Смекни!
smekni.com

Психологический словарь (стр. 4 из 290)

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) — один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в «чистом виде» рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания).

А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.

Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр. с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений.

Содержательная А. вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.

«Абстрактное» как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.

В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо.

В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения «в чистом виде». Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.

АБУЛИЯ (от греч. abulia — нерешительность) — психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от причины А. м. б. кратковременным, периодически возвращающимся или постоянным состоянием. Тяжелая А. — признак кататонической формы шизофрении, циркулярного психоза. А., как правило, возникает при массивных поражениях лобных долей мозга. А. м. б. симптомом, указывающим на начальную стадию психического заболевания как у взрослых, так и у детей. Нерезко выраженная А. иногда наблюдается и при некоторых пограничных состояниях (напр. при психоневрозах). А. не следует смешивать со слабоволием, являющимся следствием неправильного воспитания. Ср. Гипобулия. (Е. Д. Хомская.)

АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ (от лат. aversatio — отвращение) — общее название группы терапевтических методов, основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов, вызывающих у клиента неприязнь, отвращение, крайне неприятные, болезненные ощущения; относится к методам бихевиоральной терапии (см. Модификация поведения). А. т. применяется, как правило, при коррекции т. н. девиантного поведения — прежде всего алкоголизма, агрессивного поведения, различных сексуальных отклонений. В качестве аверсивного стимула чаще всего выступает: а) лекарственный препарат, вызывающий головную боль, тошноту, рвоту (напр.: аметин, апоморфин, антабус, которые сами по себе не вызывают никаких неприятных соматических ощущений, но в сочетании даже с малыми дозами алкоголя приводят к головокружению, рвоте и пр.); б) весьма чувствительный, хотя и не представляющий опасности для здоровья и жизни удар электрическим током, внезапный громкий шум и т. п.

В основе А. т. — выработка условного рефлекса, связывающего приятный стимул (алкогольный напиток, сексуальный образ) с неприятным, в результате чего вырабатывается отвращение к стимулу, который был для него приятным. В СССР в 1934 г. И. Ф. Случевский и А. А. Фрикен разработали способ лечения алкоголиков, в котором аверсивным стимулом служил апоморфин: спустя 3 мин после инъекции которого давали 25 г водки; для выработки условной тошнотно-рвотной реакции на запах и вкус алкоголя было необходимо 15-20 повторений. Позже методика неоднократно модифицировалась (И. В. Стрельчук и др.).

Отношение к А. т. далеко не однозначное, что определяется целым рядом причин: 1) недостаточно высокой эффективностью лечения; 2) крайней тяжестью вегетативных реакций, а также недопустимостью использования рвотных агентов при многих заболеваниях (сердца, желудочно-кишечного тракта, почек, печени, а также при туберкулезе); 3) этическими соображениями, не допускающими применения принуждения пациента и насилия над его волей. (И. А. Мещерякова.)

АВОКАЛИЯ — См. Амузия.

АВСТРИЙСКАЯ (Грацкая) ШКОЛА — группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в основном в Грацком ун-те под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. А. ш. известна прежде всего теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы целостного сознания. Именно Эренфельс ввел термин «гештальт-качество» для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в т. ч. экспериментально — на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства, некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, напр., для ассоциативной психологии, к целостному подходу, развивавшемуся гештальт-психологией и лейпцигской школой, хотя в целом представители А. ш. не вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество целостности («гештальт-качество») — напр. мелодию, форму — еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исходной сумме ощущений как новый элемент — «автоматически» (Эренфельс) или в результате особого «продуктивного» духовного акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись В А. ш. отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси).

Вместе с тем А. ш. поставила проблему др. единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостно-образующих факторов и проблему активности субъекта в построении образа (что игнорировали гештальт-психологи), а также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, перцептивных иллюзий, гносеологических и этических вопросов. (Е. Е. Соколова.)

АВТОИДЕНТИФИКАЦИЯ, АУТОИДЕНТИФИКАЦИЯ (англ. Self-identification) — самоопределение, идентификация (отождествление) себя с другим или другими (группой). В последнем случае синонимически используется термин «групповая идентификация» (или «социальная идентификация»). В этнографии и этнопсихологии широко используется термин «этническая А. (или самоидентификация)». Психологи аналогично говорят о половой, возрастной, конфессиональной, профессиональной, социальной А. (самоидентификации) личности. Следует различать процессы формирования А., сформированные процессы (и механизмы) А. и их результаты в самосознании и Я-концепции; для результатов А. можно рекомендовать использование термина «идентичность» (см., напр., Половая идентичность, Социальная идентичность). В более узком смысле А. означает лишь те процессы личностной идентификации, которые являются продуктом сознательных стремлений и усилий личности, а не побочным продуктом стихийных процессов подражания, заражения, психологической защиты или результатом внешнего внушения и воспитания. (Б. М.)