Смекни!
smekni.com

Путь к просветлению (стр. 1 из 9)

ПУТЬ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ

Лекция Далай-ламы XIV

Буддийская община, Торонто.

Я очень рад предоставленной возможности прочитать лекцию здесь, в То-

ронто, в Канаде, на этой ассамблее буддистов и лиц, интересующихся

буддизмом. Мне хотелось бы поблагодарить мастеров дзэна этого храма и

многих тибетцев, помогавших в подготовке. Сегодня я буду говорить о

стадиях пути просветления, используя в качестве основного труд Цзонха-

вы* "Три принципиальных аспекта Пути к Просветлению".

____

* Цзонхава (1357 - 1419 гг.) - великий тибетский учитель, основопо-

ложник школы гелукпа, в которой была преобразована традиция кадампы.

Для того чтобы освободиться от циклического существования, необхо-

димо постоянно держаться намерения покинуть его. Это намерение являет-

ся первым из трех принципиальных аспектов пути к просветлению. Также

нужно иметь правильный взгляд на пустотность. Добавим: если некто же-

лает достичь наивысшего освобождения, состояния всеведения в Великой

колеснице, то должно вызывать человеколюбивое побуждение стать прос-

ветленным, называемое сознанием просветления (бодхи-читта). Итак, три

аспекта суть решимость освободиться от цикла перерождений, правильный

взгляд на пустотность и альтруистический ум просветления - вот главные

стороны пути.

Прежде чем начать лекцию, обычно очищаются от препон. В Японии и

Тибете это чаще всего делается повторением "Сутры Сердца" ("Хридаясут-

ры"), которая содержит учения о пустотности присущего существования.

Затем, чтобы смирить злобные существа и устранить препятствия, полезно

повторять мантру о свирепом проявлении совершенства мудрости в женском

облике. Обычно, когда мы произносим мантру, мы считаем количество ре-

цитаций манеры на четках, передвигая бусины как символ входа в бла-

женство, проистекающее от повторения мантры. Однако когда целью реци-

тации является снятие препон, бусины передвигаются в обратном направ-

лении, символизируя устранение преград.

Далее, мы совершаем подношение мандалы. Смысл этого проистекает из

деяний Будды, который в прошлых жизнях, прокладывая свой путь, преодо-

лел множество тяжелых испытаний, не заботясь ни о своем теле, ни о

семье, ни об имеющихся у него возможностях, для того чтобы слушать и

практиковать учение. В качестве символа такого посвящения, а также

бессамостности, перед тем как слушать об учениях Будды, мы умственно

принесем в жертву наши тела, средства и источники добродетели. Подно-

шение мандалы равносильно подношению всей вселенной, образованной на-

шей коллективной кармой и увиденной в великолепном сиянии, наполненной

чудесами и волшебством.

Читаем ли мы лекцию о доктрине или слушаем ее, наше состояние долж-

но соединяться с осознанием прибежища и осознанием человеколюбия, сос-

тоящего в стремлении помогать другим. Достигается это троекратным пов-

торением строфы о прибежище и возникновении соответствующего сознания

с одновременными размышлениями и медитацией:

Вплоть до самого просветления я иду под покровительство

Будды, Учения (Дхармы) и Верховной общины (сангхи).

Благодаря заслуге, полученной от слушания доктрины,

Пусть я обрету буддство, чтобы помогать перерождающимся существам.

От этого возникают хорошие или плохие последствия - в зависимости от

добрых или злых побуждений. Постоянное действие человеколюбивых помыс-

лов необычайно важно. Во время повторения строфы нужно культивировать

ее смысл в медитации.

Наконец, перед началом лекции по доктрине обычно повторяется стро-

фа, восхваляющая Будду и признающая его доброту. Этот стих взят из

трактата Нагарджуны "Основополагающие строфы о Пути Срединности" ("Му-

ламадхьямака-карика"). Обычай читать его завел один из моих учителей

Куну Лама Ден-дцин-гьел-цен.

"Я буду восхвалять Гаутама-Будду,

Который из сострадания (анукампа) (букв.: проникнутый состраданием)

Проповедовал подлинное учение (саддахарма),

Дабы разрушить все ложные взгляды (сарвадришти)"*.

____

* Это заключительные строки (XXVII, 30) труда Нагарджуны, они пере-

ведены В. Андросовым с санскритского оригинала.

Вообще говоря, мы пришли сюда вместе, поскольку вы разделяете инте-

рес к буддийской доктрине, и мы надеемся совместными усилиями обрести

большое успокоение в наших жизнях и устранить страдания, насколько это

возможно. В силу того, что у нас имеются тела, нам нужна пища, одежда,

кров и т. д., но только этого недостаточно. Удовлетворением этих пот-

ребностей нельзя исполнить чаяния человеческих существ. Неважно то,

сколь хороши физические обстоятельства нашей жизни. Если нет счастья в

наших умах, то беспокойство, подавленность и тому подобное делают не-

возможным хорошее самочувствие. Нам необходимо стремиться и достигать

счастья психически, а для этого надо знать, как это делать и как одо-

левать физические страдания. Следовательно, самое главное - соединить

усилия по достижению внешних улучшений с сосредоточением на внутренних

интересах.

Западная цивилизация добилась и продолжает добиваться огромного

прогресса в материальном развитии, но если бы было возможно посредс-

твом техники также достичь внутреннего счастья, то современное общест-

во стало бы более совершенным. Без духовного роста мы будем покорены

внешними вещами, и, даже называясь по-прежнему людьми, мы будем похо-

дить на части машин. Итак, в нашей сегодняшней беседе мы обсудим, как

умом обрести счастье и совершенство.

В историческом прошлом человечества было много учителей, опиравших-

ся на свой собственный опыт, которые давали советы и обучали других

более плодотворным путям жизни. Я буду говорить об одной из всех этих

многочисленных систем мысли, а именно о той, которую предложил челове-

честву добрый учитель Шакьямуни Будда. Внутри его учений уровни прак-

тики были описаны в соответствии со способностями его последователей.

Они распались на два больших направления, или на две Колесницы: Малую

(хинаяна) и Великую (махаяна). Внутри Великой колесницы имеются пове-

данные Буддой как сутры, так и мантры. Два этих подразделения отлича-

ются элементами Пути достижения тел Будды.

Добавим, что Будда установил в дальнейшем четыре отдельные школы:

Великого толкования, или вайбхашика; Сутр, или саутрантика; Только

сознания, или читтаматра (она же называется йогачарой. - Примеч. пере-

водчика); и Срединного пути, Или мадхьямика. Учения этих четырех школ

представляют обе колесницы, а также как собрание сутр, так и собрание

тантр. Эти собрания составляют приблизительно 100 томов текстов, пере-

веденных на тибетский язык главным образом с санскрита. Примерно 200

томов суть толкования этих священных писаний, созданные индийскими

учеными и постепенно также переведенные на тибетский язык.

Писания подразделяются на четыре основные группы: [1] труды по дис-

циплине, которые главным образом касаются практической этики, общей

для Малой колесницы, [2] сочинения о совершенствовании мудрости, [3]

собрание различных сутр и [4] свод тантрических произведений. Согласно

пояснениям "Ваджра-панджара тантры", тантрическая система состоит из

четырех отделов, которым соответственно принадлежат все тексты тантр.

Они называются тантра действия (крийя), тантра исполнения обетов

(чарья), тантра йоги и тантра наивысшей йоги (аннутара).

В "Ваджра-панджара тантре" говорится:

"Тантры действия служат низшему (уровню практики).

Бездеятельная йога (или чарья) - тем, кто выше этого.

Высокая йога явлена для высоких существ.

Наивысшая йога - для тех, кто выше их".

Тексты и практики сутр, тантр, Малой и Большой колесниц были расп-

ространены в Тибете повсюду. С течением времени различные методы пере-

дачи письменного и духовного наследия отдельными учителями, а также

разграничивающее использование определенных философских идей и понятий

привели к возникновению незначительных отличий в интерпретации и при-

менении. В Тибете появились многочисленные школы, которые в целуем

можно сгруппировать по четырем основным направлениям, ведущим свои ли-

нии преемств от учения Будды, - это ньигмапа, сакьяпа, карчжупа и ге-

лукпа. Несмотря на их поверхностные расхождения, все эти школы опира-

ются на одинаковые основоположения.

Сочинение Цзонхавы "Три принципиальных аспекта Пути к Просветле-

нию", которое мы будем сегодня обозревать, является толкованием многих

стадий духовного пути, подразделенных на три главные. Хотя этот текст

посвящен всему священному собранию, его основным источником стали сут-

ры Совершенствования мудрости ("Праджняпарамита").

В каком смысле происходят эти учения из сутр Совершенствования муд-

рости? Эти сутры содержат подробное учение о пустотности и тайное уче-

ние о стадиях пути. Из трех главных аспектов пути аспект, затрагива-

ющий правильный взгляд на действительность, ведет свое начало от от-

четливой доктрины пустоты. В Большой колеснице правильный взгляд

представлен школами Только сознания и Срединного пути. Труд Цзонхавы

опирается исключительно на систему Срединного пути, а из двух ее вет-

вей он явно заинтересован в позиции школы Срединного пути сведения к

абсурду (прасангика), нежели во мнениях школы Самостоятельно-срединно-

го пути (сватантрика).

Трактат как раз излагает взгляд на пустотность в школе Срединного

пути сведения к абсурду. Оставшиеся аспекты пути - решимость стать

свободным от циклического существования и альтруистическое сознание

просветления - вышли из тайных учений сутр Совершенствования мудрости,

а именно: о пути и о стадиях достижения состояния чистоты.