Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву (стр. 1 из 12)

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра гражданского права

Увайсов Зияутдин Буттаевич

Сравнительная характеристика
института брака по российскому
и мусульманскому праву

Научный руководитель: Ахмедова З. А.

Рецензент:________________________

Дата сдачи дипломной работы:

Дата защиты:

Оценка:

Махачкала, 2000

Оглавление.

Введение….…………………………………….……………..3 стр.

Глава 1. Заключение брака ………………..……….......………9стр.

Глава 2. Имущественные и неимущественные отношения супругов

1. Имущественные отношения супругов во время брака.…………..30 стр.

2. Личные и неимущественные права и обязанности супругов.......37 стр.

Глава 3. Расторжение брака.......................................................43 стр.

Заключение....................................................................................55 стр.

Библиография..................................................................................62 стр.

Введение.

Сравнение института брака по российскому и мусульманскому праву представляет для меня особый интерес потому, что Дагестану, как многонациональному и многоконфессиональному региону, всегда был свойственен полиюридизм[1], то есть, здесь, наряду с официальным действием российского права при регулировании семейных правоотношений, фактически на бытовом уровне всегда находили применение как шариат, так и адаты.

До 1917 года на Северном Кавказе сосуществовали три системы права: адаты, шариат и российские законы. Царская администрация допускала, за исключением уголовно-правовой сферы, применение шариата. Правоотношения, возникающие в связи с совершением преступлений, регулировались российским законодательством. В области гражданского, семейного и других отраслей права российское законодательство применялось только по желанию одной или обеих спорящих сторон. Таким образом, учитывался как местный менталитет, так и государственные интересы.

Однако после 1917 года власти начали постепенную ломку местных традиций. В 1927 году в Дагестане было запрещено судопроизводство по шариату, действовавший до этого шариатский суд был упразднен, а его председатель Али-Гаджи Акушинский был репрессирован. Повсеместно началось преследование лиц, умеющих читать и писать по-арабски. Письменность дагестанских народов с приспособленного для дагестанских языков арабского алфавита - аджама, была переведена сначала на латинский алфавит, а затем на кириллицу. Дагестанские народы были объявлены не имевшими своей культуры и письменности.

Уголовный кодекс РСФСР ввел уголовную ответственность за соблюдение мусульманских и национальных (только народов, исповедовавших ислам) семейных традиций: уплата и принятие брачного выкупа, заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста, двоеженство (женщины, сожительствовавшие с несколькими мужчинами, т.е. совершившие аналогичное деяние не преследовались), умыкание невест и т.д.. Эти нормы УК РСФСР носили дискриминационный характер по национальному и конфессиональному признаку.

В результате этих мер прежние юридические обычаи стали исчезать, другие ушли в подполье, иные видоизменились, приняв как бы компромиссный вид.

После начала в 1991 году демократических реформ гонения на религию прекратились. Дискриминационные нормы из Уголовного кодекса с 1997 года были исключены. Влияние шариата на регулирование брачных отношений на бытовом уровне в Дагестане стало возрастать. Наряду с традиционным для Дагестана шафиитского мазхаба и суфизма, сюда было привнесено и реакционное течение ислама - ваххабизм, объявившее суфизм с его опорой на авторитет духовного лидера ересью (бидъа, ширк). Сторонники этого реакционного течения ислама, нацеленного на насильственное изменение конституционного строя, организовавшие в августе-сентябре 1999 года вооруженную агрессию бандформирований на Дагестан, искаженно толкуют шариат, ущемляя права женщин.

В этих условиях возникает потребность в исследовании соотношения российского и мусульманского права и, в частности, по вопросам регулирования брачных отношений. Это тем более важно, поскольку научные работы по шариату недоступны для значительного большинства либо в связи с тем, что они написаны на арабском языке, либо, если написаны на русском языке, опубликованы в научных изданиях, публикуемых мизерным тиражом.

В результате этих факторов, шариату в центральных средствах массовой информации авторами, не имеющими никакого понятия об исламе, придается демонический характер. Особенно это относится к мифу о, якобы, рабском положении женщины у народов, исповедующих ислам. В то же время даже в Дагестане, где и в советское время ни один партийный работник не выдавал свою дочь замуж без тайного оформления брака по шариату (никях, «магар») большинство находится в неведении о нормах шариата.

Используя свои скромные возможности, я в дипломной работы сделал попытку приблизиться к пониманию различий и общего между регулированием семейных правоотношений российским и мусульманским правом.

В первой главе дипломной работы дается сравнение российского и мусульманского права по порядку и условиям заключения брака, условиям, препятствующих заключению брака. Здесь раскрывается также отношение российского и мусульманского права к таким вопросам, связанным с заключением брака, как полигамия, заключение брака недееспособными гражданами и к другим вопросам.

Вторая глава посвящена соотношению мусульманского и российского права по вопросам личных и имущественных прав и обязанностей супругов. В этой главе раскрываются алиментные обязанности супругов по отношению друг к другу и по отношению к общим несовершеннолетним детям, режим общего, совместного и раздельного владения имуществом, права супругов на выбор места жительства и места работы по шариату и Семейному кодексу РФ.

В третьей главе, посвященной расторжению брака, раскрываются вопросы порядка, процедуры и необходимых условий расторжении брака, момента и видов расторжения брака, обязательств супругов, возникающих вследствие расторжении брака, по российскому и мусульманскому праву.

Сравнивая институт брака, в российском и мусульманском праве, следует учитывать существенные различие между указанными правовыми системами по используемым ими источникам права.

Российская правовая система, являющаяся частью континентальной, или романо-германской системы, исходит из наивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона является конституция. Законы, регулирующие общественные отношения, охватываемые определенной отраслью права, как правило объединяются в единый кодекс, который базируется на общих принципах. В настоящее время семейные правоотношения регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года.

Система мусульманского права носит ярко выраженную религиозную окраску. В виду отсутствуя структурированности права деление его на отрасли законодательства не свойственно мусульманскому праву. Ее основу составляют юридически значимые положения Корана, а также Сунны (собрания преданий - хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), а также нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе "рациональных" источников, прежде всего единогласного мнения (иджмы) наиболее авторитетных правоведов, и умозаключения по аналогии (кияс).

Существенное значение имеют также четыре юридические школы, имеющиеся в мусульманском праве: ханифитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская, которыми по-разному трактуются положения Корана и Сунны. Труды основателей указанных правовых школ (Имамов Абу Ханифы, Малика, Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии, Ахмада бин Ханбала) и являются основным непосредственным источником права. Еще одной особенностью является большая гибкость мусульманского права, которое исходит из допустимости различных точек зрения внутри правовых школ и во многих случаях допускаются несколько способов решения вопроса.

Мусульманское право весьма сильно ограничивает применение обычного права (адатов). Применение адата возможно в случае, если какой-либо вопрос не урегулирован шариатом, а также когда шариатом делается прямая отсылка к адатам. Так, например, адат может использоваться при определении способов выплаты михра (брачного выкупа).

Основным нормативным актом российского законодательства, использованным при написании дипломной работы, является Семейный кодекс РФ. Кроме того, были использованы постановления Пленума Верховного Суда РФ, многочисленные обзоры судебной практики судов РФ и РД, а также конкретные гражданские дела, изученные мною во время прохождения преддипломной практики в Советском районном суде гор. Махачкалы.

В качестве базовых документов мусульманского права использованы Коран и Сунна. При этом я использовал, в основном, мнение представителей шафиитского мазхаба, как наиболее распространенного на территории Дагестана. По наиболее важным вопросам мной также приводится мнение представителей ханифитского мазхаба.

При написании дипломной работы использованы научные работы по вопросам религии и права российских и дагестанских ученых Абдуллаева М.А.., Антокольской М. В., Беспалова Ю., Вагабова М. В., Николаева М., Османова М. З. Полянского П.Л., Сюкияйнена Л. Р., Чефрановой Е., Шабанова Ф.Ш., Алиева Р. Я.