Смекни!
smekni.com

Коррекция эмоциональных нарушений у детей. (стр. 13 из 14)

Игроки разбиваются на две команды, и каждая выбирает по три, четыре общеупотребительных слова, которые объявляются запретными, табуированными. Допустим, для одной команды это слова « да », « видеть », « ну », « потому что », а для другой – « нет », « ходить », « это », « который ».

Члены противоборствующих команд обмениваются вопросами, касающимися жизни и быта членов племени. Например: « Расскажи, как вы разводите костёр. А как обороняетесь от врагов? » и т. д.

« УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ »

Ведущий, не размыкая губ, « мычит » какое – то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. Например, договориться, что слова будут обозначать предметы, имеющиеся в комнате или во дворе, дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от десяти до тридцати, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Фразы должны быть эмоционально окрашенными и различными по темпоритмическому рисунку: « Хороший мальчик », « Отстань! », « Пожалуйста, не сердись!», « Мама, он меня обижает! », « Ура! », и т. д.

« ЦАРЕВНА – НЕСМЕЯНА »

Один игрок изображает Царевну - Несмеяну, а остальные, как умеют, пытаются его рассмешить (можно пантомимой, а можно и словесно). Тот, кому это удастся, сам становится Царевной.

« ФАНТЫ »

Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное, постараться, чтобы в заданиях было, как можно больше юмора и чтобы они были детям по силам. Стеснительному ребёнку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то весёлая игра станет для него ещё одним источником мучительных переживаний.

Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, прокукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить:

- обезьяну;

- льва;

- ёжика или дикобраза;

- павлина;

- ворону;

- дятла;

- Бабу – Ягу;

- пьяницу;

- хулигана;

- дряхлого старичка;

- маленького капризного ребёнка;

- сварливую рыночную торговку;

- рассерженную маму;

- грозного папу;

- пирата;

- мага;

- лунатика;

- первобытного человека.

« ПЕРЕДАЙ РИСУНОК »

Принцип игры как в « испорченном телефоне », только вы не шепчете, какое – то слово на ухо партнёру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он договаривает, что это такое, и передаёт рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, ёлочка и т. п. Получив сообщение – рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого – создать весёлую непринуждённую атмосферу.

« ДОРИСУЙ РИСУНОК »

Условие: дети по очереди рисуют на листе бумаги, стараясь угадать и развить замысел друг друга. Вслух этот замысел не разглашается. Когда рисунок будет закончен, ребёнок, который начал рисовать первым, говорит, что же он задумал, и игроки сравнивают его идею с получившимся результатом.

«ХОРОВОД»

Цель: развитие чувства общности, выразительности движе­ний, снятие напряжения.

Описание игры:Дети встают в круг и по команде учителя показывают, двигаясь, друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, винова­тую лису, счастливую ласточку.

«НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»

Цель: развитие выразительности движений и речи, раско­ванности, воображения, произвольности, групповой сплочен­ности.

Описание игры. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит учитель, изображая наседку.

Учитель говорит:

— Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора по­явиться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (к нему прикасается учитель) появился на свет и удивился: "Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!".

(Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.)

Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие бро­ви: он так хотел родиться первым, но его опередили.

(Ребенок, на которого указывает учитель, передает состоя­ние этого цыпленка.)

Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яич­ной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности.

(Этот ребенок и следующие, выб­ранные дети изображают то на­строение цыплят, которое описы­вает учитель.)

Четвертый цыпленок очень обра­довался своему появлению на свет и воскликнул: "Какой чудес­ный, какой яркий мир вокруг!"

«ФАНТАЗИИ»

Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, во­ображения.

Описание игры. Учитель говорит детям: "Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста".

Далее учитель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, — роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том, что ей больше всего нра­вится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т.п.

«НА РЫБАЛКЕ»

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительно­сти движений и речи.

Описание игры. Все дети изображают рыбаков, сосредото­ченно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети рас­поряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают на свободу и т.п.). Пустая банка или крючок без червяка.

«ЦИРК»

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, произвольности.

Описание игры. Учитель объявляет, кто выходит на аре­ну. Дети играют роль тех, кто был объявлен. Все организа­ционные вопросы, от которых зависит выступление, дети решают сами.

На арену могут выходить клоуны, дрессировщики, фокусни­ки, канатоходцы и др.

«ПРОЧИТАЙ ПИСЬМО»

Цель: развитие способности определять эмоциональное со­стояние по схематическим изображениям и объединять раз­ные изображения единым сюжетом.

Описание игры. Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каж­дому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они "прочитали" в своем письме.

Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послания товарищей.

Варианты писем и примерная их расшифровка;

1.

Шел мелкий дождь, Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.

2.

Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натя­нулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Але­ша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибе­жали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.

«ВОЛШЕБНЫЕ ШАРЫ»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразитель­ности речи.

Описание игры.

1-й вариант. Детям предъявляются картинки с изобра­жением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает тот шарик, который ему больше понравил­ся, и выразительно рассказывает о его настроении, ориенти­руясь на форму (а также на цвет, если шары цветные).

В случае затруднения воспитатель начинает первым. И его рассказ может быть таким: "Держала девочка за веревочку круглый шарик, и ему было хорошо с такой хозяйкой. Он радостно кружился в воздухе. Вдруг шарик заметил на небе облако, похожее на себя, и от удивления вытянулся";

2-й вариант. Детям предъявляются картинки с изобра­жением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме этого шара.

Варианты шаров:

«СНЕЖИНКИ»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Описание игры.

1-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается каждому рассмотреть свою снежинку и расска­зать, что она чувствует.

2-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмо­цию на своей снежинке; затем рассказать, что снежинка чув­ствует.

«НАРИСУЙ ОБЛАКО»

Цель: развитие воображения, сосредоточенности.