Смекни!
smekni.com

Основные вопросы по курсу культурологии (стр. 7 из 19)

Духовная культура - это совокупность результатов духовной деятельности и сама духовную деятельность. К базисным эл-там относятся: обычаи (традиционно установившийся порядок поведения, закреплённый коллективными привычками), нравы(обычаи, приобретающие моральное значение), закон (нормативный акт, принятый высшим органом гос. власти в установленном конституционном порядке. Виды законов: обычное право-совок. неписаных правил поведения в доиндустриальном общ-ве, санкционированных органами власти; юридические законы - закреплённые конституцией), ценности - наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей (Витальные (жизнь, здоровье), Социальные, Политические, Моральные, Религиозные, Эстетические). По степени распростр.: общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые, семейные, индивидуально-личностные. Бывают преходящие и непреходящие ценности.

Строение дух. к-ры: 1. Мир знаний. 2. Мир ценностей. 3. Мир проектов. 4. Духовное общение.

Духовн. К. выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую; религиозную.

Мат. и дух. К. существ. в тесном единстве. В сфере матер. К. челов. деятельн. характериз. измен. материал. мира. Деят. в сфере духовной К. предполаг. определ. работу с сис-мой духовню ценностей. В отечествю обществознаню долгое время господствю точка зрения, что первичню явлю материалю К., а духовн – вторичной. Между тем непредвзятое рассмотрение обнаружит искусств. хар-р такого соподчинения. Ведь такой подход предпол, что человек сначала должен удовлетв. свои так называем. "материальн" потребн, чтобы затем перейти к удовлетв. "духовн." потребн..

21. Художественная культура

Худ. К. есть особая область к-ры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг иск-ва ряда связанных с ним форм деят-ти: худ. восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Худ. к-ра имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деят-ти и позволяет выделить худ. к-ру как особый самостоятельный и центральный слой к-ры. В худ. к-ре человеческая деят-ть представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом иск-ве, а также, специфически преломляясь, входят в худ. к-ру, окружающую иск-во своими институтами. Так познавательная деят-ть внедряется в худ. к-ру в форме худ. производства. Коммуникативная деят-ть входит в нее в виде потребления произведений иск-ва, поскольку восприятие произведений иск-ва есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деят-ть в составе худ. к-ры специализируется на оценках произведений иск-ва. Познавательная деят-ть, со своей стороны, проявляется в виде специфического интереса к иск-ву, изучаемого в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном худ. к-ры является иск-во как совок. деят-ти в рамках худ. творчества субъекта и его результатов.

Строение художественной культуры:

1.Пространственные иск-ва. 2. Временные иск-ва. 3.Пространственно-временные иск-ва.

Худ. к-ра осваивает сферу худ. ценностей, которые имеют непосредственное отношение к эстетическим ценностям. Эстетическая деят-ность реализуется в сл. сферах: 1.практическая деят-ть(дизайн), 2.Худ.-практическая деят-ть(обряды), 3.творческая деят-ть, 4.восприятие произведений иск-ва.

Худ. к-ра - сложное системное образование, в существовании которого выделяют 2 стороны: 1. То, что связано с организационной стороной функционирования худ. к-ры. В любом историческом типе к-ры сущ. особые соц. институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования худ. к-ры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это система образовательных учреждений; издателькие учреждения; научно-исследовательские организации; СМИ. 2. Это та часть худ. к-ры, которая непосредственно связана с творческой деят-тью в сфере иск-ва и результатами этой деят-ти. Это сами произведения, процесс их создания, отношения между автором-произведением-рецепиентом(тем, кто воспринимает произведение). Именно благодаря иск-ву возможно целостное восприятие мира. Иск-во – особый род творческой деят-ти и рез-ты этой деят-ти по преобразованию мира по законам красоты, рез-том чего является создание худ.-образной с-мы. Важнейшей категорией в иск-ве является понятие прекрасного. Каждая к-ная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Ф-ры, влияющие на его формирование: 1. природные условия; 2. изначальное представление о природной гармонии; 3. нац. представл. об идеале прекрасн.; 4. соц.-классовое представл. о прекрасн.; 5. видение художника.

22. Традиционная и инновационная культуры

Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиции воплощают в себе консервативное начало. Они обеспечивают стабильность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы хаос. Благодаря новациям развиваются общество и культура, расширяются горизонты познания и духовного мира людей, улучшаются условия жизни. Соотношение между традициями и новациями в культуре складываются по-разному. Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством. В инновационной культуре наоборот. Отличительной чертой традиционной культуры является неукоснительное следование обычаям, ритуалам. Эти образцы поведения усваиваются с детства от старших. Подражание и послушание-важнейшее условие, обеспечивающее их сохранение и трансляцию от поколения к поколению. Еще одна черта-почетание старейшин, кот. выступают как хранители накопленного соц. опыта. Присущ высокий уровень нормативности. Она устанавливает множество различного рода запретов-табу, кот. не подлежат обсуждению и рациональному обоснованию. Огромную силу имеет общественное мнение. В сознании людей господствует коллективистский и конформистский дух, в кот. видится проявление воли богов. Все, что нарушает «заветы отцов и дедов», встречается с настороженностью и опаской, поэтому характерна ксенофобия и осуждение любых попыток творчества. Эта культура ставит преграды всяким переменам в образе жизни и мышлении людей. Общество веками остается почти неизменным. Инновационная культура восприимчива к новациям и динамична. Она не озабочена бережливым сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает разного рода отступления от них. Это ведет к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей. В результате расшатывается мораль, происходит падение нравственности. Вместе с тем личность обретает автономию и получает возможность более или менее самостоятельно определять свои жизненные цели, идеалы. Либеральное отношение к нестандартным формам мышления и поведения создает условия для развития различных форм творчества, результаты кот. получают социальное признание и входят в жизнь. В этих условиях происходит интенсивное развитие искусства, науки, техники. Здесь высоко ценятся знания, образованность, критичность и самостоятельность мышления. Перемены в обществе не пугают, а радуют. Однако общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к инновационной.

23. Характеристика субкультуры

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, характерные только для этих групп. Такие культурные образцы принято называть субкультурами. Субкультурные тенденции во многом обусловлены стремлением любой культуры, обладающей статусом официальности, заполнить собой все отсеки жизни, стать универсальностью и тотальностью. Любая же унификация всегда порождает альтернативу. Допустимо говорить об особых кодексах правил и моральных норм внутри субкультурных образований. СК обладают герметичностью и стойкостью, они способны воспроизводиться достаточно долгое время.

Культурные созидательные импульсы, исходящие от СК, интегрируются в общее русло ведущих тенденций эпохи, выступая своеобразной вариацией, пусть даже очень яркой, общей культурной панорамы. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная, стилю жизни (корпоративные СК). Таким образом, субкультура – это суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой. Субкультура является способом ннституционализации определенных интересов, которых в культуре бесконечно много. С помощью вхождения в определенную субкультуру индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества. Отличительной особенностью субкультурных образований является тот факт, что они не стремятся навязать свое господство в культуре, чаще всего, наоборот, изолируют свои признаки от иного культурного слоя. Субкультуры являются очень динамичными элементами структуры культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. Существование субкультур обусловлено сложностью процесса вхождения в мир доминирующей культуры (социализация), а также связано с противодействием стремлению официальной культуры заполнить собой всю жизнь общества. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение единой обобщенной доминирующей культуры.