Смекни!
smekni.com

Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности музеев на примере госуда (стр. 4 из 8)

Каждый клиент музея - соавтор. Музей предоставляет возможность клиенту сменить деятельность, перейти из позиции созерцания в позицию творца, автора.

1.3. Социальные и социокультурные функции современного музея, как основы взаимодействия музея и общества

Музей развивает присущую ему удивительную способность: концентрация в его стенах исторических и культурных памятников приводит к качественному изменению социокультурной среды местности, в которой он возник.

Главная проблема у музеев общества такова: найти свое место в многообразном культурном пространстве, и при этом не впасть в чрезмерную политизацию и не склониться к красивым действам фолк-культурного свойства, не имеющими ничего общего с реалиями межкультурного взаимодействия. Для этого необходимо, прежде всего, чтобы музейная деятельность носила научный характер. Это и изучение потребностей общества, и разработка долгосрочных культурных программ, и выверенная политика комплектования.

Музеи становятся сегодня предпочтительным средством коммуникации и в плане неформального образования. Опрос посетителей английских музеев показал, что главной функцией музея англичане считают образовательную, второй по значимости - получение новой информации и только третьей - развлечение. По опросам, проведенным в одном из краеведческих музеев Сибири, выяснилось, что посетители, кроме созерцания, хотели бы заняться в музее творчеством с детьми, участвовать в конкурсах и играх, театрализованных празднествах, а петербургские школьники смысл посещения музея определили как познавательный, отдав меньшее значение получению эстетических впечатлений.

Однако существуют и другие точки зрения. Одну из них отстаивает английский исследователь Ф. Шутен: вопреки анкетным утверждениям, посетитель приходит в музей не для получения знаний, а с целью развлечения (с небольшой долей познавательных интересов) и используя музей как средство общения. [16] Аналогичную тенденцию можно проследить и в России: 70 % из числа взрослых посетителей приходит в музей с детьми, причем большинство взрослых попадает в музей впервые благодаря своим детям; из общего количества детей 6-12 лет с родителями приходит 56 %, с друзьями - 14 %; выходной или праздничный день в музее хотели бы провести 92 % опрошенных.

Так или иначе, большинство исследователей отмечают снижение интереса публики к музеям как к "пассивным витринам" для демонстрации шедевров и раритетов; среди посетителей разного культурного и социального уровня все популярнее идея о музее как месте для дискуссий и активного диалога.

Значительная активизация в изучении социально-демографических групп посетителей музеев, которая наблюдается на Западе и, к сожалению, только начинает просматриваться у нас, - проявление осознанной ответственности музея перед обществом за привлечение более широких слоев населения. Одной из главных задач в работе с посетителем большинство исследователей называют сегодня формирование чувства причастности к собственной истории. Однако, в современной ситуации ни высокое качество музейных коллекций, ни традиционные методы и формы работы не гарантируют того, что музей станет важным и интересным местом пребывания для горожанина, который имеет достаточный выбор для проведения досуга и пополнения знаний.

В связи с этим огромное значение приобретает разработка стратегии организации работы с местным населением, использование для этого специалистов-социологов, определение целевых групп населения, повышение привлекательности музеев для них.

Всегда необходимо помнить: для кого существует этот музей, приобретаются эти предметы, какого посетителя мы хотим увидеть в наших залах. Не безликую группу, а аудиторию с разнообразными привычками, запросами, вкусами. По наблюдениям, в последние годы музеи, изучающие своего посетителя, становится центром притяжения игнорируемых другими культурными институтами людей из различных этнических, демографических и социальных групп.

В музеях создаются новые экспозиции, придумываются нестандартные решения, извлекаются из фондов уникальные музейные предметы - и человек, гражданин, к которому обращена деятельность музея, не приходит в музей. Кстати, это не только российская проблема: по общей сводной статистике Франции 70 % французов ни разу в своей жизни не переступали порог музея, и это в стране с необыкновенно разветвленной сетью музеев и разнообразнейшими формами работы с посетителем. В Австрии, где в 90-е гг. наблюдался рост сети местных музеев, специалисты отмечают падение посещаемости из-за однообразия и скуки. Опросы в английских музеях показали, что причины, по которым посетители избегают приходить в музей: скука, высокая плата, несоответствие большинства экспозиций уровню восприятия детей.

Отечественная статистика музейного развития крайне скудна и локальна, но и те цифры, что удается отследить Главному вычислительному центру Министерства культуры Российской Федерации, зачастую просто обескураживают. "Чем вас привлекает музей?" - спросили посетителей нескольких российских музеев. Значительная часть ответили: открытием новых выставок. Действительно, выставочная деятельность является ярким показателем работоспособности, востребованности музея.

И это в ситуации, когда многие музеи демонстрируют новые формы деятельности, стараются не потеряться в новых условиях. Такие противоречивые процессы. Почему это происходит? Кто тот человек, который переступает сегодня порог музея в России? На первый вопрос ответить можно многообразно, но, как мне представляется, одна из основных причин: мы плохо знаем мир наших сограждан, их потребности, игнорируем зачастую общую ситуацию, в которой человек находится, его культурный и социальный уровень, его повседневность. Зачастую музей остается равнодушным к человеку, для которого он работает. А этот человек, этот посетитель сегодня уже другой. По всей стране отмечается уменьшение количества туристов, но в регионах с более благоприятной социально-экономической ситуацией приток местных жителей стабилизировался, кое-где расширился их возрастной состав. Уменьшение количества посетителей происходит в основном за счет взрослого населения; большая часть посетителей по-прежнему школьники, учащиеся средних учебных заведений.

Отечественные исследователи отметили и парадоксальную, на первый взгляд, особенность - общее количество посетителей находится в прямой зависимости от их уровня благосостояния: в музей приходят в основном люди со средним достатком и малоимущие. "Многие группы населения считают, что музеи не для них", - можем мы печально констатировать вслед за английским исследователем: изучение статистики в Великобритании показывает, что растет число посещений, а не количество посетителей. Многие российские «музейщики» считают своим основным достижением последних лет, что им удалось сохранить своего постоянного посетителя, несмотря на то, что новый не всегда охотно приходит в музей.

Изучение социального статуса, образовательного уровня посетителя российского музея, его интересов и культурных предпочтений - важнейшая задача, к решению которой готовы далеко не все отечественные музеи. Выборочное анкетирование в последние годы проводят некоторые столичные и крупные региональные музеи. Полученных данных пока явно недостаточно, чтобы увидеть облик человека, в музей приходящего и, тем более, делать какие-либо прогнозы на будущее и создавать на их основе адекватную времени систему коммуникации. Необходимо помнить, что налаживание диалога в многомерном пространстве музея - процесс тонкий и сложный, при котором подспудная, кропотливая работа зачастую оказывается эффективнее однозначных решений. Музей, который не в состоянии создать подобную систему коммуникации, терпит поражение на современном поле битвы.

Выводы по 1 главе

Из вышеизложенного можно заключить:

Музей является важным участником формирования социально-культурной сферы, источником развития познавательных интересов и совершенствования личности индивида. Также музей является хранителем ценностей культуры, что несоизмеримо важно для будущих поколений.

Таким образом, музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Музей воспитывает в человеке «культурную личность», способную прочувствовать духовные ценности, а не понять их при помощи логики, что невозможно.

Поэтому музей выполняет важные социальные функции, которые осуществляются во время досуга человека, что делает его положительное влияние более продуктивным. Так как в свободное время человек настроен на отдых и удовольствие, поэтому достаточно легко воспринимает культурно-досуговые формы, преподносимые ему. Но при этом данные культурно-досуговые формы должны заинтересовать и вовлечь человека в культурную среду и вызвать у него желание дальнейшего обращения к ним.

Глава II. Пути совершенствования СКД в Государственном Русском музее

2.1 Предложения по совершенствованию работы с молодежью c помощью совершенствования экскурсий и способов межличностного общения

Актуальной проблемой взаимоотношений музея с посетителями в Русском музее является неподготовленность детей и подростков к восприятию музейного материала, незнание истории своей страны, отсутствие личного, субъективного интереса к познанию культурных ценностей, а порой и элементарной культуры посещения музея. Безусловно, одна из функций экскурсии в музее должна быть - пробуждающей интерес. Однако восприятие (и интеллектуальное и эмоциональное) становится успешнее в том случае, если полученная во время посещения музея информация дополняет уже имеющиеся знания. Отсюда необходимо подготовить учащихся к непосредственному знакомству с экспозициями музея. В этом заключается одна из проблем, и, в то же время, одно из условий дальнейшего плодотворного сотрудничества учебных заведений и музея.