Смекни!
smekni.com

Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности музеев на примере госуда (стр. 5 из 8)

Исследование механизмов восприятия экскурсии в массовой аудитории дает достаточные основания для того, чтобы констатировать наличие у посетителей потребности в обновлении или уточнении своих ценностных ориентации. При этом происходит некая мысленная консультация по разнообразному кругу проблем, возникающих в процессе ассоциативного восприятия историко-культурного материала. В этом случае необходимо обратить внимание на такие психологические характеристики экскурсии, как эмоциональное заражение, убеждение, которые в итоге активизируют субъективное отношение слушателя к предмету рассказа и морально-нравственной проблематике.

Таким образом, важнейшее методологическое положение, определяющее деятельность музея сегодня, состоит в том, что экспозиция музея - не самоцель, а средство познания отечественной истории и культуры, стимулирующее восприятие нравственно-этических ценностей.

Музей как учреждение культуры, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, особенно у подрастающего поколения. Его социальные функции наряду с документированием и фиксацией объективных процессов в природе и общественной жизни включают в себя культурно- просветительную и образовательно-воспитательную функции.

В процессе исследования к традиционным функциям были отнесены образовательно-развивающая, преобразовательно-созидающая и развлекательно-познавательная функции музейного учреждения, что позволяет рассматривать его не только как средоточие ценностей истории и культуры, но и как центр духовной жизни, позволяющий комплексно использовать свой культуросозидающий потенциал.[17]

В сфере интересов музея, наиболее пристальное внимание, уделяется поиску новых форм, методов и методик в работе с подрастающим поколением, которые направлены, прежде всего, на развитие личности. И в этой связи музей становится важнейшим институтом социализации детей и подростков. Для того чтобы обосновать вышесказанное, рассмотрим основные характеристики процесса социализации.

Процесс социализации многоаспектен. Его можно трактовать как становление собственного Я, как результат социального взаимодействия. ри этом социализация может быть как стихийной. При этом социализация может быть как стихийной (взаимодействие человека с объективными обстоятельствами жизни не зависящими от нас), так и относительно направляемой и контролируемой (в-первом случае - это своды законов (начало обучения в школе, вступление в брак, выход на пенсию); во-втором случае - воспитание, которое перестает влиять на человека с возрастом, так как человек свойственен переходить и состояния воспитуемого в состояние воспитателя). Отдельно заслуживает такой процесс социализации, как самоизменение (более или менеее осознанная работа над собой, процесс изменения человека понимающего нормы общества) так же есть другие поведенческие особенности, но они не относятся к моему исследованию.

Итак, сам музей у нас включается в институт воспитания, (тоесть относительно контролируемый процесс социализации), и с помощью опросов, которые я провела, можно выделить определенные проблемы, с которыми в дальнейшем я пыталась справится.

Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромными потенциальными возможностями в деле воспитания и образования детей, юношей и подростков. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик.

Государственный Русский музей относится к музеям художественного профиля, что связано с определенными трудностями в восприятии и усвоении детьми более раннего возраста информации в данном музее.

Но важно правильно выделить и преподнести все эти элементы, акцентировать внимание на ярких и запоминающихся детям фактах и событиях, чтобы связать «картину с жизнью»; выявить те элементы музейной среды, которые доступны их пониманию и восприятию.

Для работы по вовлечению аудитории в процесс работы музея важно создание «Центра музейной педагогики и детского творчества».

Музей предназначен для детей от 4 до 14 лет с различными физическими возможностями, он адресован также педагогам, родителям и специалистам, занимающимся проблемами детского творчества. Музей представляет собой комплекс комфортабельных помещений, пространство которых должно быть психологически безопасно для детей.

Основные формы работы:

- постоянно действующая интерактивная дидактическая экспозиция со сменными экспонатами, раскрывающая специфику языка изобразительного искусства и художественного музея (коллекция аутентичных копий, моделей, тактильный фонд);

- фонд детского творчества и временные выставки детского творчества разной направленности с программным обеспечением на разные возрастные группы;

- художественные студии, ориентированные на освоение жанрово-видовой специфики языка изобразительного искусства (оборудование для печатной графики и керамической мастерской), а также и художественного конструирования;

- театральная студия, в которой дети должны иметь небольшой реквизит для театральных импровизаций, кукольных и иных спектаклей;

- мультимедийная мастерская, в которой используются новейшие видео компьютерные технологии, а сам компьютер является инструментом творческого развития.

Персонал Музея детского творчества (сектора) - 15 шт. единиц Музей детского творчества призван:

- стать средой, где детские творческие достижения уважаются и признаются взрослыми, а также являются предметом научных исследований;

- подготовить детскую аудиторию к встрече с экспозицией художественного музея; приобщить к изобразительному искусству и культуре в целом, как в учебной, так и в досуговой форме;

- способствовать формированию художественного восприятия;

- способствовать через художественное творчество развитию творческих начал личности.

Функции музея определяются следующим образом:

- развивающая - музей как центр творческого общения, развития и досуга;

- образовательная - музей как многопрофильный и междисциплинарный центр, в котором познаются виды и жанры искусства, деятельность художественного музея, рождаются новые формы и темы изучения. При этом, он связан с системой образован что влияет на процесс общения, исследований, планирования деятельности;

- социально-адаптационная - музей как консультативный, методический и проектный центр, предоставляющий возможность различных режимов общения.

Все объекты (экспонаты) музея должны стимулировать детей к развитию воображения, интеллекта, социальных, креативных и моторных навыков. Здесь должны быть обеспечены условия как для индивидуальных, так и для групповых занятий, для совместной работы с педагогами, родителями, специалистами.

Отличительной чертой «детского музея» является его принадлежность ко «взрослому» музею, т.е. он будет служить «введением» в него. Отсюда широкое использование игровых форм, развивающих, прежде всего, визуальное и тактильное восприятие ребенка и форм музейной презентации, которые позволяют задействовать все многообразие вид жанров и форм изобразительного искусства.

Необходимо учесть и возможности пространства вокруг Музея детского творчества. Это может быть игровая ландшафтная площадка для взаимодействия с природой и природными материалами.

Необходимые помещения:

- интерактивное пространство для дидактической выставки «Введение в художествный музей», выставочный зал.

- помещение для хранения фонда детского творчества,

- художественная студия,

- студия творческого развития,

- театральная студия,

- учебные классы,

- компьютерный класс,

- кабинеты для музейных сотрудников,

- методический кабинет,

- комната отдыха,

- буфет,

- складские помещения,

- гардероб.

Персонал Музея детского творчества (сектора):

- зав. сектором детского творчества,

- администратор, он же организатор мероприятий,

- хранитель фонда детского творчества,

- руководитель художественной студии,

- специалист по возрастной психологии,

- специалист по играм,

- технический специалист для компьютерного класса,

- технический специалист для ризографа,

- лаборант - 2.

2.2 Предложения по совершенствованию работы с посетителями с помощью совершенствования вне экскурсионной работы. Информационные технологии, досуговые программы, сервис

Важным направлением совершенствования деятельности музея стало приведение его информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями начала XXI века.

В первую очередь в Русском музее данная деятельность должна быть связана с обучением сотрудников музея обращению с информационными системами и подключением к Интернету и иным мировым информационным структурам, установлением системы обмена научно-методической информацией с ведущими музеями мира. Неоценимая помощь, Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей, тем самым расширяет круг посетителей.

Музей должен предоставлять множество разнообразных сервисных услуг различным категориям туристов - от детей до пенсионеров. Ежегодно музеем должы вводится новые программы: обзорные, мемориальные, может быть даже литературные, расширяться перечень рекламной и печатной продукции. Результатом должно стать: увеличение количества посетителей, в т. ч. туристов. Массовые мероприятия музея (фестивали, конкурсы, выставки) могли бы включаются в программу пребывания туристов.