Смекни!
smekni.com

Риторика как наука и древнейшая дисциплина, ее предмет и зачади. Понятие риторического идеала (стр. 10 из 14)


20. Расположение содержания в повествовании. Начало повествования. Середина истории и ее главный элемент – кульминация. Развязка. Риторические принципы создания интересного для адресата повествования.Повествование - словесное изображение последовательности взаимосвязанных событий, составляющих конкретный факт. Предмет повествования — действие, поэтому сказуемое и зависимые от него члены предложения (дополнения и обстоятельства), смысловые и грамматические связи между ними и образуют смысловую конструкцию повествования. Поскольку повествование развертывает предикат высказывания, грамматические категории глагола — лицо, время, вид, число, наклонение, залог и грамматические категории обстоятельства (время, место, образ действия, цель, условие) получают преимущественное значение. Связь между предложениями и их частями достигается за счет специальных лексических средств (слов, указывающих на смысловую связь следования, одновременности, причины, уступки, условия и т.д.) и лексико-грамматических средств (согласования видов, времен и наклонений глагола). Повествование строится от первого или непервого лица, в нем через грамматические категории наклонения и залога выражается отношение говорящего к предмету речи, последовательная связь предшествования, одновременности и последовательности, завершенности и незавершенности, реальности и возможности действия. Эти грамматические и лексические отношения и связи в тексте создают единство, ясность и достоверность повествования. Но, помимо составляющих словесную ткань повествования лексико-грамматических связей, существует еще и общая конструкция повествовательного текста, называемая сюжетом, которая образует его смысловую цельность и завершенность. Повествование есть “рассказ о событиях в последовательном порядке”: факт, о котором повествуется, разлагается в ряд таких отдельных “атомарных” событий. Этот ряд может в принципе дробиться до бесконечности, но в текст изложения входят только некоторые из них. Для читателя эта связь естественна и очевидна, а смысловые пропуски незаметны. Такая цепочка-последовательность выделенных и изображаемых событий называется фабулой. Но факт не сводится к фабуле. Из фабулы, как из строительного материала, воздвигается здание сюжета, который представляет собой оценку и распределение фабульных событий с точки зрения их значения для внутреннего единства и осмысления факта, о котором идет речь в повествовании. Элементы сюжета: экспозиция (представление действующих лиц, проблемы и исходной ситуации), завязка (образование конфликта или проблемы), нарастание действия (столкновение позиций и усиление напряжения), кульминация (момент максимальной напряженности), развязка или кризис (разрешение конфликта). Эти элементы сюжета универсальны, и по их наличию в тексте всегда можно определить, завершено ли повествование. Расположение содержания в повествовании. Повествование – тип текста, представляющий собой рассказ. Задача – зафиксировать представленные отдельно этапы действия. Каждый этап – часть целого. Начало: 1) обращение к адресату; 2) общая мысль рассказа; 3) общепринятая истина, высказанная в афористичной форме. 4) самое распространенное – место, время, действующее лицо. Середина: способ повествования может быть различным 1) естественный порядок событий; 2) с приключения, которое было в середине высказывания. 3) с конца (результата) к началу. Лучший вариант – естественный ход событий с нагнетанием степени значительности адресата, продвижением к кульминации. Кульминация завершает середину. Конец. Развязка соответствует началу и середине. После развязки может даваться нравственная мысль или вывод из всего повествования.

21. Элокуция (выражение). Тропы и фигуры риторики. Риторический анализ и риторический эскиз речи.

Элокуция – это этап риторического канона, на котором собранные материалы оформляются с помощью тропов, фигур речи и других средств экспрессивного синтаксиса. К особым приемам элокуции относятся: 1. диалогизация речи – это обозначение в тексте двух или нескольких смысловых позиций и их расположение по схемам: 1) Я – Вы, 2) Он1 – Он2, 3) Я1- Я2; 2. введение вымышленной речи – это такой прием словесного выражения, при котором автором домысливается позиция собеседника; 3. фигуры уступки – это введение того или иного компонента с помощью оборота «допустим». Элокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса. Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи. Тропы – обороты, основанные на употреблении слов в переносном значении для его усиления. Тропы слов: метафора, метонимия, синекдоха, антономасия, ономатопейя, катахреза, металепсис и др. Тропы предложений: аллегория, эпитетон, эмфазис, перифразис, ирония, гипербола, эвфемизм, литота и т.д. Фигуры – изощренные сочетания слов. Фигуры слова и фигуры мысли. Фигуры слов: 1) фигуры прибавления; 2) фигуры убавления; 3) фигуры расположения или перемещения. Фигуры прибавления: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис, градация, полисиндетон. Фигуры убавления: эллипсис, силлепсис, асиндетон. Фигуры расположения: инверсия (анастрофа, гипербатон), параллелизм (изоколон, антитеза, гомеотелевтон), хиазм. Фигуры мысли: определение, изречение, риторический вопрос, паралепсис, просопопейя, обращение, вольность, сомнение, мольба, восклицание и т.д. Риторический анализ – позволяет понять, как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон. Риторический канон – это система правил, отражающих этапы создания убеждающего текста. К ним относятся: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (украшение), мемирио (запоминание), акцио гипокризис (произнесение). Все это в совокупности и будет составлять риторический эскиз речи. Инвенция – это этап риторического канона, на котором происходит распространение темы, риторической модели. Распространение темы (топосы): логические категории (род, вид, часть, целое, причина, следствие, место, время), некоторые готовые фрагменты текста (пример и свидетельство (цитата), логические операции (сравнение, аналогия). Впервые о топосах говорит Аристотель в «Риторике», систематизирует топосы в своих трудах Марк тулий Цицерон. Диспозиция – это этап риторического канона, на котором собранный материал располагается по определенной схеме (описание, повествование, рассуждение), развернутое рассуждение называется хрия – это такая модель расположения текста, которая основывается на схеме, рассуждение привлекает повествование и описание как дополнительные аргументы. Структура хрии: 1. приступ (похвала темы и ораторов, которые ее раскрывали); 2. парафразис (интерпретация темы, разъяснение ее составляющих); 3. повествование (история развития темы, события из опыта автора речи, иллюстрирующее значимость темы); 4. тезис (точка зрения автора речи на предмет); 5. род и вид предмета речи; 6. свойства (существенные признаки понятия, лежащего в основе выступления; 7. примеры; 8. сравнения и аналогии; 9. свидетельства (цитаты); 10. заключение (резюме по каждому пункту, нерешенные вопросы, следствия решения проблемы). Элокуция (см. выше). Меморио (запоминание) – этап риторического канона, на котором происходит подготовка к произнесению речи. Не столь важный теоретически, он имеет существенное практическое значение. Начинать готовиться к выступлению лучше за несколько дней. Речь нужно репетировать. Речь нужно репетировать не по кускам, а как целое. Нужно составить шпаргалку – несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руках. Перед тем как репетировать речь, нужно составить план. Репетируя, представьте себе аудиторию, помещение. Репетируя, не заучивайте речь, запоминайте идею текста. Репетируя, обращайтесь к плану лишь в том случае, если забудете сам ход мысли. На листке плана оставьте поля, чтобы записать опорные слова. Акцио гипокризис (произнесение) – этап риторического канона, при котором речь превращается в звучное слово. Здесь действует весь комплекс знаний и навыков, связанных с техникой речи и объединенных пластическим принципом гармонии звучащей речи с личностью оратора, его телесными и духовными особенностями, той гармонии, что создает образ ритора и признана оказать максимальное воздействие (жесты, мимика). Жесты, мимика должны быть разнообразными. Поза должна быть открытая. Ритор должен чувствовать себя свободно.
22. Типы убеждающей речи. Ораторика. Гомилетика. Символика. Дидактика.Убеждающей называется речь, которая направлена на изменение интеллектуально-эмоционального состояния адресата (изменений в сознании знаний адресата, изменение его чувств и отношений к явлениям и событиям действительности). Существуют 4 вида убеждающей речи: ораторика, гомилетика, символика, дидактика. Ораторика – это вид убеждающей речи, цель которого переубедить аудиторию. Автор и адресат равны в социальном отношении. Задача речи – это привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, как можно более сильно опровергнуть противника. Гомилетика – это речь, обращенная к сторонникам. Автор по социальному статусу превосходит аудиторию. Задача речи – разъяснить аудитории те или иные аспекты, объединяющие различия идей аудитории. Символика – это такой вид убеждающей речи, который позволяет сформулировать компонент той или иной идеологии с помощью словесных символов. Слово-символ – это такая лексическая номинация, которая совмещает в своем значении конкретное и абстрактное значение (роза, дорога, голубь). Основным жанрам символики является: лозунг. Символическое значение имеют эпиграфы и заглавия текстов. Заглавия отображают смысл. Символика служит средством внушения тех или иных идей людям, поэтому проповедь как жанр гомилетики рассчитанная на внушения, включает в себя лозунговые формулировки. Дидактика – это вид убеждающей речи, цель которого изменение отношения аудитории к социально значимому значению. Автор речи обладает профессиональными знаниями в определенной области, которые излагает аудитории. Аудитория представляет собой заинтересованных слушателей.
23. Оратория – древнейшая область риторики. Публичное выступление и нравственный долг оратора. Общие принципы построения публичного выступления. Формулировка темы. Принцип краткости. Принцип целенаправленности. Принцип последовательности. Принцип усиления. Принцип результативности.

Оратория – самая древняя, самая важная, а потому наиболее известная и хорошо разработанная область риторики. Оратория – это теория и практика публичной речи. Этот раздел очень важен. Ведь свободное владение словом, а, значит, риторика, не только дитя демократии, но и ее непременное условие. Активным членом демократически организованного общества может быть лишь человек, способный публично убедительно выразить и аргументировано отстоять свое мнение. Публичное выступление – это публичная речь, обращенная к многочисленной аудитории, отличающаяся убежденностью, желанием воздействовать не только на ум, но и на чувства и волю слушателей. В классической античной риторической традиции, воспринятой отечественными риторами, оратор – это не просто человек, произносящий публичную речь, выступающий перед некой аудиторией. Оратор есть, прежде всего, и во всем истинный гражданин (так называли древние греки), доброжелательный муж (так называли древние римляне), - человек, радеющий о благе отечества и государства, трибун, поражающий порок и защищающий добродетель. В этой традиции задача оратора – это задача нравственная: помочь согражданам отделить зерна от плевел, добро от зла, прекрасное от постыдного, посоветовать принять верное решение, сделать правильный выбор, благоприятный для общества. Для того чтобы выполнить свой нравственный долг, говорящий должен встать на позиции правды – добыть самостоятельно и предоставить слушателю некую истину. Существуют некоторые общие принципы, которые надо соблюдать, иметь в виду при разработке структуры публичного выступления. Эти принципы таковы: 1.Принцип краткости. Аудитория не любит длинных выступлений. Краткое выступление всегда оценивается выше, чем длинное (при сходном содержании), аудитория определяет краткие выступления как выступления «по делу». 2. Принцип последовательности. Не перескакивать с одной темы на другую, последовательно развивать одну и ту же тему. Все микротемы, которые могут быть обнаружены в вашем выступлении, должны быть подчинены теме. Полагают, что их число не должно быть больше трех. 3. Принцип целенаправленности. Выступление должно в структурном отношении строиться таким образом, чтобы сам оратор, а вслед за ним и слушатели осознавали направленность выступления по следующей цепочке: проблема – тема – тезис – цель выступления. Проблема – это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема – это аспект проблемы, избранный для обсуждения. Тема должна быть сформулирована четко, ясно, отражать суть публичного выступления. Тезис – это выражение главной мысли оратора в словесной форме. Тезис формулируется в виде утверждения, он предопределяет цель речи, должен быть однозначно понимаемым и содержать опорное понятие, то есть обычно понятие, вынесенное в тему. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Например, проблема: «Как улучшить благосостояние нашего народа». Тема выступления: «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа?». Тезис: «Частное предпринимательство может улучшить благосостояние народа, если оно станет массовым, общедоступным». Цель выступления: призыв заниматься предпринимательством или призыв не мешать предпринимателям и т. д. Выступление состоит в доказательстве тезиса при помощи аргументов. 4. Принцип усиления. Речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Это может быть достигнуто расположением материала по значимости, усилением эмоционального накала изложения, расположением аргументов по убедительности, увеличением интенсивности изложения, интонационными средствами и др. 5. Принцип результативности. Выступление обязательно должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендацию по дальнейшему поведению. Вывод или призыв должен быть обязательно сформулирован словами. Изложенные принципы построения публичного выступления должны быть реализованы в структуре, композиции выступления.