Смекни!
smekni.com

Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности музеев на примере госуда (стр. 2 из 8)

В технологии социально-культурной деятельности принято выделять несколько подсистем:

•Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.);

•Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых мероприятий, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности);

•Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий);

•Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).[4]

Культура и важная ее составная часть - социально-культурная деятельность - переживают в наши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики хозяйствования и осуществления привычных акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности социально-культурных учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта.

В настоящее время возрос интерес к музейной проблематике, в связи с увеличением числа музеев, развитием культурологического туризма.

Под музейным делом принято понимать функционирование музея, включающее такие направления, как фондовая работа, осуществление коммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодательство, охрана памятников и т.д.

Музей - это посредник между современным человеком и музейным предметом как частью прошлого. В современных условиях общепризнанна роль коммуникативных и образовательных функций музеев. На сегодняшний день музейная коммуникация осуществляется по таким видам деятельности, как экспозиционно-выставочная, экскурсионная, лекционная, организация массовых мероприятий, учреждений, рекламно-информационная. Коммуникационная деятельность музеев неразрывно связана с деятельностью музея как фирмы, оказывающей образовательные, консультационные услуги, занимающейся издательской деятельностью, изготовлением и реализацией произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.

Интеграция данных истории, философии, искусствознания, музееведения, семиотики и других наук позволяет увидеть взаимосвязь экономических, политических и социально-культурных явлений и процессов; единство исторического и логического в духовной жизни общества.[5]

Музейная экспозиция ориентирована на обращение к человеку как создателю произведений искусства, как высшей ценности, отраженной в этом искусстве. Культуросозидающая, воспитательная, информационно-просветительная функции ныне присущи любому музею, независимо от его профиля. Существенная особенность воздействия экспозиции музея проявляется в том, что она захватывает человека целиком, активизирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание и эмоциональную сферу. Исследования механизмов восприятия экскурсии в массовой аудитории привели к констатации наличия у посетителей постоянно действующей потребности в обновлении своих ценностных ориентаций, мысленной консультации по разному кругу проблем, возникающих в процессе ассоциативного восприятия экспозиции музея. Соответственно, у ведущего экскурсию, имеющего определенные коммуникативные намерения, должна возникнуть ответная установка, продуманы оптимальные пути ее реализации. В такой ситуации деятельность экскурсовода строится не на перекладывании объема знаний, а прежде всего на возбуждение сознания, памяти, представлений, ассоциаций и опыта слушателя.

Эффективность коммуникационной деятельности повышает проведение разнообразных музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность. Среди наиболее популярных мероприятий, в настоящее время, можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Получили развитие также музейные форумы и фестивали, где представляются и обсуждаются проблемы историко-культурной направленности, в частности, охраны конкретных исторических памятников и в целом сохранения историко-культурного наследие. Такие мероприятия позволяют привлечь интерес широкой общественности к этим проблемам, задействовать максимальное число участников в их решении.

Государственный Русский музей сегодня является одним из крупнейших музейных комплексов Санкт-Петербурга.[6]

В целом музей развивается положительно, однако на сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, которые можно назвать общими для отрасли музеев в целом:

• первой проблемой является неудовлетворительное состояние отдельных помещений музея и несоответствие их техническим требованиям хранения экспонатов, в связи с чем, требуется реконструкция помещений;

• второй проблемой, типичной для многих музеев, является недостаточный уровень безопасности, что отражается на сохранности уникальной коллекции;

• третьей проблемой является доступность фондов музея для посетителей: сегодня важно, чтобы максимально широкая аудитория имела возможность доступа к коллекциям музея;

• четвертой проблемой является относительно ограниченная культурно-просветительская, образовательная, педагогическая деятельность музея, что приводит к низкой степени вовлеченности аудитории в деятельность музея;

• пятой проблемой является недостаточная информатизация и компьютеризация музея, что также ограничивает доступность коллекции для аудитории;

• наконец, шестой проблемой является недостаток финансирования и необходимость повышения возможностей самоокупаемости музея.

Директор Государственного Русского музея В.Гусев: "К искусству насильно привлекать нельзя" (от 14.12.2010):

«В 2009 году мы по этой статье получили 86 млн из бюджета, при этом более 50 млн ушло только на охрану. В 2010 году нам выделили финансирования только 67 млн. руб. На 2011 год выделено всего 35 млн. рублей - получается, что у музея практически не остается средств на выставки. А ведь хорошая выставка – это как хороший спектакль: сегодня просто картины повесить на стенку – этого мало. Ситуация с выставочной работой почти тупиковая.»[7]

Получается проблема финансирования практически полностью зависит от государства, в связи с чем необходима разработка комплексного плана стратегического развития музея, направленного на ликвидацию вскрытых проблем и создание возможностей для самофинансирования. С помощью чего музей сможет выйти практически на полное самообеспечение и не дать возможности закрывать залы или чего хуже сам музей, который работает с 1898 года.

Несоответствие выделяемых средств, возрастающим издержкам ставит перед работниками музея непреодолимую задачу по сохранению культурного достояния.

1.2. Современные требования, предъявляемые к деятельности музеев

Ведущей тенденцией современной деятельности музеев является переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре, формированию, конструированию, трансформации музейной среды в зависимости от изменяющихся потребностей человека и общества.16

В настоящее время очень важно связать проблемы музейной деятельности с теми глобальными изменениями, которые происходят в мировой культуре. Большое влияние на формирование музейной аудитории оказал процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объема зрительной информации, что повлияло на восприятие человека.

Значительно выросший уровень музейной культуры, изменившееся отношение к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения дают возможность расширить социальный диапазон музейной аудитории. В существующей социокультурной ситуации музей призван стать местом культурно-исторического диалога, позволяющим найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями.

Работа с музейной аудиторией, направленная на выработку ценностного отношения к культурному наследию и формирование культуры общения с музейными ценностями, развитие способности воспринимать музейную информацию, воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности, использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров, позволяют создавать условия, при которых на несколько порядков увеличивается эффективность работы с музейной аудиторией.[8]