Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника (стр. 1 из 14)

Выпускная квалификационная работа

по психологии

Тема: Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника


Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника

§1. Эмоционально-чувственный мир и его значение в жизни человека

§2. Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе

§3. Психологические и педагогические основы формирования эмоционально-творческой личности младшего школьника через его эмоциональное восприятие мира

Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста

§1 Методика опытно-экспериментальной работы

§2 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на начало экспериментальной работы

§3 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на конец экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

В последние годы в нашей стране обострилось внимание к проблемам теории и практики формирования эмоционально – чувственной и творческой культуры школьника.

Данная проблема связана непосредственно с этическим развитием ребенка которое начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Поскольку, эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержания должно охватывать изучение приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, хореографии…Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. [ ] «Прекрасное есть жизнь. Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова она должна быть по нашем понятиям. Прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» это слова Чернышевского . М. Горький же говорил о другой стороне красоты. «Под красотой, мы понимаем такое сочетание материалов, а также звуков, красок, слов, которое придает созданному, сработанному человеку - мастером форму действующую на разум и чувства, как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству».[ ]

Современная школа должна учесть необходимость формирования у учащихся эстетических потребности, в области искусства, в постижении художественных ценностей общества, развивать у учащихся художественное восприятие, давать знания, связанные с пониманием искусства и умением выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности.

Большое место в эстетическом воспитании должно занимать формирование художественного вкуса, умения отличать подлинные высоко художественные произведения от примитивного ремесленничества, художественных подделок, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения. «С самого начала, как только человек соприкасается с азами творческого процесса, рядом с ним должен властно звучать голос: смотри на то, что вокруг тебя! Прекраснее правды, прекраснее действительности нет нечего! Уметь увидеть! Искусство видеть спасает от общих неконкретных представлений, от «вокруг да около», от мыслей «вообще» [ ]

Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которое необходимо развивать и использовать в целях воспитания. [ ]

«Задача современной школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, в вести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительностью, развития мышления и нравственного совершенства». [ ]

Рассмотрением и разработкой новых методов развития эмоционально - творческого мира занимались в разное время психологи и педагоги: Л.С. Выготский, А. Валлон, Т.П. Гаврилова, Д.Б. Кабалевский, К.Д. Ушинский. Они считали, что искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности человека в целом. Многие деятели образования и культуры: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский отмечали, что особенно важно в наиболее благоприятном для младшего школьного возраста, когда чувство красоты природы, окружающих людей вещей, создает в ребенке особые психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет их любознательность, развивает мышление, память, воображение, волю и другие психические процессы.

Из всего выше сказанного, предполагаем, что приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, который нашел свое отражение во всех видах искусства и в самых разных формах и методах преподавания, педагог развивает и формирует эмоционально – чувственную культуру младшего школьника, способствуя тем самым воспитанию творческой личности.

Данное предположение определяет тему выпускной квалификационной работы: «Психолого–педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младшего школьника».

Цель: исследовать психолого–педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе.

Объект исследования: процесс формирования эмоционально – творческой стороны личности младших школьников.

Предмет исследования: психолого– педагогические условия, влияющие на эмоционально – чувственный мир и творческую активность младшего школьника.

Задачи: 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой сторон личности младшего школьника;

2. Проанализировать литературу по проблеме создания необходимых условий для совершенствования эмоционально–творческой культуры младшего школьника;

3. Провести опытно – экспериментальные исследования по проблеме влияния разработанной системы занятий на эмоционально–чувственный мир и творческий потенциал младшего школьника;

4. Разработать методические советы и рекомендации по данной теме.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого–педагогической литературы;

2. Традиционно – эмпирические методы;

3. Методы стратегических процедур.

База исследовательской деятельности: Глуховская средняя школа Алексеевского района; класс

Структура данной работы такова: выпускная квалификационная работа имеет введение, две главы – теоретическое и практическое исследование темы, материалы приложения, библиографические сведения по рассматриваемой теме.


Глава I Теоретические основы проблемы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника

§1 Эмоционально-чувственный мир и его значение в жизни человека

В данном параграфе мы рассмотрим, что понимается под эмоционально-чувственным миром человека.

Так, рассмотрим понятия «эмоции» и «чувства» в психолого-педагогической литературе.

Проблемой исследования эмоционально-чувственного мира человека занимались как западные исследователи З. Фрейд, У. Джемс, У. Кеннон, И. Ф. Гербарт, американский психолог Л. Фестингер, так и отечественные научные деятели: психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Р.С.Немов, А.В.Петровский, П.В.Симонов. Исследователи пытались дать объяснение, раскрыть специфику и особенности эмоционально-чувственного мира человека.

Концептуальным в нашей работе является вопрос влияния эмоций на психику и поведение человека. Учение об эмоциях и чувствах представляет собой одну из неразработанных глав в советской психологии. В современной психологической науке данная проблема является достаточно разработанной, обоснованной с опорой на учения как отечественных, так и западных исследователей.

Рассмотрим понятие «чувство» в психолого-педагогической литературе.

Нередко понятия «эмоция» и «чувство» рассматриваются как синонимы, отождествляются в исследованиях А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, В.Г.Казанова и других указывают на ошибочность этой точки зрения.

Отечественные психологи А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский понимают «чувства» как одну из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Психологи В.Г.Казаков и Л.Л.Кондратьева отмечают, что «чувство более сложное устоявшееся эмоциональное отношение человека к миру, к поступкам и поведению людей, к коллективу и к самому себе (к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности) и так далее.

Отечественные психологи В.А.Петровский, М.Г.Ярошевский и другие отмечают, что эмоции отражают субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют и стабильную значимость.

В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального познания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов.

Рассмотрим следующие функции чувств, которые выделяют в психолого-педагогической литературе. 1.Отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Эмоциональная оценка событий формируется не только на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате сопереживаний, возникших в общении с другими людьми, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и так далее