Смекни!
smekni.com

Успех после успеха, Карнаух И.И. - Коучинг. (стр. 9 из 19)

Божественный свет преломляется в каждом из высших ангелов и, уже несколько рассеиваясь, доходит до низших. Низшие ангелы устроены еще сложнее, чем высшие - и свет, проходя сквозь них, рассеивается и тускнеет все более и более. «Каждый ангел получает от ангела, стоящего непосредственно выше него, умопостигаемый вид - первую фрагментацию божественного света - и передает это просветление дальше, притушив и раздробив его»[20].

Пройдя сквозь иерархический порядок ангелов, божественный свет достигает людей. Он становится светом в человеческой душе. Люди устроены еще сложнее, чем самые низшие ангелы, а потому значительно менее совершенны. Поэтому в душах людей божественный свет преломляется, рассеивается и тускнеет еще больше.

Совершеннее - и проще всех! - души самых праведных из людей. Пройдя сквозь них, свет достигает людей, которые еще более сложны и несовершенны. Их души все темнее и темнее. В самых несовершенных людях божественный свет едва брезжит сквозь мрак низменных, плотских желаний.

Таким образом, именно телесность людей препятствует «проницаемости» их божественным светом. Ангелы, по мнению Фомы Аквинского, нематериальны, хотя тоже не обладают идеальной проницаемостью для него. Но люди обременены телом, которое тем более «гасит» исходящий от Бога свет, чем больше человек уступает его диктату. Святые умерщвляют плоть - и благодаря этому имеют более простую, светлую и ясную душу. И наоборот: чем больше человек идет на поводу у плотских желаний, тем сложнее его душа, тем больше она раздирается противоречиями и внутренними конфликтами.

И все-таки божественного света даже в этой душе больше, чем в природе - в органическом и неорганическом мире. Здесь свет божественного творения уже еле различим. Именно потому так трудна наука, пытающаяся уловить его отсветы.

Таким образом, именно плоть с порождаемыми ею желаниями и представляет собой причину душевных недугов. Она обременяет душу человека, всячески гасит в ней божественный свет. Это порождает у человека страх - как бы плоть совсем не отделила его от Бога. «Повсюду человек должен был чувствовать, что его удаляют от Бога, а нередко - испытывать страх, как бы его совсем с Ним не разлучили»[21].

* * *

Как видим, и материалисты из числа врачей, и идеалисты-теологи на протяжении многих веков парадоксальным образом сходились во мнении, что именно влияние тела вызывает психические недуги. ( Разница состояла лишь в том, что материалисты-врачи полагали, что пагубное влияние на душу оказывает только ненормально функционирующее тело, а теологи держались убеждения, что душе, в принципе, вредит всякая плоть, обременяющая ее.)

Но если признавать, что именно тело человека вызывает болезни его души, то из этого следует только один вывод: лечить психические недуги надо, воздействуя на тело.

Это представление безраздельно господствовало в медицине вплоть до самого 20 века. У него, впрочем, есть множество сторонников и по сей день.

Естественно, перед медиками закономерно встал следующий вопрос: на какую именно часть тела надо воздействовать, чтобы лечить психические недуги?

И здесь они тоже долгое время пребывали в плену тех чисто умозрительных представлений, которые сложились в европейской культуре под влиянием философов и теологов.

Еще в 19 веке психиатры придерживались примерно таких же взглядов, которые отстаивал задолго до возникновения христианства древнегреческий мыслитель Платон ( 428 или 427 до н.э - 348 или 347). Он полагал, что человеческая душа имеет три уровня. Высший уровень души - разумный - он помещал в человеке на уровне головы. Средний уровень души - тот, в котором «гнездятся» высокие, благородные страсти - на уровне сердца. Наконец, самый низший уровень души, «ответственный» за низменные, плотские желания, Платон располагал «у пупка».

Нет ничего удивительного в том, что и представители новорожденной психиатрии решили, что для излечения человеческой души надо активно воздействовать именно на нижнюю половину тела - как наиболее греховную и особенно вредно воздействующую на душу. Так что на долю области, располагавшейся «у пупка», выпали особенно суровые испытания.

Вот как описывал методы лечения души в 19 веке доктор Кибальтиц - в статье “Известия о доме сумасшедших в Москве и о способах лечения, в нем употребляемых”:

“Если нужно неистовому сумасшедшему бросить кровь, в таком случае пробивается жила сильнее обыкновенного. За скорым и сильным истечением крови вдруг следует обморок и больной падает на землю. Таковое бросание крови имеет целью уменьшить сверхъестественные силы и произвести в человеке тишину. Сверх того прикладываются к вискам пиявицы, и если он в состоянии принимать внутрь лекарства, то после необходимых очищений подбрюшья, дается больному багровая наперстяночная трава с селитрой и камфорою, большое количество холодной воды с уксусом; также мочат ему водой голову и прикладывают к ногам крепкое горячительное средство. Все усыпительные лекарства почитаются весьма вредными в таком положении. При уменьшении той степени ярости, прикладывают на затылок и на руки пластыри, оттягивающие влажности. Если больной подвержен чрезмерно неистовым припадкам бешенства, то ему бросают кровь не только во время припадка, но и несколько раз повторяют, дабы предупредить возвращение бешенства, что обыкновенно случается при перемене времени года.

Что касается до беснующихся и задумчивых сумасшедших ( maniaques et hypochondriaques ), подверженных душевному унынию или мучимых страхом, отчаянием, привидениями и проч., то, как причина сих болезней существует, кажется, в подбрюшьи и действует на умственные способности, то для пользования их употребляется следующее: рвотный винный камень, сернокислый поташ, ялаппа ( рвотный камень), сладкая ртуть, дикий авран, сабур, слабительное по методе Кемпфика, камфорный раствор в винной кислоте, коего давать большими приемами, с приличными побочными составами. Белена, наружное натирание головы у подвздошной части рвотным винным камнем, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри или другого рода оттягивающие лекарства производят в сем случае гораздо ощутительнейшее облегчение, нежели во время бешенства”[22].

Здесь стоит добавить, что из 113 человек, которые содержались в Московском доллгаузе, впоследствии ставшем Преображенской больницей, 25 сидели на цепи[23]. А русская психиатрия того времени вполне соответствовала по уровню зарубежной.

* * *

Переведем дух и зададимся следующими вопросами. Интересовался ли врач, который собирался лечить душу воздействием на тело, содержанием болезненных представлений и переживаний больного? Вникал ли он в то, что происходит в страдающей человеческой душе?

Ответ на оба вопроса придется дать отрицательный.

Нет, не интересовался и не вникал.

Врач начинал с того, что констатировал наступившее неразумие пациента - его с-ума-сшествие. Для этого ему вполне достаточно было зафиксировать, что человек говорит что-то невразумительное. Далее интересоваться содержанием этого болезненного бреда врач не считал нужным - он стремился как можно скорее избавить больного от психических страданий и спешил к нему со слабительным, рвотным и пиявками, скорейшее приложение которых к особенно вредоносному месту тела могло радикально помочь от меланхолии.

Никому из врачей на протяжении многих веков даже не приходило в голову выяснять, точно зафиксировать на бумаге, а затем внимательно анализировать, что же именно привиделось больному в бреду, какие именно посещали его галлюцинации и кошмары. Впрочем, врачей прошлого трудно осуждать за это. Ведь и по сей день люди нормальные, заслышав чьи-то неразумные речи, просто констатируют: « Это - бред». И считают излишним далее вникать в содержание этого бреда.

Врач стремился как можно быстрее помочь психически больному, а не тратить время на выслушивание его безумных речей. Он немедленно пускал в действие свои средства - как мы успели убедиться, достаточно сильные. Надо ли говорить, что после использования рвотного, кровопусканий и пиявок расспрашивать больного о содержании его болезненных представлений - даже если такое желание и возникло бы - было уже поздно? Болезненные переживания в душе больного уже вытеснялись сильными ощущениями « в подбрюшье» - словом, « у пупка».

Таким образом, врач, который самым радикальным образом воздействовал на тело пациента - в намерении исцелить его душу, напрочь ликвидировал саму возможность вникнуть в тонкости его душевных переживаний. Здесь вполне уместна аналогия с принципом неопределенности Гейзенберга: чем лучше мы познаем тело и умеем эффективно воздействовать на происходящие в нем процессы, тем больше для нас закрывается перспектива постижения души. И наоборот: понимающее вникание в тонкие душевные переживания отвращает наш взгляд от соматических процессов. Чем точнее определяется один параметр, тем более расплывчатым становится другой.

Надо было выбирать предмет первостепенного внимания. И врачи выбрали тело. Это определило место медицины среди других наук и выбор ею методологии исследования.

* * *

Во второй половине 19 века немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) провел четкую линию, которая разделила науки на два лагеря. Одни из наук пользуются методом объяснения, суть которого заключается в поиске общего - при отбрасывании единичного, в выявлении единых законов, под которые подводятся все частные случаи. Объяснить - значит, подвести под общий закон, отвлекаясь от частностей. Именно так действуют физика, химия, биология и другие «естественные науки».