Смекни!
smekni.com

История (стр. 16 из 29)

Изучил этапы формирования внутренней речи, которая, по его мнения, развивалась из внешней путем редукции (снижения) мышечного напряжения. Этапы выглядели следующим образом: внешняя речь – шепот - внутренняя речь. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Постепенно внешняя речь переходит в шепот, а затем он начинает произносить данное слово про себя. Внутренняя речь не что иное, как мышление.

Он экспериментально продемонстрировал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. Например, 11 – месячному ребенку показывают белую крысу (до того он с крысами не сталкивался). При этом никакой негативной реакции («реакции избегания») не наблюдается. В дальнейших опытах появление крысы сопровождается резким звуком, вызываемым ударом о металл, т. е. осуществляется подкрепление.

После ряда проб оба стимула ассоциируются и ребенок начинает демонстрировать негативную реакцию на появление крысы без звукового сопровождения, т. е. у него сформировалась реакция на данный стимул. При этом ребенок демонстрирует аналогичную реакцию не только на появление крысы, но и сходных с ней объектов (меховой воротник). Данное явление бихевиористы называют генерализацией, т. е. обобщением.

Аналогично происходит формирование поведенческих навыков и в других ситуациях. Так, крыса, находящая пищевое подкрепление в определенной точке лабиринта, от пробы к пробе будет демонстрировать все меньше ошибочных действий, вплоть до формирования навыка безошибочного прохождения лабиринта.

Заслугой Уотсона является и то, что он расширил сферу психического, включив в нее телесные действия животных и человека.

45. Необихевиоризм (К. Халл, Э. Толмен).

Толмен был одним из пионеров необихевиоризма. Свои идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.

Возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул – реакция» и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в «промежутке межу ними». Эти факторы он и назвал «промежуточными переменными». Т. о., схема Уотсона «стимул – реакция» была переделана в «стимул - внутренняя (промежуточная) переменная – реакция». Среднее звено (промежуточные переменные) есть не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Толмен доказывал, что внутренние процессы (которые открыты только для самопознания) можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических явлений.

Рассматривал поведение не как цепочку из отдельных реакций, а с точки зрения его целостной, молярной организации.

Ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, в дальнейшем быстрее научаются проходить его при условии подкрепления, нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта бегания». Это, по мнению Толмена означает, что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем. Он назвал это «когнитивными картами». Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти карты животное само строит, по ним ориентируется в лабиринте, узнает, «что ведет к чему».

Организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи.

Исследовал факторы, влияющие на быстроту и точность построения когнитивных карт. Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым), оно имеет место когда подкрепление отсутствует, тем не менее оно способно изменять поведение, о чем говорят последующие реакции организма.

Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую определенную цель и связанную со своим окружением сетью познавательных отношений. «Готовность средств для цели» и «ожидание гештальтзнака» - вот термины, при помощи которых он описывает реакцию организма на окружающую среду. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой выбора (гештальтзнаки) и позволяющие различать, «что ведет к чему?».

Кларк Халл ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, во сне и др.), придающую поведению энергию и создающую незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении, и тогда реакция закрепляется, а организм чему – то научается. Т. о. его формула выглядит так: стимул – организм – реакция. Организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Поведение начинается стимулированием из внешнего мира или из состояния потребности и заканчивается реакцией.

Им были сформулированы законы поведения – теоретические постулаты. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей.

46. «Теория деятельности» А. Н. Леонтьева.

С его именем связано развитие теории деятельности. По Леонтьеву: внутренняя – психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней – практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Главные вопросы: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней – психической деятельности.

Процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация». Принцип «интериоризации – экстериоризации» - один из важнейших в теории деятельности.

Исходя из представлений о психике, как особой форме отражения, Леонтьев усматривает «водораздел» между допсихическим и психическим уровнями отражения в переходе от раздражимости к чувствительности.

Раздражимость он рассматривает, как свойство организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, непосредственно связанные с жизнедеятельностью.

Чувствительность определяется, как свойство реагировать на воздействия, сами по себе, не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними биотическом воздействии, что способствует более эффективной адаптации.

Именно наличие чувствительности является критерием психического, по Леонтьеву. На уровне чувствительности оказывается возможным говорить о поведении как особой форме активности. Чувствительность, в простейшей форме, связана с ощущениями, т. е. субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений, объективного мира.

Стадии эволюционного развития психики по Леонтьеву:

1.Элементарная сенсорная психика.

2.Перцептивная психика, на которой возникает восприятие как отражение целостных объектов («перцепция» означает «восприятие»).

3.Стадия интеллекта.

Новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой.

Обсуждает проблему возникновения сознания. Отличительная черта сознания – возможность объективного отражения. Возникновение сознания обусловлен возникновением особой формы деятельности – коллективного труда, который предполагает разделение функций. В терминах Леонтьев цель отделяет от мотива, в результате чего выделяется действие, как особая единица деятельности. Чтобы осуществить действие, человек должен осознать его результат в общем контексте, т. е., осмыслить его.

Деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях. Рассмотрим ее структуру.

Деятельность представляет форму активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида, потребность «представлена» как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности). В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, т. е. фиксация на предмете, который может ее удовлетворить.

С момента «встречи» активность становится направленной, она опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Именно теперь возможно говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом.

Мотив – то, ради чего совершается деятельность.

Деятельность – это совокупность действий, которые называются мотивом.

Действие – главная структурная единица деятельности. Оно определяется как процесс, направленный на достижение цели.

Цель представляет собой осознаваемый образ желаемого результата. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, т. е. условиями. Это способы (неосознаваемые или малоосознаваемые) называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Деятельность мы определили, как совокупность действий, вызываемых мотивом. Действие может быть рассмотрено, как совокупность операций, подчиненных цели.