Смекни!
smekni.com

Духовный портрет личности писателя Леонида Андреева (стр. 20 из 23)

[76] Богданов В.А. Писатель редкого таланта и мужества // Андреев Л.Н. Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С.14.

[77] Мережковский Д. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 192.

[78] Книга о Леониде Андрееве. Петербург-Берлин, 1922. С. 51.

[79] Цит. по кн.: Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. М.: Олимп: Издательство АСТ, 2000. С. 583.

[80] Письма Леонида Андреева / Предисловие и послесловие Г. Чулкова. Л., 1924. С. 14.

[81] Цит. по кн.: Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. М.: Олимп: Издательство АСТ, 2000. С. 587.

[82] По свидетельству как современников (Леонид Аркадьевич Андреев), так и по выводам современных исследователей, творчество Л. Андреева нельзя свести к проповеди трагического пессимизма, фатализма, абсурда бытия, одиночества и трагического богоборчества. Об этом говориться в письме Леонида Аркадьевича Андреева к Л. Н. Афонину: «Это дает мне право высказать откровенно свое несогласие с одним очень существенным утверждением, касающимся творческого лица писателя, я имею в виду защищаемое Вами мнение, что Л.Н. старался “доказывать” безнадежность жизни и “проводил” пессимистические настроения. Мне кажется это неправильным, у Л. Н., каким я его помню, не было тенденциозности; он был цельным человеком и не отделял мышления от мира эмоций, предчувствуя, вероятно, что всякая рационализация чувств есть дорога смерти и безумия. Именно потому он и писал, подчас, вещи наивные и слабые, что не боялся ложного стыда, т. е. всегда был самим собой; литература для него была как бы использованием слабости человека, но не заранее подготовленным докладом» (Архив ОГЛМТ. Ф. 49. Ед. хр. 7586/1.)

[83] Цит. по кн.: Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. М.: Олимп: Издательство АСТ, 2000. С. 649.

[84] Столяров-Суханов М. Символизм и Леонид Андреев как его представитель. Киев, 1903. С. 25–26.

[85] Как уже отмечалось, этот путь Л. Андреева был достаточно противоречив и изменчив, сопровождался духовными взлетами надежды и глубокими падениями в безысходность и отчаяние. Как констатирует один исследователь говоря о духовном портрете Л. Андреева: «Его вряд ли можно назвать ортодоксально, догматически верующим, но и законченным атеистом он не был никогда… В Андрееве сильна жажда бессмертия, по крайней мере, надежда на него, хотя он еще не в состоянии со всей определенностью в него уверовать. Эта надежда и есть самое мощное противоядие от вошедшего в его душу пессимизма, спасительная реакция на нежелание жить и последующего за ним мрачного эксперимента, чуть было не приведшего к трагедии; торжество несостоявшегося самоубийцы над смертью» (Cansinos Assens A. La obra de Andreev // Andreev, L.N. Obras completas. Traduccion del ruso, estudio preliminary e notas de Rafael Cansinos Assens. Madrid, 1969. P. 19–20.)

[86] Леонид Андреев. S.O.S.: Дневник (1914–1919); Письма современников (1917–1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918–1919). М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1994. С. 264.

[87] Цит. по кн.: Леонид Андреев: Материалы и исследования. М.: Наследие, 2000, С. 269.

[88] Андреев. Л. Н. Призраки // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Художественная литература, 1990. Т.2. С. 78.

[89] Андреев Л. Н. Анатэма // Драматические произведения: В 2 т. Л.: Искусство, 1989. Т. 1. С. 304–305.

[90] Гуревич Л. Литература и эстетика: критические опыты и этюды. М.: Русская мысль, 1912. С. 64.

[91] Там же. С. 64, 67.

[92] «Леонид Николаевич странно и мучительно резко для себя раскалывался надвое: на одной и той же неделе он мог петь миру – “Осанна!” и провозглашать ему – “Анафема”! Это не было внешним противоречием между основами характера и навыками или требованиями профессии, – нет, в обоих случаях он чувствовал одинаково искренно. И чем более громко он возглашал “Осанна”! – тем более сильным эхом раздавалась – “Анафема”!» (Горький М.А. Литературные портреты. М.; Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. С. 175,176.)

[93] Горький М.А. Литературные портреты. М.; Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. С. 203.

[94] Цит. по кн.: Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. М.: Олимп: Издательство АСТ, 2000. С. 586.

[95] См.: Андреев Л.Н. Проза. Публицистика, М.: Олимп; ООО Издательство АСТ, 2000. С. 517.

[96] См.: Андреев Л. Н. Повести и рассказы: В 2 т. Т.1: 1898–1906 гг. М.: Художественная литература, 1971. С. 670

[97] Там же. С. 671.

[98] Подробнее об этом см.: Афонин Л.Н. «Исповедь» А. Аполлова как один из источников повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» // Андреевский сборник. Курск, 1975. С. 90–101.

[99] Горький М.А. Литературные портреты. М.; Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. С. 166, 171.

[100] Горький М.А. Указ. соч. С. 172.

[101] См.: Журнал «Былое». №24. 1924. С. 168.

[102] См.: Андреев Л.Н. Проза. Публицистика, М.: Олимп: ООО Издательство АСТ, 2000. С. 518.

[103] Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX начала XX века: Учеб. М.: Высш. шк.: Изд. центр Академия, 1999. С. 386.

[104] Короленко В. Г. О литературе. М., 1957. С. 363.

[105] Неизданные письма Леонида Андреева. Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 119. Тарту, 1962. С. 382.

[106] Чуваков В. Н. О творчестве Леонида Андреева //Андреев Л.Н. Земля: Повести, рассказы, фельетоны. Тула: Приок. Кн. Изд., 1982. С. 355.

[107] Франкл В. Е. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 106.

[108] Зайцев Б. К. Священник Кронид // Осенний свет: Повести, рассказы. М.: Советский писатель,1990. С. 48.

[109] Там же. С. 49.

[110] Там же. С. 51–52.

[111] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского// Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 74.

[112] Мережковский Д. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 186.

[113] Горький М.А. Литературные портреты. М.; Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. С. 172.

[114] Зайцев Б. К. Осенний свет: Повести, рассказы. М.: Советский писатель,1990. С. 22.

[115] Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя), М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. С. 13.

[116] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского// Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 75.

[117] Книга Иова // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М.: Российское Библейское Общество, 1998. С. 538.

[118] Там же. С. 553.

[119] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского// Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 78.

[120] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского// Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 124,125,131.

[121] Книга Иова // Библия. Книги священного писания. Ветхого и Нового Завета.Канонические. М.: Российское Библейское Общество, 1998. С. 568.

[122] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского// Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 75.

[123] В одной из своих масштабных и глубоких последних пьес – «Собачий вальс», оконченной в 1916 г., писатель вновь, с обостренной полнотой раскрывает тему смысла жизни человека и его одиночества в этом мире. Главный герой пьесы – Генрих Тиле, так и не смог реализовать свою мечту стать тем, кем хотел, осуществить давно лелеемое желание создать семью и иметь детей. Под конец своей жизни Л. Андреев, подобно И. Тургеневу проводит мысль о единственно возможном бессмертии – в своих детях. Осознавая ситуативное и судьбоносное содержание человеческой жизни, Л. Андреев утверждает единственную ценность. Тот, кто по каким либо причинам лишается возможности иметь биологическое наследие в своей жизни, обречен на бессмысленность своего существования. Герой пьесы, Генрих Тиле, лишившись этой последней возможности, заканчивает свою жизнь самоубийством. Интересно заметить, что при всем при этом сам Леонид Андреев имел двое сыновей от первого брака – Вадима (1902–1976) и Даниила (1906–1959), – от А. М. Велигорской. Дети от второго брака – Савва (1909–1970), Вера (1911–1986) и Валентин (1913–1988) жили с отцом постоянно, вплоть до его смерти (Андреев Л.Н. Богданов А. В. Между стеной и бездной // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Рассказы 1898–1903 гг. М.: Худож. лит., 1990. С. 31).

[124] Андреев Л. Дневник (1914–1919) // S.O.S.: Дневник (1914–1919); Письма (1917–1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1917–1919). М.; СПб.:Atheneum; Феникс, 1994. С. 85.

[125] Интересно заметить, что сам Леонид Андреев имел двое сыновей от первого брака – Вадима (1902–1976) и Даниила (1906–1959), – от А. М. Велигорской. Дети от второго брака – Савва (1909–1970), Вера (1911–1986) и Валентин (1913–1988) жили с отцом постоянно, вплоть до его смерти (Андреев Л.Н. Богданов А. В. Между стеной и бездной // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1990. С. 31).

[126] Цит. по кн.: Леонид Андреев: Материалы и исследования, М.: Наследие, 2000. С. 188.

[127] Андреев Л.Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 107.

[128] Там же. С. 93.

[129] Там же. С. 117.

[130] Андреев Л. Н. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1990–1996. Т.1.С. 342.

[131] Там же. С. 345

[132] Андреев Л.Н. Указ. соч. С. 411–412.

[133] Там же. С. 536.

[134] Там же. С. 450.

[135] Там же. С. 444.

[136] Там же. С. 350.

[137] Андреев Л.Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 126.