Смекни!
smekni.com

Коррекция эмоциональных нарушений у детей. (стр. 2 из 14)

По номенклатуре чувства незрячих и нормально видящих не могут иметь никаких различий. Специфика чувств детей с нарушением зрения, обусловленная нарушением отношением с естественной и социальной средой, проявляется только в характере выражения и динамике развития чувств.

Цель исследования: показать пути преодоления эмоциональных нарушений у младших школьников с нарушениями зрения в процессе учебной деятельности.

Объект исследования:эмоциональная сфера слабовидящих детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: преодоления эмоциональных нарушений у слабовидящих детей младшего школьного возраста.

В работе доказывалась следующаягипотеза: преодоление эмоциональных нарушений у слабовидящих младших школьников будет более успешным если проводить целенаправленную коррекционную работу.

В работе ставились и решались следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы эмоциональных нарушений;

2. Описать психолого-педагогическую характеристику эмоций слабовидящих детей младшего школьного возраста;

3. Изучить особенности эмоций слабовидящих младших школьников;

4. Провести коррекционную работу с детьми с нарушениями зрения;

5. Проанализировать полученные результаты;

6. Дать методические рекомендации учителям, родителям и психологам по коррекции эмоциональной сферы детей с нарушенным зрением младшего школьного возраста.

Методы исследования: 1. наблюдение,

2. тестирование,

3. беседа,

4. изучение и анализ литературы,

5. анализ продуктов деятельности.

База исследование: школа №21 г. Благовещенска с углубленным изучением гуманитарно-эстетическим циклом, 3 – 4 классы общего и коррекционного типа.

1. Теоретические основы проблемы эмоций в психологии

1.1 Подходы к исследованию эмоций

Интерес и подходы к этой сложной проблеме во многом был определен как философскими задачами познания причин бытия, так и практическими задачами образования, воспитания, лечения. Философы, воспитатели, врачи, психологи ставят ряд вопросов: подчинены ли эмоции познанию; руководят ли познавательными процессами, является ли человек только рациональным существом, либо он в первую очередь научается и развивается благодаря личному и социальному переживанию.

Широко представлено направление исследования влияния эмоций на познавательные процессы, такие как восприятие, память, мышление, воображение. В связи с этим, большой интерес представляет возможность эмоций усилить, активизировать, либо, наоборот, «сузить объем восприятия», сделать, например, запоминание избирательным и эффективным. Следует выделить такие аспекты изучения, как влияние эмоций на действие, деятельность, поведение, развитие личности, сознание. Проблема воздействия эмоций на поведение человека по-разному рассматривается зарубежными исследователями. Крайние точки зрения заключаются в том, что одни ученые полагают, что в рамках науки о поведении вообще можно обойтись без понятия «эмоция», а понятия «активация», «возбуждение» гораздо больше подходят для объяснения ряда феноменов, связанных с поведением. Другие же, наоборот, считают, что не существует действий и поступков без аффекта.

С. Шехтер связывает эмоцию с физиологическим возбуждением, которое обязательно оценивается когнитивными структурами. Оценка, ее качество и определяют эмоцию [18 с. 23].

Р. Лазарус оценивает эмоцию как комплексный ответ, состоящий из ряда компонентов: сигнальных переменных или стимульных свойств, оценивающей подсистемы, а также когнитивного, экспрессивного и инструментального ответа. Когнитивные ответы рассматриваются им как механизмы защиты, подавления, отказа.

Начиная с Л.С. Выготского, развивается идея единства интеллекта и аффекта. Единство аффективных и интеллектуальных процессов связывается у Л.С. Выготского с представлениями о динамических смысловых системах. Он одним из первых разработал важные теоретические положения об аффективных источниках мысли. Л.С. Выготский применяет термин смысл для обозначения аффективных отношений к обозначаемому в слове содержанию, которые возникают у субъекта в процессе индивидуального опыта.

Дальнейшее развитие положения о личностном смысле и его связи с эмоциями нашли у А.Н. Леонтьева. По мысли А.Н. Леонтьева функция эмоций состоит в том, что они сигнализируют о личностном смысле событий, разыгрывающихся в жизни человека. Эмоции выполняют функцию презентации личностных смыслов в сознание субъекта и на этой основе регулируют деятельность. По высказыванию М.Я. Басова, эмоции выполняют роль внутренних сигналов, с помощью которых сознанию впервые презентуется непосредственная ценность неосознанных образований с точки зрения мотивов выполняемой деятельности. Эмоция, следовательно, выполняет роль одного из механизмов перевода неосознаваемого в осознаваемое. В ряде современных исследований указывается, что эмоции определяют базисную основу смысловых образований, а их осознание в форме о значения посредством вербализации является одним из механизмов перевода биологических смыслов в личностные. Сторонники мотивационной теории эмоций, родоначальником которой считают З. Фрейда, рассматривают эмоции как побудительные силы психической деятельности, которые направляют и регулируют ее, организовывают когнитивные процессы и поведение, развиваются в онтогенезе [27 с.350].

Одной из самых распространенных мотивационных теорий является дифференциальная теория эмоций, которая признает за эмоциями функции детерминант поведения. Эмоции рассматриваются при этом не только как мотивационная система, но и как личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию.

По мнению П.К. Анохина эмоции возникли как субъективные ощущения, позволяющие человеку быстро оценивать различные внутренние потребности, действие на организм внешних факторов, результаты поведенческой деятельности и, наконец, удовлетворение внутренних потребностей. Потребность в воде, пище, самосохранении сопровождается, как правило, эмоциональными переживаниями отрицательного характера, которые стимулируют животное и человека к активной деятельности, направленной на удовлетворение данной потребности. Удовлетворение любой потребности сопровождается эмоциональными переживаниями положительного характера, т.е. вызывает чувство удовлетворения и санкционирует успех поведенческой деятельности. Ассоциируемая с успешным завершением действия положительная эмоция закрепляется в памяти и начинает выполнять важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности. Неоднократное удовлетворение потребности, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски более успешных способов достижения цели. Эмоциональные воздействия усиливают, удлиняют, углубляют фиксацию следов от раздражителей, что помогает адекватному реагированию на внешние сигналы. Эмоции, по мнению П.К. Анохина являются активационным обеспечением деятельности. Создаваемые ими эмоциональный тонус, все жизненные процессы, включая умственную деятельность, поддерживаются на некотором оптимальном уровне [25 с. 152].

В.С. Дерябин, указывает на то, что чувства, органические влечения и эмоции при всем чрезвычайном многообразии и изменчивости их течения представляют закономерные реакции организма. Закономерность этих реакций вытекает из того, что они совершаются на базе закономерных физиологических реакций, которые могут протекать по типу безусловных или условных рефлексов: пищевого, оборонительного, полового и т.п. На базе безусловных рефлексов по закону временной связи строятся аффективные высшие реакции, которые являются результатом объединенной деятельности коры и подкорки. Высокоразвитый человек, проявляя реакцию целостного организма, удовлетворяет органические потребности на новом уровне психического развития, адекватно новым условиям существования. Например, нападение может выразиться в насмешке, доносе.

Исследованию отражательно- оценочной функции эмоций посвящены работы П.В. Симонова. Созданная им информационная теория указывает на регулятивную функцию эмоций, на их участие в целенаправленном поведении. Автор определяет эмоцию как отражение какой-либо актуальной потребности, ее качества и величины, и вероятности, возможности ее удовлетворения, которую субъект оценивает на основе врожденного и приобретенного опыта. Он утверждает, что повышенная эмоциональность детей и подростков объясняется не «свежестью чувства» или каким-либо свойством мозга, а хронической недоинформированностью относительно происходящего вокруг и невозможностью удовлетворить свои формирующиеся потребности.

Вышеизложенные подходы к исследованию эмоций разностороннее и глубоко представляют функции эмоциональных процессов, а также связь эмоций с другими сферами психической деятельности человека, с личностью. Сложность структуры эмоциональных процессов, ее постепенное развитие и усложнение отражены в исследованиях, посвященных онтогенезу эмоций.