Смекни!
smekni.com

Педагогика кн.2 (стр. 17 из 115)

Фундаментальный — основной.

Фрагментарный — отрывочный.

При таком подходе не может быть разработана целостная фун­даментальная основа для функ­ционирования и преобразова­ния педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об от­дельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения.

Объект педагогики

А.С.Макаренко — ученый и практик, которого трудно обви­нить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформули­ровал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследова­ния ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Индивид — отдельный человек, личность.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педа­гогических явлений, с его развитием. Поэтому объ­ектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в про­цессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления по­лучили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Философия — наука о всеобщих за­конах развития природы, общест­ва и мышления, общая методология научного познания.

Предмет педагогики

Образование изучает не только педагогика. Его изучают фи­лософия, социология, психология, экономика и другие науки. Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуци­руемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли систе­ма образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социаль­ным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя бо­лее широкий подход, задается вопросом о целях и общем предна­значении образования — каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире? Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стре­мится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.

Технология — совокупность знаний о способах и средствах осуществле­ния тех или иных процессов.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как со­циального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связан­ные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого разви­тия и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, по­скольку изучение данных ас­пектов определяет ту часть объекта (образования), кото­рую должна изучать специальная наука — педагогика.

Предмет педагогики — это образование как реальный цело­стный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом слу­чае представляет собой науку, изучающую сущность, закономер­ности, тенденции и перспективы развития педагогического про­цесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разраба­тывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая дея­тельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и техноло­гическая функции, которые она реализует в органичном един­стве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уров­нях:

описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом — выявление состояния педагогических яв­лений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

прогностическом — экспериментальные исследования педаго­гической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глу­бинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснова­нием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются тео­рии обучения и воспитания, модели педагогических систем, опе­режающие образовательную практику.

Модель — образец (эталон, стан­дарт).

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

проективный, связанный с разработкой соответствующих ме­тодических материалов (учеб­ных планов, программ, учебни­ков и учебных пособий, педа­гогических рекомендаций), во­площающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В.В.Краевский) план педаго­гической деятельности, ее содержание и характер;

преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обуче­ния и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

§ 3. Образование как социальный феномен

Любое общество существует лишь при условии, что его чле­ны следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обу­словленным конкретными природными и социально-историче­скими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции. Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и с семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпы­вается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и са­мореализацию личности. Причем такие задачи решаются как сти­хийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально соз­данными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализаци­ей и называется образованием, которое представляет собой слож­нейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, зани­мается ряд наук.

Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается еди­ный процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некото­рые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социаль­ные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный хри­стианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъ­емлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения ин­дивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитани­ем. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности воз­никло вместе с появлением общества и развивалось вместе с раз­витием трудовой деятельности, мышления, языка.

Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколе­ния к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредст­венно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

Каждый взрослый член общества становился педагогом в процессе повседневной жизнедеятельности, а в некоторых развитых общи­нах, например у ягуа (Колумбия, Перу), младших детей воспиты­вали главным образом старшие дети. В любом случае образова­ние было неотделимо от жизни общества, входило в него как обязательный компонент. Дети вместе со взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при этом учились. Женщины давали девочкам уроки по ведению домаш­него хозяйства и уходу за детьми, мужчины учили мальчиков охо­титься, владеть оружием. Вместе со взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охо­те, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование поэтому осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни.