Смекни!
smekni.com

Риторика как наука и древнейшая дисциплина, ее предмет и зачади. Понятие риторического идеала (стр. 7 из 14)


12. Типы межжанрового взаимодействия. Интертекстуальность как аспект межжанрового взаимодействия.

Межжанровое взаимодействие – это интеграция в пределах одного высказывания нескольких (двух обычно) текстов. При этом автор ставит целью активизировать в сознании читателя представление и о том, и о другом текстах. Причем один из этих текстов может быть представлен как система произведений того или иного автора, не как конкретный текст. Типы межжанрового взаимодействия: 1.Прямое включение одного текста внутрь другого. Например, в «Капитанскую дочку» включена притча о вороне. Взаимодействуют разные жанры. В этом случае 2 цели: внешний текст лишь обрамляет внутренний текст, который является основным («Герой нашего времени»), внутренний текст играет вспомогательную роль (письмо Татьяны Онегину) и служит для понимания глубинного содержания основного внешнего текста. 2. Использование прецедентных текстов, т.е. высказываний, которые хорошо известны участникам коммуникации и позволяющих автору вызвать в сознании адресата представление о культурно-художественном содержании цитируемых источников. («Как хороши, как свежи были розы» - у И. Северянина из Тургенева, а у Тургенева из Иннокентия Мятлева. Потом еще Георгий Иванов за границей писал, тоскуя по родине. Каждый из них вкладывал свой смысл, не сочетающийся с предшествующим). 3. Пародия на текст (пародия на «Красную шапочку» в стиле Ремарка) 4.Подражание. Автор хочет подчеркнуть наличие диалога с конкретным произведением. Интертекстуальность – особый компонент содержания текста, представляющий собой систему ассоциаций с иными, обычно художественными произведениями. При этом конкретных включений нет (Акунин: ассоциации с героями Куприна (Рыбников), очень много подражает, создавая новое).


13. Античный риторический идеал. Роль риторического канона. Этапы классического риторического канона: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (выражение), меморио (запоминание), акцио гипокризис (воспроизведение).Античная риторика 5в. до н.э. Первые учителя риторики (софисты). Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен, Марк Тулий Цицерон. Риторический идеал Древней Греции – это интеллектуальный гармонирующий диалог, приводящий собеседников к открытию истины. Наиболее полно воплотился в диалогах Сократа, в «Риторике» Аристотеля. В этом трактате описаны некоторые топосы и сформулированы правила взаимодействия нравов, аргументов и страстей. Риторический канон – это система правил, отражающих этапы создания убеждающего текста. К ним относятся: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (украшение), мемирио (запоминание), акцио гипокризис (произнесение). Все это в совокупности и будет составлять риторический эскиз речи. Инвенция – это этап риторического канона, на котором происходит распространение темы, риторической модели. Распространение темы (топосы): логические категории (род, вид, часть, целое, причина, следствие, место, время), некоторые готовые фрагменты текста (пример и свидетельство (цитата), логические операции (сравнение, аналогия). Впервые о топосах говорит Аристотель в «Риторике», систематизирует топосы в своих трудах Марк тулий Цицерон. Диспозиция – это этап риторического канона, на котором собранный материал располагается по определенной схеме (описание, повествование, рассуждение), развернутое рассуждение называется хрия – это такая модель расположения текста, которая основывается на схеме, рассуждение привлекает повествование и описание как дополнительные аргументы. Структура хрии: 1. приступ (похвала темы и ораторов, которые ее раскрывали); 2. парафразис (интерпретация темы, разъяснение ее составляющих); 3. повествование (история развития темы, события из опыта автора речи, иллюстрирующее значимость темы); 4. тезис (точка зрения автора речи на предмет); 5. род и вид предмета речи; 6. свойства (существенные признаки понятия, лежащего в основе выступления; 7. примеры; 8. сравнения и аналогии; 9. свидетельства (цитаты); 10. заключение (резюме по каждому пункту, нерешенные вопросы, следствия решения проблемы). Элокуция – это этап риторического канона, на котором собранные материалы оформляются с помощью тропов, фигур речи и других средств экспрессивного синтаксиса. К особым приемам элокуции относятся: 1. диалогизация речи – это обозначение в тексте двух или нескольких смысловых позиций и их расположение по схемам: 1) Я – Вы, 2) Он1 – Он2, 3) Я1- Я2; 2. введение вымышленной речи – это такой прием словесного выражения, при котором автором домысливается позиция собеседника; 3. фигуры уступки – это введение того или иного компонента с помощью оборота «допустим». Элокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса. Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.Меморио (запоминание) – этап риторического канона, на котором происходит подготовка к произнесению речи. Не столь важный теоретически, он имеет существенное практическое значение. Начинать готовиться к выступлению лучше за несколько дней. Речь нужно репетировать. Речь нужно репетировать не по кускам, а как целое. Нужно составить шпаргалку – несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руках. Перед тем как репетировать речь, нужно составить план. Репетируя, представьте себе аудиторию, помещение. Репетируя, не заучивайте речь, запоминайте идею текста. Репетируя, обращайтесь к плану лишь в том случае, если забудете сам ход мысли. На листке плана оставьте поля, чтобы записать опорные слова. Акцио гипокризис (произнесение) – этап риторического канона, при котором речь превращается в звучное слово. Здесь действует весь комплекс знаний и навыков, связанных с техникой речи и объединенных пластическим принципом гармонии звучащей речи с личностью оратора, его телесными и духовными особенностями, той гармонии, что создает образ ритора и признана оказать максимальное воздействие (жесты, мимика). Жесты, мимика должны быть разнообразными. Поза должна быть открытая. Ритор должен чувствовать себя свободно. 14. Инвенция (изобретение). Общие места (топы). Смысловые модели: «род» и «вид», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «пример», «свидетельство», «имя». Смысловая схема речи. Правила размножения идеи.

Инвенция – это этап риторического канона, на котором происходит распространение темы, риторической модели. Распространение темы (топосы): логические категории (род, вид, часть, целое, причина, следствие, место, время), некоторые готовые фрагменты текста (пример и свидетельство (цитата), логические операции (сравнение, аналогия). Впервые о топосах говорит Аристотель в «Риторике», систематизирует топосы в своих трудах Марк тулий Цицерон. Инвенция – учение о топосе, логосе, пафосе. Правила инвенции: 1. Этос, логос, пафос должны сотрудничать во имя единой идеи – убеждения. 2. Одна из трех частей должна доминировать. 3. Этос и пафос адресуются слабым, чувствительным и молодежи. 4. Логос - к разумным. 5. Злоупотребление этосом и пафосом высмеивается всегда. 6. Необходимы размышления, опыт, внимательное изучение наследия учителей. Части (каноны) риторической разработки речи. Части, или каноны, риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. В неориторике 20 в. изменился лишь объем исследовательского внимания, уделяемого отдельным канонам. Практически все неориторические исследования касаются аргументации (один из подразделов канона) и типов преобразований плана выражения и плана содержания (один из подразделов канона). Всего же различаются пять канонов. Нахождение или изобретение материала речи или текста. Нахождение охватывает всю совокупность мыслительных операций, связанных с планированием содержания речи или текста. Автору необходимо определить и уточнить тему (если она не задана заранее), выбрать способы ее раскрытия, доводы в пользу отстаиваемого тезиса и другие элементы содержания. Логос – это убеждение посредством апелляции к рассудку, последовательностью доводов, построенных по законам логики. Этос – убеждение посредством апелляции к признаваемым аудиторией моральным принципам. Поскольку общие моральные принципы и ценности известны (справедливость, честность, уважение к святыням, преданность родине и т.д.), автору, желающему строить убеждение в этосе, остается лишь подобрать подходящие к случаю и наиболее близкие аудитории принципы. Пафос означает возбуждение эмоции или страсти, на базе которой и происходит убеждение. Учение о возбуждении страстей было разработано уже в старой риторике. Были описаны эмоции, успех в возбуждении которых означал и успех в убеждении: радость, гнев, надежда, страх, грусть, энтузиазм, отвага, гордость и др. Первый канон риторической разработки речи включает также подраздел о содержательных источниках изобретения материала, в частности, об источниках изобретения доводов и аргументов. Эти источники выстроены в иерархию – от наиболее абстрактных к наиболее конкретным. На наиболее высоком уровне абстракции находятся так называемые общие условия дела, описываемые последовательностью вопросов: Кто? Что? Где? Как? С помощью кого? При посредстве чего? Когда? Зачем? Почему? Каждый из вопросов задает область дальнейших содержательных уточнений. Эти уточнения называются риторическими местами или топосами (греч., лат.). В современной вузовской риторике они именуются также «смысловыми моделями» или «схемами», а сам подраздел – топикой. Топосы представляют собой частные стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы. В риторике за период ее существования накопилось довольно большое количество мест, которые, тем не менее, сводимы к обозримому числу групп. Одна из возможных группировок выглядит следующим образом: 1) Условия: Кто? Что? Топосы: определение предмета; род и вид; часть и целое; тождество, подобие и сравнение – сходства и различия и т.д. Пример развития темы: предмет (что?) – компьютер; аудитория (для кого?) – для филологов; определение компьютера, внутренняя архитектура (центральный процессор, постоянное запоминающее устройство и др.); периферийные устройства, сети, состоящие из нескольких компьютеров, глобальная сеть и т.д. Сравнение: компьютер и абак, компьютер и телевизор, компьютер и мобильный телефон (общие функции) и т.д. 2) Условия: Как? С помощью кого? При посредстве чего? Топосы: методы, способ и образ действия, взаимосвязанные субъекты и объекты, инструменты и т.д. Пример: принципы действия компьютера (передача электрических сигналов, полупроводниковые матрицы, оптический сигнал, цифровое кодирование сигнала), роль человека-оператора, программное обеспечение. 3) Условия: Где? Когда? Топосы: место – географически, социально (в каких слоях общества); расстояние (близко-далеко); время (утро-день-ночь), эпоха (современная, классическая) и т.д. Пример: история возникновения компьютера, страны, где впервые появились компьютеры, социальные структуры (сначала – только производственное и служебное использование). Время возникновения: 20 в. Счетные машины прошлых веков и т.д. 4) Условия: Зачем? Почему? Топосы: причины, цели, намерения, последствия и т.д. Пример: почему возникли компьютеры, для чего они сегодня используются, к чему может привести глобальная компьютеризация, последствия в виде информационных войн и т.д. Каждую группу мест составитель речи или текста может наполнять в зависимости от собственных потребностей, исключая некоторые топосы или добавляя новые. Необходимо также иметь в виду, что структура мест ни в коей мере не идентична структуре самой речи или текста. Это лишь вспомогательная структура, помогающая подбирать содержательное наполнение. В современной дидактической риторике можно встретить отождествление понятий «места» и «общие места». Между тем, в теоретической риторике, начиная от Аристотеля, эти понятия не являются тождественными. Под «общими местами» подразумеваются не стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы, а содержательно определенные места, служившие «для эмоционального усиления уже имеющихся доводов... рассуждения о необходимости чтить богов, законы, государство, заветы предков, а также о том гибельном ущербе, который грозит этим оплотам человеческого общества, если обвиняемый не окажется осужденным (по мнению обвинителя) или оправданным (по мнению защитника). По отвлеченности своего содержания эти мотивы могли одинаково развиваться в речах по любому поводу: отсюда их название» (М.Л.Гаспаров). Методика распространения и обогащения найденного с помощью техники риторических мест содержания получила название риторической амплификации.