Смекни!
smekni.com

Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста (стр. 1 из 17)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Соликамский государственный педагогический институт»

Кафедра коррекционной педагогики и психологии

Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста

Выпускная квалификационная работа по специальности 050730 «Дошкольная педагогика и психология».

Выполнила: студентка 6 курса

ФЗО Афанасьева

Ксения Сергеевна

Научный руководитель:

кпн, доцент Попова

Лилия Владимировна

“Рекомендую к защите”

Выпускная квалификационная

работа допущена к защите

заведующей кафедрой коррекционной

педагогики и психологии Егоровой

Натальей Николаевной

“___”_____________2009г.

Соликамск-2009


Содержание

Введение

Глава 1. Возможности ритмопластики в процессе формирования самосознания старших дошкольников

1.1. Понятие самосознания старших дошкольников в современной психологической литературе

1.2 Понятие ритмопластики в современной психологической литературе

1.3 Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания старших дошкольников в условиях современного ДОУ

Выводы к 1 главе

Глава 2. Организация и описание опытно-экспериментальной работы по формированию самосознания старших дошкольников на занятиях ритмопластикой в ДОУ

2.1 Организация и описание исследования

2.2 Анализ и описание констатирующего эксперимента

2.3 Программа формирующего эксперимента по влиянию на личностное становление старших дошкольников занятий ритмопластикой в ДОУ

2.4 Анализ и описание контролирующего эксперимента

Выводы ко 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности. В работах таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, А.Г. Ковалев и у других специалистов, разработан целостный подход к психологическому изучению личности. Философско-теоретические работы С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой, Л.И.Анцыферовой, К.А. Абульхановой-Славской также представляют материалы по целостности личности. По замечанию С.Л. Рубинштейна, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного, психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, где личность является исходным, начальным [77;34]. В свою очередь Н.И.Непомнящая отметила значимость для становления личности именно старшего дошкольного возраста, в свете соответствия этого процесса истинным потребностям и возможностям ребенка [64;4].

По мнению Л.И. Божович именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях[15;21].Именно этот возрастной период сензитивен для формирования фундамента личности ребенка.

В свете необходимости способствовать адекватному и успешному формированию самосознания дошкольников актуален вопрос поиска наиболее приемлемых и эффективных в работе с детьми методов психотерапии. Рогов Е.И. отметил, что помимо различных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня, т.к. психика предназначена для активности [20;316].

По многочисленным исследованиям психологов, изучающих виды телесно-ориентированной терапии (А. Лоуэн, М. Фильденкрайз, В.Н. Никитин и др.) музыка и движения заставляют задуматься о системе своей деятельности [7;24]. Буренина А.И. констатировала что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями [7;26].

Современный ритмопластический танец – результат взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькреза, и пластического танца А. Дункан, в нем полная подчиненность внутренней закономерности музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией. Малкина-Пых И.Г. отметила, что современное ритмопластическое направление в гимнастике – это уникальный сплав ранее существовавших гимнастических систем, которые впитала и элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмически организованные движения африканских танцев[18;589]. Именно эти занятия в группе ближе всего по смыслу к ритмодвигательной терапии, использующей основные направления ритмической гимнастики – танцевальной аэробики - кроме джаз-гимнастики, диск-аэробику, брейк-аэробику, рок-аэробику и фанк-аэробику. Ритмодвигательная терапия преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движения, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я».

В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольниками применяется программа музыкально-ритмического психотренинга Бурениной А.И., развивающую внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку через осознанное и свободное владение телом [7;5].

При этом интерес составляет исследование возможностей методов ритмопластической терапии не только на отдельные психологические процессы, но и на всю личность в целом, фундамент которой закладывается именно в старшем дошкольном возрасте, что имеет значение и для дальнейшего развития ребенка, особенно на такой ее компонент, как самосознание, представление собственного «Я», «Я»-концепцию, являющееся ядром человеческой личности.

Таким образом, целью настоящего исследования мы ставим изучение ритмопластики как средства формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: Каковы условия формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики

Объект исследования: самосознание детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики

Цель исследования: выявить психологические условия формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что успешность формирования самосознания старших дошкольников посредством ритмопластики может быть обеспечена, если:

- будут обеспечены условия, в которых ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, используя средства ритмической пластики;

- будет поощряться спонтанность, фантазия, способствуя самораскрытию, катарсису и развитию личности каждого ребенка;

- будет поощряться обсуждение ребенком достигаемых ощущений, состояния, осознания им себя, своего тела.

Задачи исследования:

1.1. Проанализировать понятие самосознания старших дошкольников в современной психологической литературе

1.2 Проанализировать понятие ритмопластики в современной психологической литературе

1.3 Проанализировать влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания старших дошкольников в условиях современного ДОУ

1.4 Экспериментально выявить и обосновать опытно-экспериментальную работы по формированию самосознания старших дошкольников на занятиях ритмопластикой в ДОУ

1.5 Проанализировать и описать результаты константирующего эксперимента

Этапы и методы исследования:

1. Сентябрь, 2008. Выбор темы, обоснование ее актуальности, составление методологических характеристик.

Методы – теоретический анализ и синтез, анализ литературы.

2. Сентябрь-октябрь, 2008. Изучение состояния дела по теме исследования. Методы – изучение и обобщение передового психотерапевтического опыта.

3. Октябрь, 2008-март,2009. Проведение эксперимента по теме исследования. Метод – психологический эксперимент.

4. Январь-апрель,2009. Написание структурных разделов исследования.

Метод – теоретический анализ и синтез, анализ литературы.

5. Май, 2009. Стилевая правка, литературное оформление и подготовка работы к предварительной защите.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные в работе результаты, сформулированные выводы и положения повышают эффективность применения методов ритмопластики в работе с дошкольниками и могут быть использованы в работе психологов других ДОУ.

Глава 1. Возможности ритмопластики в процессе формирования самосознания старших дошкольников

1.1. Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе

По мнению одних психологов, в настоящее время личность – это любой человек, обладающий сознанием, например, К.К.Платонов считает, что это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему[42;96]. Преобладающая же часть психологов пришла к выводу, что личностью следует называть человека лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как заметила Л.И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое отличное от других и выражается в понятии «Я»[42;96].

По утверждению А.Н.Леонтьева личность действительно рождается дважды; в первый раз это происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний ребенок выставляет лозунг «Я сам», а второй раз – когда возникает сознательная личность; возраст 6-7 лет является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое высшее единство субъекта – единство личности[42;97].