Смекни!
smekni.com

История (стр. 6 из 29)

Душу, Декарт считал субстанциональным носителем психических процессов. Декарт ставит психофизическую проблему, т. е. проблему отношения души и тела. У Декарта это две абсолютные противоположности. У Декарта существует фактическое соединение двух субстанций в человеке. Животные лишены души вообще, ибо у них нет сознания. Он впервые объясняет физиологические процессы (питания, размножения, дыхания и т. д.) не вмешательством особых функций души, а чисто телесными (материальными) причинами. Т. о. Декарт считает тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. Все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух, или очень нежный ветер, называемый животными духами. Благодаря животным духам, осуществляются все телесные процессы в организме.

Деятельность души, по Декарту, связана с некой железой в головном мозгу. Т. о., человеческие страсти (эмоции) имеют две стороны: душевную и телесную. Победить страсти можно интеллектуально, т. е. знанием истины, осознанием последствий того бегства при появлении страшного предмета.

Т. о. Декарт говорил о том, что существует два начала: материальное – тело и духовное – душа, т. К. душа и тело влияют друг на друга. Тело – механизм, т. К. действует по принципу механизма, Декарт ввел представление о рефлекторной дуге. Душа – обладает свойством мышления. У животных есть только чувства – это механизмы. Жизнь души – это жизнь идей. Откуда берутся идеи? (один из центральных вопросов).

Существуют врожденные идеи (интуиция, что нельзя доказать), например, идея бога, идея числа, идея соотношения. Нравственные законы. Основывать наши знания следует на врожденных идеях.

Связь между душой и телом очевидна – это страсти («страсти души»).

Декарт методолог (учение о методе познания). Как правильно строить свои рассуждения? Одно из правил Декарта: в познании нужно идти от простого к сложному.

10.”Когнитивная психология”.

Когнитивная психология изучает поведение высших животных, включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество исследований, занятых всем спектром познавательных способностей (например, памятью, вниманием, речью, рассуждением). Акцент при этом делается на внутренних вычислительных свойствах когнитивных состояний, например на том, что реально происходит, когда кто-либо «вспоминает» объект или событие. Когнитивные исследования имеют ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения является познание как естественно протекающий процесс, а теории подразделяются в зависимости от того, чье поведение изучается – человека или животных.

Это направление появилось в американской науке в 60 - х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок. Можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей возникновению нового направления, это - Д. Миллер и У. Найссер.

В центре внимания находятся главным образом познавательные процессы. Когнитивная психология возникла на рубеже 50 - 60 годов 20 века и представляет собой столь же неясное по очертаниям направление. У. Найссер трактует когнитивную психологию как направление, задачей которого является доказательством решающей роли знания в поведении субъекта. Когнитивные психологи исходят из следующей “философии человека”:

-человек - это своего рода компьютер, занятый получением, переработкой, хранением и использованием информации, и одной из важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое распространение в этот период компьютерной техники.

Вместе в ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к когнитивной деятельности, такие как: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма.

Целью нового направления в психологии стало проследить, какие изменения претерпевает информация, поступившая на “вход”, т. е. на органы чувств человека, в различных “блоках” ее последующей переработки.

Когнитивная психология - типично номотетическое направление, которое видит свою задачу в обобщении получаемого фактического материала и установлении законов. Тем не менее, уже с самого начала стала очевидна ограниченность такого подхода. Во - первых, это психология “лабораторного человека”. Во - вторых, человек выступал больше как Думатель, чем как Деятель, т. е. практически исключалась активность субъекта. В - третьих, опять возрождались постулаты элементаризма: возможность “собрать” целостный образ познания человека из разрозненных процессов и “блоков” переработки информации. В - четвертых, отдельные концепции и частные теории оказались плохо согласованными друг с другом и не имеющими единой объединяющей их основы.

Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных, однако точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

11. Психологические воззрения Д. Локка.

Локк сторонник эмпирического изучения явлений или процессов сознания (прежде всего, познавательных процессов) без специальных дискуссий о природе души... Он колеблется и прямо не говорит, является ли она телесной или духовной. Но главное, что этот вопрос безразличен для него в плане эмпирического изучения явлений сознания.

Локк эмпирик и в другом отношении. Путем длительных рассуждений, основанных на вполне реальных эмпирических наблюдениях, накопленных к тому времени в различных дисциплинах, Локк приходит к выводу о том, что все содержание нашего сознания - идеи, как он говорил, - есть результат нашего опыта, т. е. они существуют в сознании не с рождения, а приобретены прижизненно.

Локк доказал, что нет врожденных нравственных принципов. Т. о. все идеи (идея - это элемент всякого знания, в том числе и ощущение) нашего сознания происходят из опыта, и Локк различает два вида опыта:

-объект

ты ощущения - один источник идей - это богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум;

-второй источник идей - так называемая рефлексия, потому что он (источник идей) доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя.

Т. о., Локк считает, что ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлектировать (т. е. наблюдать) эту свою деятельность. Тем самым, он обосновывает метод изучения собственной психической деятельности - метод “внутреннего восприятия”, “самонаблюдения”, который долгое время считался в психологии единственным методом познания собственной душевной деятельности. “Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме”. Т. о. существует только один путь проникновения в сознание - путь внутреннего восприятия собственных психических процессов.

Локк стоит у истоков одной педагогической концепции - эта концепция эмпирического обобщения. Однако по Локку общее значит одинаковое, тогда как у Спинозы и в концепции Давыдова - существенное. А проявиться сущность может и вовсе неодинаково.

Т. о. сложные идеи образуются благодаря активной деятельности разума.

Картина сознания, нарисованная Локком, выглядит следующим образом:

простые идеи - это своего рода “атомы”, т. е. элементы сознания, далее не делимые. Возникают они в сознании пассивно, как только соответствующий предмет появится перед глазами. Ум определенным образом может обрабатывать эти идеи: сравнивать их друг с другом, выделять общее и так далее. В процессе развития человека фактически не происходит никакого развития операций ума: они наличествуют - и все.

12. “Теория личностных конструктов” Д. Келли.

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли (1905 - 1967). Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого, Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по разному, т. к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т. д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о том, что “А - это то, что человек объясняет как А”, он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Т. о., ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.