Смекни!
smekni.com

Риторика как наука и древнейшая дисциплина, ее предмет и зачади. Понятие риторического идеала (стр. 9 из 14)

17. Виды введения: прямое, косвенное и резко эмоциональное. Требования к введению. Планирование и тактика вводной части. Приемы внимания к речи. Заключение: планирование и тактика. Правила заключения.

Диспозиция – это этап риторического канона, на котором собранный материал располагается по определенной схеме (описание, повествование, рассуждение). Диспозиция содержит введение в тему ("ангажирование сюжета") и развертывание ("приведение доказательств"). Сочиняемая речь имеет шесть частей: 1) введение, 2) предложение (теорема); 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение. Три вида введения: прямое, косвенное и резко эмоциональное. Правила введения: 1) от введения зависит успех в целом; 2) следует использовать "нравы"; 3) сочинять введение, исходя из сути рассматриваемой темы; 4) писать введение последним; 5) доступность стиля; 6) избегать банального и экстравагантного. Предложение (теорема) - необязательный элемент, включаемый обычно при сложном и неочевидном характере темы. Заключение. В заключении кратко повторяется основное содержание текста, воспроизводятся наиболее сильные аргументы, подкрепляется нужное эмоциональное состояние слушателей и их положительный настрой по отношению к тезису. В зависимости от того, какую из этих задач автор считает наиболее важной, он может выбрать и соответствующий тип заключения: суммирующее, типологизирующее или апеллирующее.

18. Классический образец речи рассуждения (хрия). Строгая хрия: приступ, парафразис, причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение. Свободная хрия. Искусственная хрия: от частного к общему (индуктивный способ рассуждения). Структура основной части рассуждения. Необходимость переходов между частями. Классический образец речи-рассуждения (хрия). Хрия – та модель расположения текста, которая основывается на цели рассуждения и привлекает повествование и описание как дополнительные аргументы. Хрия – вид диспозиции (расположение материала). Строгая хрия имеет следующие части: 1. Приступ (похвала теме и организаторам). 2. парафразис – интерпретация темы, разъяснение её сопоставляющих. 3. Повествование – исторически развитые темы. Собираются из опыта, иллюстрируют значимость темы повествования. 4. Тезис – точка зрения автора речи на её предмет. 5. Род и вид предмета речи. 6. Свойства предмета речи – признак понимания выступления. 7. Примеры. 8. Сравнения и аналогии. 9. Свидетельства, цитаты. 10. Заключительные – резюме по каждому положению, применение вопросов. В свободной хрии могут отсутствовать некоторые части (например, свидетельство, подобие, пример) или др. их порядок. Искусственная хрия. Здесь сначала приводятся примеры и доказательства, а уже потом выдвигается тезис. Применение хрий зависит от характера расположенности аудитории к выступающему. Необходимы переходы между частями речи, чтобы для адресата были понятны логические связи. Переходы необходимы 1) во введении; 2) м\у темой и 1 позицией основной части; 3) м\у пунктами основной теории: упоминаются уже рассмотренные позиции и называются следующие. Хрия представляет собой сложный квазилогический аргумент, положение которого развернуто и обосновано рядом доводов, обеспечивающих защиту положения от возможных возражений. Порядок расположения аргументов по хрии определяется естественным развертыванием содержания мысли, при котором (1) положение сначала (2) изъясняется, затем посредством силлогизма или энтимемы обосновывается (3) причина его истинности (аксиология — собственно доказательство), далее предлагаются доводы (4) от противного, за которыми следует (5) сравнение, потом даются (6) примеры, вся последовательность завершается (7) свидетельством (аргументом к авторитету) и (8) заключением.Положение: “Видно, истина нужна миру, видно, нужно чрезвычайное о ней свидетельство, видно, не была бы она достойно и удовлетворительно засвидетельствована, если бы не свидетельствовал о ней воплощенный Бог-Слово”. Причина. “Истина есть одна из естественных и существенных потребностей духа человеческого”. Свидетельство: “Божественное откровение говорит в глубоком значении, что слово Божие, или истина Божия, есть хлеб жизии. Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих”. Подобие: “Подобно и естественный разум, хотя не в таком глубоком разумении, может сказать, что истина есть жизненная пища духа человеческого”. Противное: “Уничтожьте истину, в уме останется пустота, голод, жажда, томление, мука, если только он не в омертвении или не в обмороке от крайнего невежества. Если вздумаете питать его образами воображения, имеющими преходящий блеск, но не заключающими в себе твердой истины, ему вскоре наскучит черпать воду бездонным сосудом, и жажда его останется неутолимой, и мука неисцельной. Пример: Что значит любопытство детей, их желание о всем спросить и все узнать?” Свидетельство — аргумент: “Но можно ли действительно находить истину? — должно думать, что можно, если ум без нее не может жить, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признать себя лишенным жизни”.

19. Расположение содержания в описании. Начало. Середина описания: принципы изображения ее содержания из «общих мест». Правила расположения «середины» описания.

Описание – один из типов речи, наряду с рассуждением и повествованием. В риторике описание рассматривается в области риторического канона (2 этап, диспозиция). Описание состоит из следующих частей: начало – обращение к предмету, указание времени, места. В середине, если предмет бездейственен, описываются перемены в нем; если предмет неодушевлен, то описываются его части; если это действительное лицо, то описываются его свойства и действия. При этом следуют некоторым «изящным» правилам: то, что нравится, должно быть расположено ближе к концу, все части предмета четко отличаются друг от друга, избегается излишняя детализация, избегаются повторы. В конце вновь следует обращение к предмету, либо какая-то нравственная мысль, высокая идея. Ломоносовская традиция расположения содержания в описании. Описание вещи, по Ломоносову, есть «изображение» её. Автор «Краткого руководства к красноречию…» считал мастерство описания важным свойством описания. В книге Ломоносов предлагает порядок расположения «общих мест» в описании. Описание «бездушных» вещей 1. Место. 2. Целое и части. 3. Материальные их свойства.
Описание «одушевленных» предметов 1. Место, или время, или жизненные свойства. 2. Материальные части и их свойства. 3. Действия, обстоятельства их времени и места (если необходимо). Приведем образец расположения идей в описании вещи из старой риторики. САМОВАР Самоваром называется машина, в которой нагревается вода для приготовления чаю (определение). Части его (целое-части). Форма. Из чего делается (свойства материальные)? Лучшие самовары делаются в Туле (место). Употребляется самовар по преимуществу в России, но проникает от нас и в Западную Европу, и в Азию (применение, место). Схема расположения в этом образце. 1 – определение; 2 – целое-части; 3 – свойства: внешние (форма, материал); 4 – место; 5 – свойства: функции, употребление. «Схематическое» описание вещи с риторической точки зрения удачно, если оно: 1) понятно, 2) полно, 3) точно. Расположение частей в описание таково: 1 – общее назначение (функции) предмета; 2 – все его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа. «Схематическое» описание дело не простое. Здесь важна, прежде всего, четкость, точность и последовательность, т. е. структурность, именно схематизм, возведенный в принцип.