

Последнее замечание - о микшировании сигналов. Если в MX300 и 6BTA2 эти функции полностью возложены на кодеки (аналоговое микширование), то в Live! микширование выполняется цифровым образом везде, где это только возможно. Поэтому при записи с внутреннего микшера параметры определялись только шумами перевыборки, а в случае частоты квантования 48000 шумы практически отсутствовали (т.е. превышали -96 Дб).

Загрузка процессора и прочие цифры

Для всех карт использовались последние из доступных на данный момент официальных драйверов (т.е. релизы). Для сравнения приведены данные на карту Ensoniq Audio PCI (чип ES1370), у которой отсутствует аппаратное ускорение DirectSound.

Параметр MX300 Live! 6BTA2 ES1370
DirectSound каналов аппаратно 32 32 20 0
DirectSound3D каналов аппаратно 16 32 8 0
Загрузка CPU, DirectSound, 44100, 16 бит, 8 каналов 0.78 0 1.06 1.89
Загрузка CPU, DirectSound, 44100, 16 бит, 16 каналов 1.65 0 1.82 3.21
Загрузка CPU, DirectSound, 44100, 16 бит, 32 канала 4.58 0 3.62 5.97
Загрузка CPU, DirectSound3D, 44100, 16 бит, 8 каналов 6.85 1.8 8.09 13.8
Загрузка CPU, DirectSound3D, 44100, 16 бит, 16 каналов 7.90 2.44 20.4 25.1
Загрузка CPU, DirectSound3D, 44100, 16 бит, 32 канала 32.8 3.56 40.2 53.7

Какие же выводы можно сделать глядя на эту колонку цифр. Live! несомненно чемпион, загрузка процессора минимальна. Правда, в отличие от предыдущих драйверов, при воспроизведении DirectSound3D потоков она стала возрастать линейно с числом голосов, хотя и не превысила предыдущие значение (порядка 4% при любом количестве голосов). Это легко объяснить, появлением HRTF функций, для которых необходима предварительная обработка данных процессором отдельно для каждого потока, а не только установка параметров реверберации всего помещения, как это было раньше. Именно благодаря тому, что Live! является полноценным DSP с загружаемыми на борт программами, загрузка процессора столь низка. Даже в случае применения HRTF функций, пусть и не столь совершенных, как у MX300 (о качестве 3D звука будет сказано далее).

На втором месте MX300, причем удивляет стабильный рост нагрузки при росте числа 2D потоков (попахивает программной эмуляцией, особенно если сравнить результаты с практически аналогичными у ES1370), вероятно все железные возможности были направлены на обработку 3D потоков и их отражений. В случае 3D все хорошо до тех пор, пока число каналов не превысит 16, аппаратно ускоряемые чипом. В новых драйверах обещают поддержку 76 3D потоков, но не известно, окажется эта поддержка полностью аппаратной или нет, и не ухудшит ли она качество 3D звука. Причем OEM версия новых драйверов 2030 уже доступна в сети на сайте Aureal. В этих драйверах реализована поддержка 76 потоков 3D звука и обещено существенное снижение загрузки CPU, осталось дождаться Retail релиза драйверов от Diamond.

На третьем месте 6BTA2 и чип YMF724 соответственно, судя по загрузке процессора, HRTF 3D звук от Sensaura реализуется полностью программно.

Качество

Вот здесь и начинается самое интересное. У MX300 3D звук практически идеален, как на двух, так и на четырех колонках. Перемещение верх-низ отлично прослушивается, чего не скажешь про остальных героев этой статьи. При подключении четырех колонок оживает последняя ось - вперед-назад и звук становится полностью трехмерным. Программы, поддерживающие A3D 2.0 способны создать еще более реальное звучание, благодаря учету отраженного и проходящего через препятствия звука. Если вам важен лишь 3D звук и игровые возможности покупайте MX300 не задумываясь. А вот качество воспроизведения MIDI, возможности синтезатора и эффект процессор не идут ни в какое сравнение с Live! и YMF724. Мягко говоря, MIDI и эффектами на MX300 лучше не пользоваться, чего стоит один треск во время проигрывания DLS банков, ужасный хорус эффект или шумный эквалайзер.

На данный момент драйвера Live! не позволяют достоверно определять верх-низ и поэтому звук в играх скорее 2.5D. EAX основанный на заранее выбранной для каждого помещения в игре реверберации придает звуку естественность, но не позволяет свободно ориентироваться, сводя тем самым все игровое преимущество на нет. Правда, в новых драйверах, которые выйдут в конце этого месяца обещают полноценные HRTF функции (причем речь идет о реализации HRTF для 4-х колонок), с не менее качественным, нежели у MX300 позиционированием верх-низ и просчетом проникающего и огибающего предметы звука. В EAX 2.0 параметры реверберации станут меняться в зависимости от положения игрока, что, возможно, обеспечит не менее качественную, чем у MX300 ориентацию в пространстве. Подождем, увидим! Если это будет действительно так, MX300 сильно сдаст свои позиции. MIDI у Live! просто великолепно, оно соответствует всем профессиональным требованиям, поддерживается прекрасный формат банков SoundFont 2.0, звучание EMU10K1 превосходит EMU8001 (AWE32-64), DSP Dream и другие распространенные на PC синтезаторы, за исключением, пожалуй, дочерних карт от Yamaha - DB50XG. Но последние не способны загружать внешние банки инструментов, а в случае Live! их размер практически не ограничен (драйвера разрешают отвести до половины системной памяти, но этот порог преодолевается внесением исправлений в реестр). Регуляторы громкости на Live! ведут себя несколько иначе, чем на остальных картах. Передача сигнала один к одному соответствует примерно 55-60% положению для многих движков микшера. Это оставляет простор для усиления слабых сигналов, но и способно привести к искажениям, если не знающий об этой особенности человек будет по привычке выставлять максимум при записи с цифрового или линейного входа. Последний момент - возможность поставить на Live! драйвера от стоящей $600 профессиональной платы EMU Audio Production Studio. При этом перестает работать аналоговый выход (на APS стоит специальный 20 бит кодек от Crystal), но данные можно снимать с цифрового выхода, сэкономив, таким образом, несколько сотен долларов, при сохранении всех возможностей драйверов APS.

Материнская плата Chaintech 6BTA2 и расположенный на ней YMF724 предоставляют достаточно неплохой 3D звук на двух колонках, в отличие от Live!, с возможностью, в большинстве случаев различать верх-низ. К сожалению, при этом сильно загружается процессор, и требовательные к ресурсам игры идут медленнее. С первого взгляда может показаться, что MIDI на высоком уровне, практически как у DB50XG, но постепенно всплывают различия. Как сознательно, так и по необходимости, привнесенные фирмой Yamaha. Банк вдвое меньшего размера, отрабатываются все основные XG эффекты, но, судя по их реализации, это делается программно (несколько шумно) а не аппаратно, да и рассчитывается всего 16 бит (а не 18, как на DB50XG, имеющей, кстати, три аппаратных процессора эффектов). И все равно, благодаря XG формату и эффектам большинство MIDI композиций звучит очень прилично. В новых драйверах появилась поддержка EAX, загружающая процессор сильнее, чем у Live! и как-то неестественно сухо звучащая.