Смекни!
smekni.com

Эпитет как вид тропа лингвометодический аспект (стр. 3 из 13)

Необходимо помнить, фольклорный эпитет отличается и тем, что бытует исключительно з составе эпических формул-фразеологиз­мов типа: башня наугольная, башня стрельчатая, босота моло­децкая, белый свет, богатырский топ, удаленький дородный добрый молодец, стольный Киев - град, черна ворона, серый зверь, силушка великая, дорожка прямоезжая, береза покляпая, лазуревы цветочки, темны лесушки, окольная дорожка, плеточка шелковая, тугой лук разрывчатый и др., сложившихся в глубокой древности и сохранившихся благодаря синкретизму (т.е. совмеще­нию, соединению функций) эпических формул, являющихся одновременно и ритмомелодической, и синтаксической единицей. Особенно большое распространение в фольклоре получили формулы адъективного характера, обычно выражающее понятие (см 2а, с15).

Адъективные типические формулы с прилагательным - эпитетом в силу их большой древности "законсервировали" в себе истори­ческие смыслы разных планов - от историко-этнографического до языкового. Зарождение былин можно отнести к эпохе перво­бытнообщинного строя. Но окончательно, как особый вид народ­ного художественного творчества, былины сформировались в условиях существования классов и государства (см 2а,с 15).

Во многом благодаря эпическим формулам былины сохранили "сведения" о социальном устройстве Древней Руси, иерархической лестнице общественного строя, об устройстве древнего города и княжеского двора, о древних обычаях и этикете, о городах-заставах и богатырях, защищающих русскую землю.

Один из главных персонажей былин киевского цикла Владимир Стольнокиевский, Владимир Красно Солнышко, имеет прототипом Владимира Святославича, крестившего Русь, и былины не только зафиксировали его огромную роль в истории Русского государства, но, видимо, отразили и более древнее, языческое отношение к киевскому князю как наследнику языческого бога солнца Дождь-бога.

Среди адъективных эпических формул большое место занимают формулы со значением древних предметов, «рисующих» устройство древнего города и великокняжеского двора: стена городовая нау­гольная, башня стрельчатая, терема высокие, гридня светлая (постройка во дворе князя для гридней "воинов княжеской дру­жины"), гридня княженецкая, палаты белокаменные, белокаменные хоромы, ворота городовые, ворота градские, горенка столовая, светла светлица, темна темница, столы дубовые, белодубовы скамейки, скатерти браные, сундуки платные, конюшенки стоялые и другие(15а,с 78).

Сочетания эпитетов с существительными "рассказывают" о древних социальных отношениях; о иерархически подчиненных киевскому князю князьях, о боярах, воеводе, оратае (пахаре). Семантика социальных отношений передается, в частности, адъек­тивными Формулами: Владимир - Красно Солнышко, дружинушка хоро­брая, верный клюшничек, крестьяне зажиточные, купцы - гости торговые, калики перехожие, черной-простой народ, атаман боль­шой, крестьяне православные, девушка-служаночка, попы соборые и другие.

Анализ былин позволяет нам как бы попасть в атмосферу Древней Руси. Так былина "Вольга и Микула Селянинович" -является поэтическим рассказом о величине крестьянского труда - подвига:

Повыехали в раздольице чисто поле,

Услыхали во чистом поле оратая,

Как орет в поле оратай, посвистывает,

Сошка,у оратая поскрипывает,

Омешики по камешкам почмокивают.

Как орет в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да пометывает,

А пенье - коленья вывертывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у нее да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешки на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебрянный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

У оратая глаза да ясна сокола,

А и брови у него да черна соболя.

У оратая сапожки зелен сафьян.

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата...

В фольклорном эпитете, как правило, сохранилась лингвисти­ческая архаика, в частности историческая семантика: лексико-семантическая структура фольклорного эпитета отличается от структуры соответствующего прилагательного в современной литературном языке.

Языковой материал позволяет отметить: что самым распрост­раненным эпитетом в фольклоре является эпитет белый. Его лексикосематическая структура в эпических текстах такова:

1) "укращающее значение (белая грудь, белое лицо, белые ноги, белы ручушки, бело тело, белая шея и т.д.);

2) значение "сияющий" (белый день, белый Дунай, белый камень, белая заря, белый месяц и др);

3) значение белого цвета (белый снег, белые скатерти, белая лебедь, белый конь, белый кречет, белая куро­патка и др);

4) значение "лучший" (белая гридня, белый двор, белый булат заморский).

В современном русском литературном языке основное значение прилагательного белый цветовое. В фольклоре иерархия значений эпитета белый совпадает с древнейшим значением этого слова. Этимологическое значение: "Общеславянское, индоевропейского характера от bhā светить, сиять, блестеть (см 26,c 41 ). Не случайно иерархия значений эпитета белый в фольклоре накла­дывается на реконструкции значений этого слова в древнерус­ском языке, в частности на реконструкции В.В.Колесова, который считает, что основное значение слова "белый" в древнерусском не цветовое: "...

Почти полное отсутствие в древних текстах противопоставления слов белый-черный оказывается весьма выразительным доказательством первоначально не цветового значения белый… Прежде всего белый имеет значение «светлый, светящийся», «свечения» белого сопровождается блеском… (см 16а, с 89)

Историческая память слова "белый" даже у наших современ­ников в подавляющем большинстве случаев вызывает ассоциации с понятиями "чистый, радостный, светлый, торжественный, прият­ный, праздничный, успокаивающий" и др. ( 15а,с80).

Историческая память фольклорного слова обнаруживается не только в семантических сближениях, но и в оппозициях (проти­вопоставлениях), в данном случае белый - темный. Если белый (светлый, ярый, красный) - символ благости, радости, красоты, то темное(черное) - символ несчастья, горя, печали. Темну ночь до бела свету, темна орда, свет Русь, светла свет­лица, темна темница и др.

4) "значительный по величине и силе" (большие убытки, большое несчастье, большая невзгодушка) и др. При этом эпические формулы с эпитетом большой в последнем значении в былинах малочисленны. Эпитет большой в текстах былин синонимизируется с эпитетами старший (большой богатырь -старший богатырь), почестный (большой пир - почестный (большой пир - почестный пир), великий (великий гроб, велика семья) (СМ 15а.с80).

Эпитет великий в русских былинах сочетается с сущест­вительными: благословеньицо (благословение), бесчестье, госу­дарь, гроб, думушка, добро, жалобы, досада, горячность, зло, заповедь, зарок, записи, князь, клятва, кручина, надежда, нес­частье, непогода, обидушка, прощенье, погода, печаль, руко-битьицо, радость, служобка, семья, сон, счастье, устаток, челобитье, честь и др.

Иерархия значений, передаваемых в былинах словом великий, таковы:

1) «очень большой»; 2) «важный, значительный»; 3) «большой»; 4) «главный, старший».

Ср. в современном русском литературном языке: 1) «превышающий обычную меру, очень большой; огромный; большого размера, чем нужно»; 2) «выдающийся по своему значению, по своим достоинствам; необыкновенно одаренный, гениальный»; 3) «в составе различных значений и терминов: а) как постоянный эпитет главнейшего княжества в феодальной Руси и Литве; б) как бы составная часть титула старших удельных князей Древней Руси, а также членов царской фамилии ».

С эпитетом горький в русских былинах отмечены формулы: горькая вдова, горем горькая да горемычная, горькое житье, горькая кукушка, горькая полынь, горькая правда, горькая пьяница, горькая сирота, горькие слезы, горький час, горькая ясинушка и другие.

Выражения с эпитетом горький в основном имеют значения горест­ного чувства, горя, тяжелой жизни. (В современном литературном языке основное значение прилагательного горький - вкусовое). Значение несчастный встречаем и в Словаре В.Даля: "...У горь­кой вдовы нет сладкой еды. Горький в миру не годится на пиру. Горькому Кузеньке горькая и долюшка (песенка). Про горького Егорку поют и песню горьку.Горький песни не слушает. Жить горько (скучно), да умереть не сладко (не потешно)". Думается, что в Фольклоре представлено символическое и первоначальное метафорическое значение эпитета горький.

Таким образом, наблюдения над функционированием эпитетов в русском и славянском фольклоре привели нас к выводу, что историческая народная память сохранила историческую семантику почти в каждом фольклорном эпитете, в частности в эпитетах: быстрый, борзый, буйный, горький, добрый, зеленый, золотой, красный, лютый, молодой, синий, сизый, сивый, старый и другие.

Круг эпитетов в фольклоре замкнут и четко очерчен тради­цией: немногими средствами обозначается многое.

Основные свойства фольклорного эпитета - это их традицион­ность, способность вместе с существительным составлять устой­чивую единицу фольклорного текста, большая смысловая емкость.


1.4. Употребление эпитетов в поэтическом языке Мирры Лохвицкой

К концу XIXв русской литературе появилась целая плеяда талантливых поэтесс. Силой и страстностью поэтического темперамента особо выделялись Мирра Лохвицкая (1869-1905)гг.