Смекни!
smekni.com

Основные вопросы по курсу культурологии (стр. 6 из 19)

Лиотар: постиодернизм – не конец модернизма, не новая эпоха, а модернизм в стадии очередного обновления. Осн. хар-ка ПМ – утрата великими повествованиями современности (главные идеи современности) своей легитимирующей силу. В центре размышлений об искусстве – проблематика «нерепрезентативной эстетики».

Ж.Бодрийяр: анализирует целый спектр кризисных явлений, происх-х в культуре 20в. и затраг-щих все сферы деят-ти чела. Многие особенности соврем. Культуры выводит из своей концепции симулякров (образы, поглощающие, вытесняющие реальность).Симулякры воспроизводят и транслируют смыслы, неадекватные происходящим событиям, факты, не поддающиеся однозначной оценке. Отмечает, что соврем. Культура перенасыщена, чел-во не в состоянии расчистить скопивш. завалы, многие культурн. явления нах-ся в состоянии транса (оцепенения). Ценности более невозм. иденцифиц..

17.Место кул-ры в сист. Бытия и ее строение

Представив культ. в виде сложн. сист., найдутся исходные элем. Они назыв. чертами культ., образ. состав культ. и делятся на матер. и дух.

Совок. матер. создает матер. культ. Она включ. физ. объекты, созданные чел. руками (артефакты): книга, храм, дом. Артефакты отлич. тем, что они созданы чел., несут определ. символ. знач.. выполн. определ. ф-ю и предст. собой ценность для группы или общества.

Совок. нематер. элем. образует нематер., дух. культуру: правила, образы, законы, ценности. Они тоже результ. деятельн. чел. (артефакты), но сотворены разумом и чувствами. Их нельзя трогать, слышать, видеть. Они сущ. в сознании и поддерж. чел. общением. Черты одной культ. выраж. через черты др. (знания через книги). Одни элем. культ. существ. в одиночестве, другие организ. вокруг себя совок. новых элем. В таких случая говорят о культ. комплексе, как совок. культурных черт, возникших на базе исходного элем. и функцион. с ним связанных.

Культура – подсистема 2-х крупных систем: 1) антропосоциокультурная сфера бытия; 2) бытие в целом. На определенной ступени истории природы на планете зародился антропосоциальный культ системы бытия. Существовавшие законы бытия не совсем соответствовали сегодняшним законам природы.

Особенности бытия культуры: структура бытия: природа, общество, культура. Эти три составляющие пересекаются, а в центре находится человек. Такой антропологический статус человека обусловлен его главным атрибутивным свойством – его деятельностью, как осознаваемым, целенаправленным, свободным и творчески вареативным проявлением активности. Деятельность – способ материального бытия человека. Отсюда следует, что культура м.б. сведена только к духовной или другой культуре.

Культ.входит в антропосициокульт. сферу бытия,во взаим-ния с прир-й в целом в бытие.Статус чела в сист.бытия обусл. его деят.-осознав-ой,своб.,творчески варьятивной актив-ти.Деят-ность-способ бытия чела,культ. не может быть сведена только к дух деят-сти.3подсист.-1).матер. культ.,2).дух.,3)худож-ная Соотнош. этих подсист. может быть различным.В аптитезе дух. и мат. не может быть 3-его члена.В предел. самой культ. дух.,мат. и худ. не однородны.1)этап познание мира,2)оценивание,3)проектир. желаемого.Подсист. дух.культ.1.мир знаний,2.мир ценностей,3.мир проекта.Дух культ.1)технич.культ.,2)физич.,3)соц.форма.Худ. культ-это мат и дух.Различ. 3 класа иск-тв.Они определ. по мат стр-ре.1)простра-ная,2)врем-е3)простр-врем.Иск-во(Иск)-ядро худ. Культ.категории-1)Иск,восоздающ.пережив. художн. Мат. мира(живопись),2)Иск,выраж.внутр.эмоц. мир чела.(музыка)3)Иск,соедин.интелект-дух.изобр.реал-ти с выраж эмоц отнош худ-ка.(кино)Отлич. худ культ. от дух.и матер. не меш-ет соедин-ся.Худ. соед. С дух,с матер.(дизайн)

18.Функции культуры в обществе

Ф-ции к-ры – совокупность ролей, кот. выполняет к-ра по отношению к обществу людей.

Культ. выполн. множество разных но одноврем. взаимосвяз. ф-й. Исходной явл. адаптационная ф-я (функция приспособления к среде). Благодаря культ., примен. ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов адаптируются, приспосабливаются к измен. условиям окруж. природной и соц. среды. Она позвол. людям, руководств. ее ценностями и нормами, обычаями и традициями приспосабл. к окр. среде, приноравливать ее к своим потребностям и интересам. Адаптац. ф-я тесно связ. с познават. ф-ей. Суть ее закл. в вооруж. ч-ка знаниями, необход. для овладения силами прир., познания обществ. явл. и тенденций их развития, для определ. линии поведения, своей гражд. позиции. В осуществл. этой ф-ции реш. роль принадлежит науке, искусству. Социализирующая ф-я. Она позвол. каждому индивиду, включ. в процесс восприятия и усвоения существ. в обществе ценностей и норм, формироваться как личность. Только с пом. к-ры ч-к становится личностью.

Создавая необход. для чела нормы, правила, стандарты поведения, культ. выполняет нормативную ф-ю. Связывая прошлое с наст. и подготавл. наступл. будущего, культ. выполн. трансляционную ф-ю. Важную роль в ее осуществл. играет традиция как способ сохранения и воспроизв. определ. образцов и ценностей, ограниц. связанная с новацией как способом обновления культ. С этой ф-ей связана ф-я производства новых, ранее не существ. Знаний, ценностей и норм. В рамках существ. культ. в процессе ее воспроизв. и развития возник. новые символы, стили и тд. Информац. ф-я. Она позвол. дать индивиду, соц. группам, обществу достоверную, верную информ., без чего не возм. сама организ. обществ. жизни людей, их ориентация на те или иные виды деятельности и соц. отношений.Сохранение и передача во времени и пространстве информации. Игровая ф-я явл. мощным фактором воспроизв. и развития энергетики чела. Через игру ребенок входит как личность в мир взрослых, усваивае определ соц. роли и ценности и тд. Решающая ф-я – ч-котворческая. Культ. формир. чела, творит его по определ образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами. Оценочная ф-ция – проявл. на неск. уровнях : 1)-й – нормы морали; 2-й – нормы права; 3-й – обычаи и нормы.Ф-ция разграничения и интеграции ч-х групп – к-ра либо разграничивает либо соединяет ч-кие группы.

19. Материальная культура, её признаки и состав

Мат. к-ра – основана на рациональном репродуктивном типе деят-ти, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет, в первую очередь, первичные потр-ти человека; результат, средство и условие деят-ти людей.

Базовым эл-ом явл-ся артефакт – искусственно созданный мат. объект, воплощающий в себе особенности создавших его к-ры и чел-ка; неделимая единица культуры, продукт культурной деят-ти чел-ка, любой искусственно созданный объект.

Состав: 1.К-ра производства (труда) – орудия труда, машины, технические системы транспорт. средства; 2. К-ра быта (повседневности) – постройки, предметы быта, одежда; 3. К-ра топоса (местопоселения) – тип жилища и тип нас. пункта. Особая область – вооружение и военная техника.

Строение: 1.Мир технической культуры. 2. Мир физической культуры. 3. Социальная организация. 4. Материальное общение. Графически строение мат. к-ры:

Объекты мат. к-ры специфичны для эпохи, соц. группы, нации и даже для индивидуума. Она может выступать и как соц. знак, и как памятник к-ры. Многие памятники мат. к-ры являются символами эпохи. «Катюши»-символ ВОВ, каравелла – символ времён Колумба.

Источники изучения:

1.реальные предметы 2.их изображения 3.макеты и модели, соответствующие оригиналу 4.письменные источники.

20. Духовная культура

Духовная культура – важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества.

Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, худ., правовую и др. к-ы; это совокупность нематериальных эл-тов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Духовная культура бурно развивается, в ней появляется много процессов и явлений. С понятием духовной культуры тесно связано понятие духовного производства, служащее для обозначения осуществления в духовной деятельности человека его творческих возможностей. Духовная культура — это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам.