Смекни!
smekni.com

Основные вопросы по курсу культурологии (стр. 13 из 19)

Архаическая эпоха–время наиболее интенсивного развития античного общ-ва.В этот период зародились: философия,наука,жанры лит-ры,ордерная архитектура, олимпийские игры.В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общ-ва. Отличительная особенность–соединение чувства коллективизма и состязательного начала, что было связано с формированием особого типа гос-ного устройства в Греции—полиса(город-гос-во, в котором все граждане обладали определенными правами, обязанностями).Демократия и гуманизм—главные идеи, лежавшие в основе древнегреческой культуры и цивилизации. Начинается чеканка монет. Возникли Олимпийские игры(776 г. до н.э.) в честь Зевса(проводились каждые4года). Награда–оливковая ветвь. Участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры, Истмийские, Немейские. Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам запрещалось присутствовать на играх. Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII — VI вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо состояло всего из24знаков. В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе (лирика). Представители: Архилох (ввел в литературу новые размеры—ямб и трохей); Анакреонт(певец дружеских пиров и любви); Алкей; Сафо(автор любовных стихов и свадебных песен);Пиндаре(воспел высшую добродетель –арете).Др.Спарта–центр развития хоровой лирики.В керамическом искусстве выделяли:1)чернофигурную роспись(темные фигуры на светлом фоне);2) краснофигурная роспись(сер.VI в. до н.э.)–светлые фигуры на темном фоне(Эвтимид, Эвфроний). Стиль вазовой росписи VII в. до н.э. наз. ориентализирующим(близкий к восточному).Все достижения греческой архитектуры того времени связаны со строительством храмов. В VII в. до н.э. возникла система ордеров(особое соотношения несущих и несомых частей здания). Выделяли два ордера: 1)дорический(тяжеловесность и массивность колонн, стремление мужественности)–храмы Аполлона в Коринфе,Посейдона в Пестуме;2)ионический(легкость, изящество, прихотливость линий)–святилище Артемиды Эфесе, храм Геры на о. Самос, Аполлона в Дидимах.Позднее(V в. до н.э.) появляется коринфский ордер–пышный, зрелищный.Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ.Возникает монументальная скульптура(сначала деревянная,затем каменная). Принцип фронтальности, статичности. Образы были 2 типов:1)обнаженная мужская–куросы (“юноши”)–мраморная фигура Аполлона из Теней;2) драпированная женские–коры (“девушки”).

42. Классический период в культуре Древней Греции (V-VIвв. до н. э.)

Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н.э.В начале V в. до н.э. центр полит-ой и к-ой жизни–Афины. В Афинах существовала и развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где им преподавались грамота, литература, музыка, математика. Высочайшего уровня достигает философия. В данный период жили Платон, Сократ, Аристотель.В классическую эпоху наука сделалась специальной сферой деят-ти. Гиппократ-“отец медицины”(труд “Гиппократов корпус”), Геродот-“отец истории” (труд “История”).Расцвет греческой трагедии и театра. Выделяют 2 жанра: 1)трагедия возникла из хоровой песни, из дифирамба; 2)в V в. до н.э. к хору были добавлены три актера, ведущие с ним диалог—так возникла драма, театральное действо.В Греции не было постоянных трупп. Финанс-вание и орг-ция представления–обязанность наиболее богатых граждан. Актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер.Представители трагедии:1“отец трагедии”-Эсхил(трагедии “Персы”, “Прикованный Прометей”, “Орестея”);2Софокл–конфликт трагедий в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы; 2Еврипид–пристальный интерес к человеческой личности, ее индивидуальности.

Расцвет аттической комедии (V в до н.э.) связан с творчеством Аристофана (“Всадники”, “Осы”, “Облака”, “Лягушки”). Самый известный памятник архитектуры:Афинский Акрополь (Фидий).Он включал:

1)храм Парфенон(Иктин,Калликрат)–построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами;2)входные ворота(архитектор Мнесикл); 3) храм Афины. Все сооружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Расцвет греческой скульптуры. Представители:1.Фидий–статуя Афины-девы (из слоновой кости и золота); 2)статуя Зевса Олимпийского (высота14м, из слоновой кости и золота, изображен восседающим на троне). Мирон, Поликлет–прославились созданием скульптурных образов атлетов-победителей. Их излюбленным материалом была бронза. Всемирно известен “дискобол” Мирона. Мирон был первым среди греческих скульпторов, кому удалось показать динамику чел-кого тела. Поликлет–определил совершеннейшие пропорции человеческого тела и передал их в пластике(«Дорифора»).На смену двум архаическим типам фигур приходит гораздо большее разнообразие типов; скульпторы стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.

43.Эллинизм (со второй половины IV в. до н. э.)

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.

44.Античный РИМ.

Начала к-ры Античного Рима восходят еще к древнейшей к-ре этрусков, кот. развив. в 1тыс. до н.э. на северо-западе Аппенинсеого п-ва.В истории к-ры Древнего Рима выд.3 периода:1) 8-6вв. до н.э. – к-ра эпохи царей;2)5-1вв. до н.э – к-ра эпохи республики;3)1в. до н.э.-5 в. н.э. – к-ра периода империи.Религия Значит. место в к-ре ранней эпохи занимала религия, кот. была анимистической, а также содержала в себе элементы тотемизма – почитание Капитолийской волчицы. Божества были обезличенными, бесполыми. Потом из неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы. С III в. до н. э. римские боги начали отождествляться с греческими. На всей тер-рии Римской империи в первые столетия ее сущ-ния возрастало влияние вост-х культов. Новые религии соперничали м/у собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, кот.провозгласила единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь – хр-во. Л-ра

Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни – переводами с греч..поэт - Ливий Андроник, прозаик - Катон Старший, Марк Туллий Цицерон - философия, юриспруденция, история, ораторское искусство; Марк Теренций Варрон; писатели Апулей, Плиний Младший, поэты Вергилий, Гораций, Овидий. Арх-раВыс. ур. разв. достигла арх-ра, кот. испытывала сильное влияние этрусской и греч.. Но в то же время, в сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, подавляющие ч-ка; для них характерна монументальность, пышная отделка зданий. Больший интерес проявляли не к храмовым комплексам, а к зданиям для практических нужд.Римские арх-ры разработали новые принципы конструкции – арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I до н. э. шир. применялся бетон, сводчатые конструкции. Появл. новые типы зданий: базилики, амфитеатры, цирки, термы. Возн. новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. В I-II вв. н. э. сооружены два наиболее известных арх-х памятника – Колизей, самый большой амфитеатр античного мира и Пантеон – храм во имя всех богов.Во время завоеваний Греции и эллинистических гос-в в Рим в огр. кол-ве вывоз.материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины. Началось копирование греч.шедевров. Все это не способствовало расцвету собственно римской скульп-ры. Исключение составил жанр портрета в скульптуре.Х-ная черта мышления – практицизм, развитие прикладных наук. Выс.ур. разв.достигла юриспруденция – в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая лит-ра, среди кот. необходимо отметить 18 книг "Гражданского права" и "Дефиниции" Квинта Муция Сцеволы. Для населения был х-н выс. ур. грамотности. Сист.школьного образования и воспитания включала 3 ступени – нач., ср., высшая. Стало зарождаться высшее образование.Наука и искусствоВ сравн. с лит-рой достижения науки не столь знач-ны. Хотя и получили определенное распространение географически, медицинские знания, но все более становились заметны признаки регресса. В этот период были восприняты и развиты достижения греческой науки в области с/х, военном деле, стр-ве.Т.обр., к-ра периода республики представляла собой эклектичное соединение различных начал – этрусского, греч., собственно римского, италийского.Период империи: зарождается качественно новая средиземноморская к-ра. Одним из усл. ее процветания было усиление материально-эк-кого потенциала империи, что обеспечило благоприятные усл. для создания к-х ценностей, породило особый соц. слой – античную интеллигенцию – учителя, мастера риторики, философы, поэты, писатели.В к. II в. н. э в Римской империи нач. кризис. Х-ные признаки кризиса античной к-ры – низкий ур. грамотности, огрубление нравов, пессимизм, распростр. хр-ва. В 395 г. империя распадается на Зап. (Рим) и Вост. (Константинополь). Разлагается античная традиция, идет борьба ее с новыми, христианскими принципами. Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.