Смекни!
smekni.com

Интеллектуальный потенциал инновационного развития (стр. 8 из 17)

3.1 Интеллектуальный потенциал: методология анализа

Многие свой оптимизм в отношении будущего России связывают не с применением науки, не с использованием ее интеллектуального по­тенциала, а с особой духовностью российской культуры, отличной от ра­ционализма Запада. Считают, что опираясь на нее, она найдет свой путь к прогрессу и благосостоянию, и ключевое значение имеет ее духовный потенциал. Конечно, было бы глупо игнорировать роль духовной куль­туры, ее особенностей, роль нравственного начала, без которого ничего не получится вообще, но когда, отдавая приоритет духовности, прини­жают науку, исповедуют и прямо или косвенно проповедуют негативное отношение к науке, как источнику кризиса современной цивилизации и угроз, нависших над человечеством, хочется спросить у этих господ: будут ли они с лопатами и граблями, с серпом и молотом выходить из кризиса?! Или, поверив великому комбинатору, уповать на то, что заграница нам поможет и все наладит. Думаю, что для России более подходит китайский принцип «опоры на собственные силы», конечно, переосмысленный соответственно условиям места и времени.

Из того социально-экономического тупика, куда она была загна­на ельцинско-гайдаровскими «реформами», ей — огромной и мощной державе — по статусу положено выбираться, опираясь в первую очередь на внутренние силы и средства, что, конечно, не равнозначно изоляцио­низму. В современную эпоху политика изоляционизма архаична. Вместе с тем очевидно и то, что «плана Маршалла» для России в обозримом будущем не предвидится.

Надо задействовать собственные возможности и среди них — ее ин­теллектуальный потенциал. Вообще, следует отметить, что понятие потен­циала в социальном знании в методологическом плане оказалось весьма продуктивным. Ежегодные доклады Программы развития ООН о разви­тии человека прекрасно показали и доказали, что, сопоставляя показате­ли, характеризующие «человеческий потенциал» различных стран, можно сделать весьма существенные выводы об их уровне, о стоящих перед ними социально-экономических проблемах, о месте, занимаемом каждой из них на общей шкале развития. Но использование понятия потенциала в социальной области можно этим не ограничивать, а расширить и кон­кретизировать, как представляется, в основном по трем направлениям:

- по уровню человеческих общностей для определения потенциала на­ции, различных социальных групп, больших или малых; предельным здесь будет потенциал отдельной личности;

- по тем сферам деятельности, уровень развития которых в различных странах можно сравнивать друг с другом; речь идет о научном, техническом, производственном, военном и т. п. потенциалах;

— по фундаментальным основаниям человеческой деятельности в це­лом; в данном случае имеются в виду интеллектуальный, духовный, нравственный, творческий потенциалы.

Следует сразу же оговориться, что данная классификация построе­на на использовании различных оснований, которые в реальной жизни пересекаются и по-разному сочетаются.

Поскольку понятие потенциала относится к деятельности челове­ка, его носителем является субъект. Потенциал характеризует состояние субъекта с точки зрения возможности осуществлять определенного вида и качества деятельность. Эти возможности создаются обществом в ходе его исторического развития, определяются комплексом различных факто­ров в их единстве и взаимосвязи. Человеческая деятельность есть процесс реализации потенциала.

Что же касается понятия интеллектуального потенциала, то оно от­ражает интеллектуальную сторону человеческой деятельности — способ­ность к рациональной постановке целей и поиску средств их реализации, без чего предметная деятельность невозможна. Вопрос о его составляю­щих (структуре) не может иметь однозначного ответа, поскольку зависит от того, чей это потенциал — индивида, группы, нации, страны в целом. В последнем случае он, безусловно, включает в себя уровень образования населения и потенциал основных видов деятельности, связанных с ее жизнеобеспечением и развитием — производственный, научно-техниче­ский и т. д.

Уровень интеллектуального (научного, творческого) потенциала на­учного коллектива (или отдельного ученого) определяется его способно­стью (или неспособностью) решать в своей области задачи, относящиеся к переднему краю науки.

Каждый человек имеет свой личный, в том числе и интеллектуаль­ный потенциал. Человека считают специалистом, профессионалом, когда он имеет необходимые знания и навыки, т. е. определенный потенциал, дающий ему возможность качественно выполнять свою работу. И от него ожидают именно такой работы. Это очень важный момент, ибо потен­циал всегда связан с ожиданиями. В простейшем случае, если человек не оправдал ожидания, это означает, что либо ему помешали, либо его потенциал определен неправильно.

Преимущественно в экономической литературе, но и не только, во­шло в употребление понятие «человеческий капитал». Оно близко к ин­теллектуальному потенциалу, ибо подразумевает, что капиталом являются здесь знания, навыки, профессионализм. Но все-таки это экономическая категория, а понятие интеллектуального потенциала в методологическом плане связано не с экономикой, а с обществом в целом и потому откры­вает более широкие возможности анализа человеческой деятельности.

Базовой составляющей интеллектуального потенциала страны яв­ляются развитие науки, а также уровень и качество образования на­селения: социализация индивида в цивилизованном обществе включает в себя достижение требуемого минимума образования. Например, элемен­тарная техническая грамотность необходима для живущих в наполненной многочисленными механизмами социокультурной среде современного общества.

Кроме образования всего населения, данное понятие охватывает и те группы людей, которые непосредственно заняты умственным трудом или в труде которых высок удельный вес интеллектуальной составляющей. Именно эти группы обеспечивают воспроизводство интеллектуально­го потенциала страны и являются источником новаций в производстве и других сферах общественной жизни.

Понятие интеллектуального потенциала начинает использоваться там и тогда, где и когда требуется соединение различных видов интеллекту­альной деятельности. Поэтому смысл и значение его как раз в том, что он выполняет интегративную функцию по отношению к составляющим его компонентам, когда никакой из них сам по себе вне связи с дру­гими уже недостаточен для решения проблем, например, образование вне взаимосвязи с наукой и т. д. В итоге, все виды интеллектуального потенциала с необходимостью сопрягаются друг с другом. Тем самым на теоретическом уровне устраняются препятствия для установления органических взаимосвязей между образованием, наукой, технологией, производством. А на практическом уровне их единство обеспечивается адекватными формами организации. Основой интегративных процессов, формирующих интеллектуальный потенциал как целостность, является решение практических проблем.

Кроме того, потребность в использовании понятия интеллектуаль­ного потенциала возникает при характеристике деятельности, которая носит творческий инновационный характер, выходит за рамки нарабо­танных алгоритмов и автоматизированных действий. Интеллектуальный потенциал общества — это его возможности генерировать и вносить в исторический процесс нечто новое и тем самым создавать предпосылки Для движения вперед.

Если его основой являются наука и уровень общего образования всего населения, то при характеристике интеллектуального потенциала инновационного процесса в сфере производства следует кроме того вы­делить также значимость профессионального образования специалистов, 8 также научно-технической (новое знание, технологические разработки) и инженерно-конструкторской деятельности, обеспечивающей техноло­гический прогресс. Развитие наукоемких отраслей напрямую зависит °т использования человеческого интеллекта, т. е. от труда ученых, ин­женеров, конструкторов, техников, высококвалифицированных рабочих в сфере науки, технологии, производства. Как известно, существуют две ветви производства: производство ма­териальных и духовных благ и воспроизводство самого человека (семья, школа, вся система обучения и воспитания подрастающего поколения, а также охрана здоровья и жизни людей, создание условий для здорово­го и достойного образа жизни). Удельный вес интеллектуального труда в этих сферах также весьма высок. В «производстве человека» занято боль­шое количество людей. Наряду с инженерами, учителя и врачи являются самыми многочисленными, массовыми профессиями сферы интеллекту­ального труда. Большая часть из них и в советские времена жила небогато, а Россия 90-х гг. вообще превратила их в «новых бедных» — низкоопла­чиваемых «бюджетников». Вот данные самооценки материального поло­жения семьи (1997 г.): 76 % представителей интеллигенции и 70,8 % ИТР считают, что зарплаты им вообще не хватает (приходится занимать), либо хватает на еду и оплату коммунальных услуг. Лишь, соответственно, 2,7 и 3,4 % опрошенных ответили, что считают свое материальное положение благополучным. Это лишь одно из многих свидетельств близорукой недооценки интеллектуального труда. Его низкая оплата сопровождается потерей престижа в общественном сознании, особенно среди молодежи.