Смекни!
smekni.com

Удовлетворённость предпринимателя собственным социальным статусом (стр. 7 из 14)

Таким образом, вырисовывающийся социальный тип предпринимателя характеризуется изначальной маргинальностью, неудовлетворенностью своей исконной социальной средой или невозможностью по тем или иным причинам на нее ориентироваться. Предпринимательство открывает каналы вертикальной социальной мобильности тем, для кого затруднены традиционные карьерные пути через наследование имущества и титулов, государственную и военную службу.

Ярким примером маргинальной среды, служащей постоянным социальным источником пополнения категории предпринимателей в самых разных странах, служат этнические меньшинства. Широко известны многочисленные примеры успешного этнического предпринимательства в разных частях света: китайцы, корейцы и кубинцы в США; выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш в Великобритании; североафриканцы (из Алжира, Туниса, Марокко) во Франции; турки в Германии; суринамцы в Голландии и т.д.

Если вернуться к современной России, то здесь размывание статусных границ и нечеткость критериев стратификационных процессов как раз и обусловлены возникшей благодаря реформе динамичностью процессов горизонтальной и вертикальной мобильности, когда социально-структурные единицы становятся нечеткими, эфемерными и поэтому сомнительными. Подобная стратификационная нечеткость наблюдается не только в пореформенной России, но и в странах СНГ, где происходят аналогичные процессы крупномасштабной маргинализации населения и активизации социальной мобильности.

Мы полагаем, что поведение, характеризуемое как "предпринимательское", то есть обладающее чертами активности, индивидуальной ответственности и новаторства, имело место во все времена, и в советский период в России также. И не только в области так называемой "теневой экономики", но и в различных производственно-деятельностных сферах. Вместе с тем приходится признать, что предпринимательская активность, благодаря реформе и последовавшему за ней всплеску социальной мобильности, в последние годы интенсифицировалась как ценность, став определяющей характерологической чертой реального социального слоя.

"Ядром" происшедших в обществе перемен, вызвавших к жизни тот слой, о котором идет речь, стало изменение отношений собственности и создание соответствующего правового базиса предпринимательской деятельности. Самостоятельность в решении ситуативных и перспективных вопросов развития дела (предприятия, производства или комплекса услуг - невещественного продукта), ориентация на прибыль, когда личная заинтересованность не противоречит коллективным интересам фирмы или компании - основные отличительные признаки предпринимательской деятельности. Но эти признаки не могут служить критерием стратификационного структурирования без учета отношений собственности, интегрирующих эти признают в определенном социальном субъекте - субъекте рыночных отношений -предпринимателях. Иначе говоря, отношения собственности и социально-экономическая структура образуют единое целое. Различные элементы социальной структуры классы, слои, страты и т.д., занимая определенное место в системе общественного производства, выражают в деятельности свои потребности, интересы, ценности. Эти потребности, интересы, ценности не могут, однако, служить социально-стратификационными критериями сами по себе, без учета отношений собственности, которые как отношения присвоения и отчуждения результатов труда (средств производства) осуществляются в целом экономическим и политико-правовым путями. Экономический путь предполагает различие средств получения прибыли, уровня дохода, зарплаты и т.д. Политико-правовые властные средства регулируют распределение функций распоряжения, управления, пользования, владения и т.п. среди социальных слоев. Все это в совокупности и составляет политико-правовые формы отношений собственности.

Но есть и еще момент, который также показывает важность отношений собственности в процессе социально – стратификационных изменений. Момент этот - самоорганизация отношений собственности, когда их политико-правовое регулирование либо отсутствует, либо запаздывает. Под самоорганизацией мы понимаем возникновение взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимодействия частей. А применительно к предпринимателям как субъектам экономической активности такие взаимозависимости и взаимодействия будут реализовываться как практические действия, инициируемые экономическими интересами. Пьер Бурдье, отмечая "пригодность" марксовых критериев социально-классовой дифференциации дня идентификации "класса сконструированного" с "классом реальным", писал, что "структура социального пространства определяется в каждый момент структурой распределения капитала и прибыли, специфических для каждого отдельного поля, но тем не менее, в каждом из этих пространств игры определение ставки и козырей может само быть поставлено на карту"[18].

Далее еще один важный, на наш взгляд, признак, говорящий в пользу того, что предприниматели - не просто носители определенного поведения и ценностей, а социально-структурная общность. Эта общность уже показала себя как единство, состоящее из различных групп, разбросанных в разных областях общественного производства, но вместе с тем, как общность, готовая к защите своих интересов на самых различных уровнях и в самых различных формах. Это весьма важный признак классообразования, присущий предпринимателям сегодня, вероятно, в большей степени, нежели иным социально-структурным общностям. Даже в группах, структурированных по иным признакам (этническим, например, национальной самоидентификации и др.) предприниматели, идентифицируя себя как предприниматели, выше всего в своей деятельности ставят интересы предпринимательства. Например, российские предприниматели впервые недвусмысленно продемонстрировали свои ориентации как общности, способной к слаженным, вполне согласованным действиям в ходе президентской компании 1996 года. Вмешательство предпринимателей в президентскую компанию обусловливалось тем, что происходило событие, определяющее жизнь страны на десятилетия.

Подведем итоги сказанному. Проведенный анализ показал, что существующие в отечественной социологии критерии, отличающие предпринимателей от иных социальных субъектов не являются по своей природе стратификационными. Предпринимательская активность, понимаемая как в широком (модель поведения), так и в узком (характерная для определенного вида деятельности на конкретном отрезке времени) смыслах слова не является достаточным показателем принадлежности к предпринимателям как социально-структурной общности.

Однако нахождение только объективных, зримых критериев социального статуса предпринимателя сужают проблему до статистического определения социальных категорий. Приведенные выше критические замечания в адрес психолого-поведенческого подхода к критериям принадлежности к предпринимательскому слою имели в виду только недостаточность поведенческих критериев в качестве самостоятельных. Однако при соблюдении принципа комплементарности по отношению к субъективным и объективным критериям необходимо рассматривать как первые, так и вторые. Сложившаяся в обществе стратификация может стать объектом личных устремлений, переживаний удовлетворенности или фрустрации человека, что, в конечном счете, воздействует на мотивационную сферу, побуждает активно включаться в социальное взаимодействие или, напротив, уклоняться от него. Именно поэтому содержательный анализ предпринимательства с точки зрения его объективного места в социальной структуре требует обращения также к изучению феномена предпринимательского поведения.

Выводы по главе:

Современное российское общество переживает процесс глубоких экономических, политических, информационно-культурных изменений, активно идет процесс образования новых социально-профессиональных групп и реструктуризации уже существующих. К таким новым социальным образованиям в постсоветском обществе можно отнести группу предпринимателей.

Понятия «предприниматель», «предпринимательство» не имеют однозначной трактовки ни в российской науке, ни в общественном сознании. Говоря о предпринимателях, одни имеют в виду агентов малого, среднего или микробизнеса, другие - представителей директорского корпуса, третьи - дельцов теневой экономики.

Общими, т.е. признаваемыми подавляющим большинством исследователей, признаками предпринимательства являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода (или наличие прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений и личной ответственностью за результаты хозяйствования), владение собственностью, инновационный характер деятельности.

Предпринимательство (бизнес) - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, главными целями которой является получение прибыли и развитие собственного дела.

Основными критериями, позволяющими отнести тот или иной вид деятельности к предпринимательству, а конкретное лицо — к предпринимателям, являются следующие.

1. Управление капиталом с целью получения прибыли; к
предпринимательству не может быть отнесена деятельность, не связанная с управлением экономическим, культурным, символическим и др.
капиталом, общественная, благотворительная и т.п. деятельность, не
имеющая целей извлечения прибыли.

2. Активность субъекта предпринимательской деятельности;
данный критерий исключает пассивные формы получения дохода от
собственности на капитал, землю, средства производства.