Смекни!
smekni.com

Духовный портрет личности писателя Леонида Андреева (стр. 21 из 23)

[138]Цит. по кн.: Андреев Л.: Материалы и исследования. М.: Наследие, 2000. С. 248.

[139] Цит. по кн.: Андреев Л.Н. Публицистика // Проза. Публицистика. М.: Олимп: Издательство АСТ, 2000. С. 632.

[140] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 86,87.

[141] Там же. С. 85.

[142] Именно в этом отрывке в потрясающих красках рисуются «проснувшиеся чудовищные тени и всею своею клубящеюся массою» (Андрев Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1990. С. 633.) устремляющихся на ждущих разгадки тайны жизни людей.

[143] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 130.

[144] Там же. С. 97.

[145] По А. Шопенгауэру, мировая воля, трансцендентная по своей сути, «самая сердцевина, самое зерно всего частного, как и целого; она проявляется в каждой слепо действующей силе природы, но она же проявляется и в обдуманной деятельности человека: великое различие между первой и последней касается только степени проявления, но не сущности того, что проявляется» (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1900, С. 115).

[146] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 99.

[147] Там же. С. 111.

[148] Как замечает критик Козловский, «Мысль, что в основе мира лежит ложь и что Зло под маской Добра правит миром, очень часто проглядывает у Леонида Андреева» (Козловский Л.С. Леонид Андреев // Русская литература (1890–1910) / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М., 1915. Т. 1. С. 267). Злая сила рока также преследует героев произведений «Призраки», «Вор», «Красный смех». Образ олицетворенного зла проступает также и в «Саше Жигулеве».

[149] Короленко В. Г. Полн. собр. соч. СПб., 1914. Т. 5. С. 369–376.

[150] Козловский Л. С. Леонид Андреев // Русская литература (1890–1910) / Под ред. проф. С. А. Венегрова. М., 1915. Т. 1. С. 267.

[151] Чуваков В.Н. Предисловие // Андреев Л. Н. Рассказы, повести и фельетоны. М.: Моск. рабочий, 1983. С. 16.

[152] Литературное наследство. Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка. М.: Наука, 1965. Т. 72. С. 179–180.

[153] Гуревич Л. Литература и эстетика: критические опыты и этюды, М.: Русская мысль, 1912. С. 73.

[154] Этот мотив подчеркивается литературным отзывом одного из современников: «…читая ее (пьесу «Анатэма». – Т.А.), улавливаешь что-то знакомое и вдруг вспоминаешь другое его произведение: «Жизнь Василия Фивейского». Ведь это тот же мотив. Вспомните: “Люди теснились, неуклюже толкаясь и топча ногами, нестройным, разрозненным движением валились на колени, вздыхали и с неумолимою настойчивостью несли попу свои грехи и свое горе… И вот невыносимой болью переполняется сердце Василия Фивейского, а кругом уже шумит тревожная, глухая молва о необыкновенном попе, оставляя после себя какой-то особый страх, надежду и ожидание. В соседней губернии, за сотни верст, кто-то уже заговорил о “новой вере”. И пылала в страшных муках душа Василия Фивейского. “Самое большое, самое важное предстояло перед ним и называлось оно – чудо. Туда не смела заглянуть его человеческая, все еще слишком человеческая мысль. Там была граница мысли. Там в бездонных солнечных глубинах неясно обрисовывался новый мир, и он уже не был землею”…» ( Гуревич Л. Литература и эстетика: критические опыты и этюды, М.: Русская мысль, 1912. С. 81).

[155] Там же. С. 74.

[156] Вересаев В.В. Сочинения: В 4 т. М.: 1948. Т. 4. С. 449–477.

[157] Достаточно прочитать произведения «Бездна», «Мысль», «Молчание», «Он». С некоторой недоверчивой усмешкой в беседе с М. Горьким, который в отличие от Л. Андреева верил в лучшие стороны человека, писатель однажды скажет: «– Да сначала нужно ответить, где есть истина – в человеке или вне его? По-вашему – в человеке? И засмеялся: – Тогда это очень плохо, очень ничтожно…» (Горький М.А. Литературные портреты. М.; Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. С. 168.)

[158] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 92.

[159] Франкл В. Е. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 37.

[160] Франкл В. Е. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 183.

[161] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное, М.: Сов. Россия, 1988. С. 115.

[162] Андреев Л.Н. Указ. соч. С. 119.

[163] Как подчеркивает В. Франкл: «смысл должен быть найден, но не может быть создан» (Франкл В. Е. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 37.)

[164] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 87.

[165] Андреев Л. Н. Указ. соч. С. 113, 114.

[166] Там же. С. 123.

[167] Там же. С. 125.

[168] Там же. С. 138.

[169] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 116–117.

[170] В повести мы читаем: «Но человек [отец Василий] не слышал и молчал, и вдохновенным было светлое лицо его. Он грезил дивными грезами светлого, как солнце, безумия; он верил верою тех мучеников, что восходили на костер, как на радостное ложе, и умирали, славословя… Радость, радость, радость! (здесь и далее, курсив мой)». И вновь мы встречаем мотив радости, которая предшествует попытке воскресить мертвого Семена Мосягина: «Радость! Радость! Он [Василий Фивейский] смотрит на гроб, на церковь, на людей и понимает все, понимает тем чудным проникновением в глубину вещей, какая бывает только во сне и бесследно исчезает с первыми лучами света. Так вот оно что! Вот великая разгадка! О радость, радость, радость!» И далее, когда отец Василий смотрел на вдову и детей погибшего, «он точно наслаждался ее безмерною мукою – так весел, так ликующ, так дерзко-радостен был его стремительный взор» (Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 123, 136, 137).

[171] Мережковский Д. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 193.

[172] Там же. С. 100.

[173] Андреев Л.Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 90.

[174] Там же. С. 91.

[175] Мережковский Д. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 194.

[176]Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 116–117, 103.

[177] Андреев Л. Н. Богданов А. В. Между стеной и бездной. // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Рассказы 1898–1903 гг. М.: Худож. лит., 1990. С. 18.

[178] «Вытянув шею вперед, о. Василий с высоты своего огромного роста впивался в старуху глазами и молчал». «О. Василий молчал, низко склонив голову; и был он огромный и черный на фоне тускло белевшего окна…». После очередной перипетии с женой «На другой день о. Василий был таким как всегда, – холодным и спокойным, и ни словом не вспоминал о случившемся» (Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского// Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 91, 94, 103).

[179] Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского// Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 86.

[180] Там же. С. 100.

[181] Там же. С. 104.

[182] Там же. С. 90.

[183] Там же. С. 78.

[184] Там же. С. 82.

[185] Там же. С. 126.

[186] См.: Церковный вестник. 1904. 2 сентября. №36. С. 1137.

[187] «И тихо стало. И громкий скачущий хохот прорвал тишину, ударил в спину попа – и со страхом он обернулся. – Ты что? – испуганно спросил он, отступая. Идиот смеялся. Бессмысленный зловещий смех разодрал до ушей неподвижную огромную маску, и в широкое отверстие рта неудержимо рвался странно-пустой, прыгающий хохот: “Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!”»(Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. 126).

[188] Цит. по кн.: Франкл В. Е. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 88,127,317

[189] Рисуя личностный портрет Василия Фивейского, писатель-символист дает герою следующую характеристику: «Главная и непоправимая беда священника Василия Фивейского не в бесчисленных и фантастических бедах, а единственно в том, что он глуп; не просто не умен, а именно глуп, потому что истинная глупость заключается не столько в отсутствии ума, сколько в его несоответствии с прочими свойствами души, главным образом, с волею»(Мережковский Д. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 193.).

[190] Там же. С. 193.

[191] Для писателя была характерна мысль о том, что догмат любви и добра нельзя прямо вывести из суммы догм. У Андреева добро, как и красота, создается талантливыми людьми. Они руководствуются не только рассудком, но и особой интуицией, помогающей сделать свой выбор в непредсказуемых обстоятельствах жизни См.: Леонид Андреев: Материалы и исследования. М.: Наследие, 2000, С. 255.

[192] Подобным доказательством в пользу рассудочного поиска истины героями андреевских произведений может служить образ Анатэмы из одноименной пьесы: «Не потому, будто бы, Анатэма – заклятый, что он жаждет Истины, а потому, что он не имеет в себе иного органа для приобщения к царству Истины, кроме ума… Итак, жаждущий высшей правды, снедаемый, подобно демону Пушкина и Лермонтова, тоскою о святых добра, Анатэма оказывается теперь уже олицетворением рассудочного начала в человеке» (Гуревич Л. Литература и эстетика: критические опыты и этюды. М.: Русская мысль, 1912. С. 74, 75).