Смекни!
smekni.com

История (стр. 26 из 29)

Он сосредоточился на вопросе о познаваемости субъектом собственных психических актов и состояний, остановив внимание на проблеме самосознания. Ввел понятие о врожденной активности души как основе развития души, именно она является основой его воли. Он утверждал, что волевая активность направляется только Богом, причем это управление производится при помощи самосознания, т. е. осознания человеком своих возможностей и стремлений.

Исследование вопроса о взаимоотношении веры и разума в душе человека было продолжено в работах Иоанна Скота Эриугены. Он доказывал, что знание, добытое человеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение. На этом основании и построены его доказательства свободы, обретаемой человеком в процессе научной деятельности. Доказывая тот факт, что общее предшествует единичному, он заложил основы дискуссии о происхождении универсалий. Его позиция считается одной из первых концепций реализма в науке.

Большое значение, которое придавал Эриуген разуму, нашло отражение и в его концепции развития человека. Человек как особый мир в своем становлении проходит те же стадии, что и мир большой. Он связывает три ступени в развитии человека с этапами развития познания, называя их разум, рассудок, внутреннее чувство.

Значительное влияние на развитие науки того времени оказал и известный французский ученый Пьер Абеляр. В своей работе «Да и нет», он развертывал картину диалектического суждения, логически обосновывая и опровергая различные суждения.

Он возвратился к забытой в то время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, не является дуновением, но сохраняется в мыслях людей. Это значение – концепт слова – есть сущность предмета, и существовало до него в божественном уме как образец для реальности.

Интерес представляет и концепция развития нравственности и самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Он считал совесть божественным даром, а ее содержание несущественно отличающимся от библейских заповедей.

С 8 по 12 в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке. Арабские учение настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

Арабская психология.

Известный ученый того времени Ибн аль – Хайсам сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно – научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. За основу зрительного восприятия он принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами.

Он экспериментально изучил такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др. Доказывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей.

Арабский мыслитель Ибн Сины (Авиценн), врач, разработал теорию двух истин, которая помогла вывести предмет изучения психологии из общего предмета богословия. Он доказывал, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Изучая процесс познания, он подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно это вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах.

Его положение о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний. Используя факты практического изучения простейших реакций организма, он учил, что можно объяснить такое сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей. Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию.

Особое место отводил чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Т. о., за всеми этими положениями скрыта общая мысль о способности регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение.

В ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности излечил юношу, который погибал от истощения из – за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом.

Ибн Рушд (Аверроэс) считал, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. Он доказывал необходимость изучения неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Он изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Его главный вывод заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Т.о., бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделение разума и души было одним из важнейших положений теории Рушда. Он также подчеркивал, что способность к мышлению является потенциальной. Всеобщий разум, воздействуя на потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.

Психология в позднем Средневековье 12 – 15 века.

Наиболее значительные психологические исследования в позднем Средневековье связаны со следующими именами.

Фома Аквинский в своей системе, получившей название томизм, стремился примирить богословие с наукой. Считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере. Доказывал, что мышление – это имманентное, главное свойство души. Отстаивал идею вечности души. Считал, что душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. Так после томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности – сознательность.

Сенсуализм он рассматривал в качестве главного пути познания. Писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум не может нормально работать без их данных, без органов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному. Подчеркивал, что образы связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи специальной операции сознания, получившей название интенции – направленности сознания и воли на какой – либо предмет.

Исходя из своего подхода к познанию, Аквинский примирял и позиции номинализма и реализма, говоря о том, что универсалии есть и в вещах (как проявление общего), и до них - в уме у Бога, и после них – в разуме человека. Ввел понятие «персона» («громче звучать»). Считал, что человек – некое единое телосное душевное существо.

Роджер Бэкон схоластическим методом противопоставлял науки. Подчеркивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, а невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание. Он доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание. Ему принадлежит известный тезис: «Знание – сила».

Дунс Скот также писал о том, что материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает форма.

Познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи. Он ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью.

У. Оккама продолжил изучение соотношения общего и частного в предметах. Утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т. е. общее – это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. Он писал о существовании понятий разного уровня – одни из них являются знаками вещей, а другие – знаками понятий, т. е. знаками знаков. Отсюда и знание он делил на: наглядное и отвлеченное.