Смекни!
smekni.com

Основные вопросы по курсу культурологии (стр. 17 из 19)

В архитект романт не созд своей собств. школы.

В 30-40-е годы XIX в. в художеств лит-ре и изобр. ис-ве утвержд. реализм и к сер. века станов господств. направл. Реалисты объективн отраж действит, облич. соц. нерав-во. По идейной направл. он станов. критич. реализмом. В лит-ре – Бальзак, Гюго, Флобер, - во Франции, Диккенс, Голсуорси, Шоу, Уэллс в Англии, Ибсен, Бьернсон в Норвегии, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов в России.

Во во 2 пол XIXв. появл – декаданс. (от франц. decadence – упадок) вперв появ. во франц. художеств критике в 50-х годах XIX в. первонач. для хар-ки твор-ва Т.Готье и Ш.Бодлера. Затем его распростр на больш-во нов художеств течен., кот появ в сер XIXв. и, якобы, отраж. тенденц. к вырожд. – «дегенерации» классич. культуры.

Декаданс можно определ. как компл. худож. направл. в европ. ис-ве 2 пол. XIX в., объед. принцип. отказом от классич. триады европ. худож. культ. – единства «Истины, Добра и Красоты». Декаданс действит. не привнес в худож. творчество каких-либо существ. новаций (исключ. сост. лишь импрессионизм). Все остал. худож. теч. декаданса в той или иной степени отлич. ретроспективность, но ее с лихвой компенсир. изящество стилизаций и технич. изощренность. К числу наиболее ярких направл. декаданса следует отнести импрессионизм, символизм, прерафаэлитов, натурализм.

Декаданс закономерно заверш. собой свойств. европ. худож. культуре Нового времени (XVI – XX в.) процесс дроблен. худож. стилей.

Возник. принцип. нов. способы худож. творч. – фотография, кино, реклама.


55. Многостилие художественной культуры XXв.

Основные новации в художеств. к-ре 1пол. ХХв, формимировались преимущественно в русле модернизма, в кот. прослеживался авангардизм. Модернизм – это бунт против традиций. Основные черты авангардизма: 1.отход от культурных ценностей 18-19вв., прежде всего от реализма. 2.провозглашение независимости искусства от действительности. 3. создание новых стилей языка.

Художников в 20 в. интересует внерациональное. Изображение прекрасного не было их целью.

Течения модернизма:

Фовизм (от фр. дикий). Представители: живописцы: А.Матисс, А.Марк, А.Дерен. Содержание: стремление к созданию художеств. образов исключительно с помощью ярких пронзительных цветовых гамм.

Экспрессионизм (от фр. выразительность).

Пред: худ: Ф.Марк, Э.Нольде,; композит: А. Шенберг, А.Берг. Провозглашали целью исскуства не изображение современн. действит, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире чел. Пытались передать напряженность чел. эмоций. Деформация нормальных фигур ради передачи чел. страхов и страданий. Выражение разочарованности, удрученности. В мире нет ничего, кроме зла.

Кубизм (от фр. куб).Предст: П. Пикассо, Ж.Брак, Х.Грис. Передача многообразия мира через простейшие геометр. формы и в виде множества пересекающихся линий, что помогает лучше проникнуть в суть предметов и явлений. Не созд. пространство линейно, а заменяли его изображ. предмета одновременно с нескольких сторон.

Абстракционизм – творческий метод абстрактн. ,беспредметного искусст. Суть: освободившись от изображ. реальной действит., можно глубже и полнее выразить существующее. 2 направления: 1)абстрактный экспрессионизм - колорит цветов, с помощ. котор. выраж. глубинные истины бытия, дух. сущности, с котор. не сравнит. грубая реальность(В. Кандинский).2)Создание новых типов худож. пространст. путем сочетания геометр. форм, цветных плоскостей, прямых и ломанных линий. Лучизм М.Ларионова, беспредметничество П.Мондриана, супрематизм К.Малевича. («Черный квадрат»- он считал его не «пустым квадратом», а «восприимчивостью к пустоте»).

Футуризм (от лат. будущее). Сущность-бунтарский протест против традиц. культуры, культ урбанизма, стремление создать «искусство будущего», переплетение док. материала и фантастики. В поэзии разрушал естеств.язык. У.Боччони, Дж.Северини (живопис) использ. пересечения, сдвиги, повторения- суммируя впечатления, получ. в процессе движения.

Сюрреализм (от фр. сверхреализм).Суть: реальный мир – это мир, котор находится в нашем подсознании. источник искусства –сфера подсознательного– инстинкты, бред, сновидения, а метод- замена логич. связей свободн. ассоциациями.Задача: проникнуть в подсознание, где соединяется реальность и ирреальность.П: С.Дали, М. Шагал и др.

2 пол. ХХ в. характ. постмодернизмом.

Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 79 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская к-ра).Это течение включает в свою орбиту философию, эстетику, гуманитарные науки и искусство.Оно характеризуется разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в торжество человеческого разума, безграничность человеческих возможностей и прогресс. Постмодернизм – результат студенческих движений. Они пытались предвнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм – форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью.


56. Феномен массового потребления и расцвет массовой культуры

Массовая к-ра – новая, свойственная ХХ в. форма социально-эконом. существования культуры, котор характеризуется превращением культуры в товар и коммерциализацией всех сторон культурной деятельности и творчества. С одной стороны, массовая к-ра меняет формы существования и функционирования традиционных видов искусств. С другой стороны, массовая к-ра создает новые культурные феномены, не всегда связанные с искусством, но прибыльные для продюсеров.

Соц-ной средой массовой культуры стало общество массового потребления. После второй мировой войны страны Северной Америки и Западной Европы вступили в длительный период экономич. успехов и материальн. благоденствия, котор. во многом опирался на невиданные успехи техники. Но техника не только резко повысила эффективность труда, но и подчинила человека своему «техническому ритму». На место «человека-творца» пришел «модульный человек» - придаток машины обреченный на монотонное, но профессионально отточенное выполнение одних и тех же операций.

Чаще всего в качестве главных особенностей общества массового потребления выделяют:

1. Постоянное предложение новых товаров и услуг или «номенклатурно расширенное производство».

2. Создание мнимых и символических потребностей.

3. Господство рекламы.

4. Шоппинг, как новый социокультурный феномен – базовая форма досуга, способ реализации личности

5. Этика «опережающего потребления», когда благодаря широкому кредитованию становится возможным «потребление незаработанного».

Таким образом, для современного человека «центр интересов» смещается со сферы работы в сферу досуга, где царит массовая к-ра – производство, бизнес и досуг.

С формальной точки зрения, массовая к-ра включает в себя следующие культурные феномены:

1.популярная музыка

2.коммерческий кинематограф («классическими» жанрами коммерческого кино являются комедии, мелодрамы, боевики, детективы, «триллеры» (фильмы ужасов), эротика, фантастика);

3.бульварная лит-ра (любовные романы, детективы, «сайнс фикшн» - научная фантастика, «фэнтэзи» - «мифологизирующая» лит-ра и, конечно же, комиксы – лит-ра в картинках, кот. пытается стать фильмом);

4.реклама

5.мода

6.профессиональный спорт (спорт как зрелище, связанное с риском для жизни или вызывающее острое чувство сопричастности)

7.индустрия развлечений

8.средства массовой информации

Экономические предпосылки и социальные функции МК

-- Истоки широкого распространения МК в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – МК.

-- В социальном плане МК формирует новый общественный слой, получивший название "средний класс".

-- МК мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью МК является стимулирование потребительского сознания у реципиента. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

-- Формируемое МК массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативностью,инертностью,ограниченностью. МК в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.

-- Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, МК имеет весьма четкую мировоззренческую программу, кот. базируется на определенных философских основаниях.

57. Россия 10-17 вв.

Период 1. Домонгольская культура (IX-XII века). В этот период происходит формирование древнерусского государства (882 год) + унификация политической жизни + складывание культурного целого. Русская культура складывается как городская (гордарика= так называли Россию в Западной Европе)Þ высокий уровень развития письменности, градостроения.

998 год – принятие Христианства, для культуры имело усиление восточных элементов (восточный вариант Христианства), обозначился изоляционизм от латинской Европы. Бинарность русской культуры (в отличие от Западной Европы, где Христианство распространялось снизу вверх, в России оно распространялось сверху внизÞ на протяжении всей русской культуры существование синкретизма, то есть элементов и Христианства и язычества).