Смекни!
smekni.com

История (стр. 18 из 29)

Он считал язык не только основой национального самосознания, но и значимой образующей в развитии национальной науки. Социальными, историческими факторами объяснял он и особенности отечественной интеллигенции, им было дано одно из самых блестящих описаний психологических причин образования феномена «русской интеллигенции».

62. Б. М. Теплов и его вклад в психологию.

Первые работы Теплова были связаны главным образом с исследованием восприятия, анализа реакций, вызываемых различными цветами и звуками. Он руководил физической и психофизической лабораториями, которые изучали зрительное восприятие в применении к запросам военного ведомства – способы маскировки, военного строительства и т. д.

Анализ изменения цвета при различной интенсивности окраски, а также изменения контуров и фигур (в том числе фигур людей) при их различном расположении помог получить важные данные о свойствах зрительного восприятия. Эти материалы позднее вошли в работы Теплова, посвященные архитектуре. Он стремился изучать механизм возникновения не просто образа, но «эмоционального, эстетического образа, который формирует «культурную память» человека, его эстетические и этические пристрастия и установки.

Занимался проблемой индивидуально – психологический различий в разных видах деятельности, среди которых он выделил и подверг тщательному экспериментальному анализу музыкальную деятельность.

Он четко разграничил задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. Он доказывал, что любую деятельность следует анализировать с точки зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому потенциалу личности. Творческий компонент содержится в любом виде труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возможностями субъекта, с его способностями, которые им самим могут и не осознаваться, поскольку лишь в процессе трудовой деятельности выявляется, на что человек способен, в чем его сильные и слабые стороны.

В своих исследованиях Теплов наряду со способностями выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей, которое определяет успешность деятельности. Успешность может быть достигнута различными путями. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, хорошо развитыми у данного человека. Т. о. он рассматривал способности не изолированно друг от друга, а как целостную систему, в которой выделить какую – либо способность в качестве самостоятельной можно лишь аналитических целях.

Ему принадлежит одно из первых исследований того особого сочетания способностей, которое характеризует успешность деятельности военачальника, - «ума полководца». Он изучал эту тему в годы ВОВ, проанализировав различия между теоретическим и практическим интеллектом. Он показал, что хотя основные элементы мышления едины, они своеобразно функционируют при решении тактических и стратегических задач, которые вынужден решать военачальник.

В последний период жизни Теплов открыл новую главу в исследовании психофизических основ индивидуальных различий. Отправным для него стало учение Павлова о свойствах типа нервной системы. Теплов выдвинул серьезную программу диагностики типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку.

60. «Теория отношений» В. Н. Мясищева.

Авторитетной теорией в отечественной психологии является теория отношений В. Н. Мясищева. Он исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности. В этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, лица, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Основные стороны психической жизни, по Мясищеву, - психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге.

Система отношенийпсихологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера – превращенные отношения и т. д. Через противоречивые отношения Мясищев рассматривал неврозы.

Отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности, что обеспечивает динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. Развивал мысль о том, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.

Т. о., он открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии.

56. «Теория установки» Д. Н.Узнадзе.

Важным направлением в советской психологии явилась теория установки, основанная грузинским психологом Д. Н. Узнадзе. Он рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы.

Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие.

Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения.На базе установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности.

Специфически человеческим можно считать явление «объективации», т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего, опять – таки, вырабатывается готовность к деятельности, т. е. установка

54. Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.

Разрабатывал деятельностный подход (принцип единства сознания и деятельности). При рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей Рубинштейна): «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого». Выдвинул принцип единства сознания и деятельности.

Исходным в его теории выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по его образному выражению, несущее мышление на своем острие. Деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

Деятельность – один из уровней (важнейших уровней!) изначально практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Если для Выготского главным моментом, определяющим развитие, является знак, то для Рубинштейна – деятельность. Для него практические действия делают возможным овладение речью.

Деятельность определяется своим объектом. Внешние причины действуют через внутренние условия, что фиксирует предложенное Рубинштейном понимание принципа детерминизма. Выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий.

Все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности.

Он отличает деятельность от поведения; в его понимании поведение – особая форма деятельности. Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана («вещная» сфера) переходит в план личностно – общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно - общественные отношения реализуются при посредстве предметных).

Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей анализа поведения является поступок. Т. о., Рубинштейн не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности.