Смекни!
smekni.com

Психологический словарь (стр. 158 из 290)

Инструментальное О. осуществляется с помощью к.-л. вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в О., возникают от соприкосновения руки с орудием, последовательно воспроизводя (сопровождая) проприоцептивные сигналы. См. также Гаптика, Иллюзия Аристотеля.

Добавление: Пассивное О. свойственно всей кожной поверхности организма. Однако неподвижная кожа воспринимает только отдельные свойства предметов. Для осязательного отражения предмета, а не его отдельных свойств, необходима развертка, т. е. необходимо, чтобы цепь признаков, воспринимаемых отдельными участками кожи, была последовательно развернута, а затем синтезирована. При этом для адекватного отражения предмета недостаточно пассивной развертки. Так, в опытах А. Л. Шифмана (1948), Л. М. Веккера (1959) и др. к коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал предмет по коже испытуемого. Т. о., возможность развертки создавалась, но отсутствовали самостоятельные движения испытуемого. Оказалось, что при пассивной развертке элементы предмета отражались полнее, но адекватный образ не формировался. Для тактильного отражения целого образа требуются активные движения ощупывающего органа, необходим переход от О. к ощупыванию.

Ощупывающим органом является рука, в которой большой палец противостоит всем остальным, что позволяет захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдельных признаках и дальше уподоблять движение руки предмету так, чтобы сделать возможным синтез отдельных признаков. Процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Сначала имеют место мелкие, дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета. Далее наблюдаются более обобщенные движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую функцию. Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а затем, в ходе упражнения, число ощупывающих движений все более сокращается, выделяются информативные признаки, на основе которых сокращенным путем м. б. восстановлен тактильный образ. (Т. П. Зинченко.)

ОТКАЗ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА — невыполнение человеком-оператором предписанных действий или такое снижение качества их выполнения, которое делает невозможным достижение цели деятельности. См. Надежность деятельности человека оператора, Надежность человека-оператора.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ — Порог относительный.

ОТНОШЕНИЕ (как черта характера) — см. Характер.

ОТНОШЕНИЕ (как чувство) — см. Чувства.

ОТРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — см. Психика.

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ — субъективный познавательный процесс (а равно результат этого процесса), в котором объект познания выступает в чувственной форме, т. е. в форме ощущений, восприятий, представлений. У человека О. ч. — психическая деятельность, направленная на образование адекватного объекту образа. Последний является результатом и формой О. ч. Специфика человеческого О. ч. проявляется в сознательном характере чувственных образов.

ОТРЕАГИРОВАНИЕ (англ. abreaction) — психоаналитический термин для обозначения процесса эмоционального переживания, как правило, с заметными экспрессивными компонентами (слезы, брань и др.), в результате которого снижается или устраняется внутреннее напряжение (тревога), т. е. наступает состояние внутреннего облегчения, очищения (ср. Катарсис). В более узком значении относится к повторному осознанию и эмоциональному переживанию травматических событий из прошлого пациента, воспоминания о которых ранее были вытеснены из его сознания. Син. абреакция, эмоциональная разрядка. (Б. М.)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПОСЛЕОБРАЗ (англ. negative afterimage) — зрительный последовательный образ с яркостными отношениями, против. яркостным отношениям стимулирующего поля. Это 2-я фаза в динамике послеобразов, следующая за положительным послеобразом. При предъявлении хроматического стимула О. п. имеет цвет, дополнительный к цвету раздражителя. Дополнительными цветами называют пары хроматических цветов: оранжевый и голубой, красный и голубо-зеленый, пурпуровый и зеленый и др. — от смешения которых получается ахроматический цвет (см. Цвета дополнительные). Возникновение О. п. объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях О. п. не наблюдаются, поскольку движения глаз препятствуют развитию утомления к.-л. одних участков сетчатки. (Т. П. Зинченко.)

ОТРОЧЕСТВО — см. Подростковый возраст.

ОШИБКА (англ. error) — несоответствие между целями пользователя и ответом системы (по определению стандарта ISO 9241-13 — Межд. Организации по Стандартизации). Определение предполагает, что О., вызванная не сложностью задачи, а сложностью орудия (напр., компьютерной системы), является не О. пользователя, а О. разработчиков этого орудия. См. Надежность человека-оператора. (К. В. Самойлов.)

ОШИБКА СТИМУЛА — см. Самонаблюдение, Э. Титченер.

ОЩУЩЕНИЕ (англ. sensation) — 1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор), а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).

Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.

В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева) утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия), причем совершенно очевидно, что подобное активное «уподобление» есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальт-психологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.

Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может иметь разные основания. 1. Широко распространено разделение О. по модальности, в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр. пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий. 2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса О.: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (см. Проприоцепторы); 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Ощущения органические). В свою очередь экстероцептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн, Дж. Гибсон). 3. Попытку создания генетической классификации О. предпринял англ. невролог Х. Хэд (1918) выделивший более древнюю протопатическую чувствительность и более молодую эпикритическую.