Смекни!
smekni.com

Риторика как наука и древнейшая дисциплина, ее предмет и зачади. Понятие риторического идеала (стр. 6 из 14)


11. Основы теории жанра. Паспорт жанра.

Жанр – тип текстов, который отражает общность их коммуникативного намерения, композиции, формы или стиля языка. Выделяют речевые жанры: согласия / отказа, просьбы / приказа, беседы и др. Теория жанра возникла в результате того, что система речевых жанров лишь частично пересекается со стилистической системой рус. лит. языка. Стиль может быть реализован в конкретных жанрах. Один и тот же жанр может быть реализован с помощью разных стилей (напр. жанр отказа в разговорной и официально-деловой речи). Существуют речевые жанры, которые трудно сочетать с определенным стилем. Существует 2 концепции речевого жанра в современной лингвистике: 1) М.М. Бахтин (20-е годы 20 века). Жанры характеризуются единством: * интенции (то, что внутри, что надо выразить); * композиции и стиля. На этой концепции частично основывается теория речевых актов. Речевой акт – конкретное речевое действие, совершаемое с помощью обыденного языка. 2) Тат. Вяч. Шмелёва. Типология речевых жанров может быть более детальной, если принимать во внимание несколько факторов: фактор интенции (как и Бахтин) (она делит все жанры на гр: информирующие, императивные (побуждающие), оценочные, этикетные), фактор автора речи (этот фактор предполагает, что в зависимости от наличия / отсутствия у автора определенных полномочий, жанры с одной и той же интенцией могут быть разными (просьба и приказ)), фактор адресата (предполагает наличие у адресата некоторых полномочий, при этом один и тот же жанр может быть представлен в разном объеме и с помощью разных стилей (напр. жанр жалобы в устной форме в разговорном стиле адресован человеку, не наделенному полномочиями, ответным жанром является утешение)). Жанр жалобы в оф.- деловом стиле адресован человеку, наделенному полномочиями, ответным жанром является резолюция. Тип события: 1) существует ли событие в реальности (диктум) 2) включенность события в личную сферу автора речи. Приказ и предостережение. Фактор прошлого и будущего. Фактор прошлого отражен в тех жанрах, у которых есть коммуникативные предшественники. Фактор прошлое-будущее отражен в системе приглашение = согласие / отказ. Фактор языкового воплощения (предполагает использование для текстов разных жанров, стилей рус. лит. языка, или, в соответствии с требованиями единства стиля, или с помощью разностильных элементов) отказ может быть оформлен или с помощью одного стиля или с помощью разностильных элементов. Система этих факторов (паспорт жанра) используется в теории речи (для характеристики жанров, взаимодействующих в непосредственной коммуникации (в парламаентских дебатах, в ток-шоу)). НАПР.: жанр: судебное выступление. Разновидность: обвинительная речь. Фактор коммуникативного намерения: информирующий с элементами оценки. Жанр с коммуникативным будущим. Предмет речи включен в профессиональную личностную сферу автора. Теория жанра позволяет выделить среди убеждающих речей жанровые разновидности, которые имеют особенности, с точки зрения коммуникативного намерения и фактора адресата. В эпоху античности выделяли жанры: судебный (обвинять, оправдывать), совещательный (за и против), эпидейктический (похвала, хула). Отдельные признаки жанров использовались в риторике как основания классификации убеждающих речей. В современной риторике выделяют особое направление: риторика повседневности. При этом жанры повседневной речи рассматриваются как разновидности убеждающей речи.