Смекни!
smekni.com

Эпитет как вид тропа лингвометодический аспект (стр. 10 из 13)

глаза: бесцветные, быстрые, блестящие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, заспанные: озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внима­тельные, добрые.

лицо: круглое, худощавое, грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьезное, волевое, сосре­доточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачевое, хмурое, злое.

Задание: подчеркнуть те определения, которые отражают состояние

человека.

Домашнее задание: Написать два сочинения-миниатюры, описав внешность кого-либо из знакомых, родных, друзей, а) в сос­тоянии радости, огорчения, гнева и пр; б) за какой-нибудь ра­ботой, занятием. Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко рассказать о том, чем вызвано состояние героя.

Итак, учитель целенаправленно обучает использованию эпитетов при подготовке к описанию картины, животного, природы, человека. Это развивает языковой эстетический вкус, обогащает словарный запас, способствует совершенствованию культуры речи. Внимание к эпитетам на уроках развития речи повышает интерес учеников к русскому языку и к художественной литературе.

2. 4.КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

На основе методического материала, поэтических текстов Сергея Есенина и устного народного творчества мы разработали 2 конспекта уроков и провели их в общеобразовательной школе: это урок по развитию речи в 6 классе и урок по теме "Имя прила­гательное" в 5 классе.

УРОК 1

ТЕМА: Сочинение-описание по картине "Золотая осень"

И.И.Левитана

Оборудование: 1) репродукции с картин "Золотая осень", "Осенний день „ Сокольники", И.И.Левитана; музыка из произведения П.И.Чайковского "Времена года" (осенние месяцы: сентябрь, октябрь);

2) материалы для реализации межпредметных связей: литература -стихи С.Есенина; рисование - картины. И.Левитана; музыка -"Времена года" П.И.Чайковского.

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познавательные.

1.1. Совершенствовать умение описывать картины.

1.2. Совершенствовать умение пользоваться, в част­ности эпитетами, сравнениями.

2. Общепредметные.

2.1. Учить понимать прекрасное: музыку, живопись, поэзию.

2.2. Прививать любовь к родной земле, учить пони­мать красоту природы.

Запись на доске: число, тема урока.

эпиграф: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора:

Весь лес стоит, как бы хрустальный,И лучезарны небеса

(А.С.Пушкин). Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Рано оставшись без отца и матери, он испытал всю горечь бедности» унижений


и даже гонений.

Когда Левитану было 20 лет, его картину, "Осенний день. Сокольники", которую он представлял на ученической выставке в Училище живописи, ваяния и зодчества, приобрел П.М.Третьяков.

В этой ранней работе проявились те неповторимые черты творчества, которые отличают его от друзей пейзажистов. Умение выразить пейзаж через состояние души - его способ изображения природы. Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на её состояние.

Природа... Вот вечно и призывно звучащий зов красоты, свежести, чистоты, который связывает человека с миром Земли.

Левитан зовет: проснись! очнись! Взгляни в окно, и ты будто впервые увидишь во всем величии и простоте, как медленно, не торопясь, плывут и плывут ладьи-облака, услышишь немудреную песню ветра, до слуха донесется шепот деревьев и трав. А над всем этим миром будет великолепно сиять голубое небо.

В чем тайна очарования пейзажей Левитана? Почему прелесть его безлюдных, тихих полотен так звучит в душе человека? Страшное чувство одиночества, ощущение бездны и конца, несмотря щкрасу ненаглядную "Золотой осени", "Над вечным покоем", "Тихой обители".

Эти багряные, золотые, серые и лазурные краски - враги встречаются и манят вас горькой прощальной улыбкой. И не сразу можно понять - отчего так? Что случилось? Ведь так краси­во! Но чувство потерянности и какой-то щемящей тоски не проходит. Так неотразимо и грустно пахнет весною черемуха. Так пронзительно и неотразимо чарует молодой Есенин.

Наедине с Русью. Вот разгадка этой тайны. Левитан чувст­вовал мощь и непобедимость зовущей дали, неоглядность прос­торов, которые могут оглушить тишиной и усталой прелестью.

Картина "Золотая осень" написана в 1365 году. Согласно, созвучно поют краски дивного холста. Всё, всё в этой картине будто спето на одном дыхании, написано в одно касание. Выго­ревшее от летней жары васильковое небо, чуть синеющая и холо­деющая от бездонных осенних ночей река. И золотые, багряные, бурые кущи деревьев и зеленеющий вдали изумрудный клин поля.

Зое это радуга Руси,- золото, багрянец, синь. Левитан нашел нужный лад, и каждый его мазок звучит чисто и верно.

П. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Левитана "Золотая осень" (можно включить в это время осенние месяцы П.И.Чайков­ского "Времена года").

Подчеркнутые нами слова заранее прикреплены к стенду "Пиши правильно".

1. Первичное восприятие картины:

- Что изображено на картине "Золотая осень"?

- Какими цветами пользовался художник при написании картины. (при. ответах можно пользоваться словарными словами).

- Подходит ли эпиграф к теме нашего урока и картине. Пояс­нить свое мнение.

2. Каждому на парту раздаются отрывки из стихотворений
С.Есенина. Ученикам предлагается прочитать их, подготовиться
к чтению вслух. (Это же задание, может быть домашней работой:
к уроку найти строки об осени из стихов С.Есенина (см.прило­
жение 5) .

3. Выразительно читают свои отрывки.
Беседа по стихам.

- К какому стилю речи принадлежат эти тексты? (к художест­
венному).

Этим стилем речи и вы будете пользоваться при описании картины.

- Л чем отличается художественный стиль речи от других стилей?
(есть эпитеты, сравнения, метафоры).

Давайте посмотрим, есть ли в наших отрывках эпитеты?

А что же такое эпитет? Зачем он нужен в художественном тексте, будете ли вы пользоваться эпитетами в своем описании картины,

Все вместе делаем вывод: Эпитеты, сравнения и другие изобра­зительно-выразительные средства используются для образного, яркого описания, больше всего в стихах С.Есенина эпитетов.

4. Давайте самостоятельно подберем эпитеты к слову осень.
(Учитель записывает на доске под диктовку учащихся: багряная,
ненастная, туманная, цветная, поздняя, запоздалая, первонача­
льная, безрадостная, грустная, печальная, чудесная, и до.).

- Запишите в свою тетрадь только те эпитеты, которые приго­
дятся в описании картины.

5. 8 "Словаре эпитетов русского литературного языка"

Горбачевича К.С. и Хабло Е.П. есть такие строки: "Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологи­ческими выражениями нередко относят к золотому фонду национа­льного языка. Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами".

б. Послушайте, как К.Паустовский пишет о картинах Левитана (см приложение 4).

III. Описать картину И.И.Левитана.

Учащиеся обычно затрудняются начать сочинение. Им можно

помочь, дав разные варианты начала.

1. Сегодня на уроке нам показали картину И.И.Левитана, "Золотая осень".

2. Я увидела на уроке картину "Золотая осень" И.И.Левитана.

3. Сегодня мы рассматривали картину И.И.Левитана "Золотая осень" и другие.

(некоторые из сочинений прилагаются)

У Р О К II .

ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи.

Оборудование: картинка с изображением облака, речки, цветка. Карточки с основами прилагательных, отдельно разные окончания, мягкая игрушка. Межпредметные связи: литература: (сказки, былины).

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Изучить признаки прилагательного как часть речи: как изменяется, чем является в предложении, с какой частью речи согласуется.

2. Совершенствовать умение употреблять прилага­тельные в речи.

3. Совершенствовать умение описывать предмет с помощью прилагательных.

Запись на доске: число, тема урока, стихотворение прилага­тельных:

У существительных подчас Вот громкий стук, вот синий шар, Не жизнь, а просто скука! Вот сокрушительный удар, Ни цвета нет у них без нас, Вот звонкий мяч, вот острый меч, Ни запаха, ни звука! Весенний сад, родная речь!

Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить:

(записано на бумаге и закрыто) (см 21 с 115). На доске - картина, изображающая красивый дворец на поляне.

Ход урока.

1. Повторение.

- Посмотрите на эту картину. Что на ней изображено?
(Вопрос записывается на доску).

Учащиеся называют: поляна, мост, дворец, небо, облако, речка, цветок, солнце.

Учитель записывает существительные в 3 колонки, распределяя по родам:

поляна мост небо

речка дворец облако

цветок солнце

- Почему я записала эти существительные именно так? (расп­ределили по родам - называют род каждого существительного).

- Что ещё мы можем определить у этих существительных? (число, падеж).

Дается задание составить предложения по картине. Нужные предло­жения записываются на доске.

На небе ярко светит солнце.

По поляне течет речка.

На лугу растет цветок.

По небу плывут облака.

- Перечитаем ещё раз предложения. У нас получается какя-то бесцветная картина.

- Какая часть речи поможет "раскрыть" наши, предложения? (имена прилагательные).

П. Новый материал.

Итак, имя прилагательное часть речи - тема нашего урока.

Записываем число и тему урока в тетрадь.

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой?
чей?).