Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Организационному поведению (стр. 3 из 25)

Распознать эти образы можно тогда, когда они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли выражаются в нем. Так, Анима, накопленная в бессознательном в мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентиментальности, необузданной эмоциональности. Тогда можно говорить о психическом синдроме «одержимости Анимой».

Напротив, в женской личности, если прорывается наружу Анимус, это приводит к иррациональным суждениям, часто необдуманным и нелогичным, или к излишней сдержанности.

3. Гуманистическая концепция личности по А. Маслоу

Гуманистическая психология. Важные проблемы функционирования сознания личности решаются представителями так называемой гуманистической психологии. Это направление главное внимание уделяет изучению не внешних факторов поведения личности, а ее внутреннего мира, прежде всего ее потребностей и основанных на них мотивов ее поведения. Оно исходит из того, что в основе поведения личности лежат не какие-то проявления бессознательного, а ее вполне осознанные мотивы. Подчеркивается, что «люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов».

Основные положения данного направления современной психологии обоснованны в гуманистической теории личности американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1970). Они базируются во многом на идеях философии экзистенциализма, или философии существования человека. Говорится об уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства, о том, что человек есть «то, чем он делает сам себя», и несет ответственность за свой жизненный выбор.

Большое значение представители гуманистического направления придают теории становления личности. По их мнению, сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности. Тем самым личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде. Такова одна из главных идей теории самоактуализации личности, разработанной А. Маслоу

Человек характеризуется как свободное существо, реализующее возможности своего существования. При этом он проявляет свой внутренний мир, реализует свое «Я».

Маслоу рассматривал человека как целостную личность, утверждал, что «каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое». Вместе с тем он указывал на творческий характер человеческой личности, считал, что «творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения».

Основные положения А. Маслоу.

- Человек (индивид) рассматривается как единое целое.

- Природа человека, в сущности, хороша.

- Творчество от природы присуще человеку.

- Надо основываться на психологии здорового человека.

Мотивы самоактуализации делятся на 2 группы:

Д – дефицитарные мотивы. Они удовлетворяют низкоуровневые потребности (голод, холод, опасность), их удовлетворение приводит к удовольствию.

Б – бытийные (от - бытие) мотивы роста. Это целостность, совершенство, богатство, активность, простота, законность, их удовлетворение приводит к новым побуждениям.

Характеристики самоактуализирующейся личности: Более эффективное восприятие реальности; Принятие себя, других и природы; Непосредственность, простота и естественность; Центрирование на проблеме; Независимость: потребность в уединении; Автономия: независимость от культуры и окружения; Свежесть восприятия.Вершинные, или личностные переживания; Общественный интерес; Глубокие межличностные отношения; Демократический характер; Разграничение средств и целей; Философское чувство юмора; Креативность; Сопротивление окультуриванию.

Существенный вклад Маслоу внес в обоснование роли потребностей как побудительных сил деятельности и поведения людей. Он утверждал, что в основе мотивов поведения людей лежат их потребности, природные и социальные. Их он рассматривал в порядке иерархии.

У основания системы потребностей человека, как ее в виде пирамиды представил Маслоу, лежат физиологические потребности в пище, питье, кислороде, физической активности, сне и т. д. Без их удовлетворения организм человека существовать не может. Далее идут потребности в безопасности и защите человека, в принадлежности и любви, которые удовлетворяются через различные формы социального общения людей. Наверху пирамиды потребностей, выстроенной Маслоу, значатся потребности самоуважения и самоактуализации. При этом речь идет о самоуважении как таковом и уваже­нии со стороны других. Самоактуализация означает реализацию человеком своих способностей и желания «стать тем, кем он может стать».

По мнению Маслоу, для того чтобы появились мотивы, направленные на удовлетворение потребностей в самоуважении и самоактуализации, нужно, чтобы были удовлетворены указанные выше физиологические потребности, а также потребности безопасности, защиты, принадлежности и любви. Он считал, что «удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации». Однако допускаются и некоторые исключения. У отдельных людей могут возникать сильные мотивы, направленные на творческую деятельность и социальное самоутверждение, хотя не вполнеудовлетворяются их физиологические потребности или же потребности в безопасности и любви. Но это, по Маслоу, скорее исключение. Правилом же является последовательное удовлетворение потребностей, как они расположены в его схеме.

3. Гуманистическая концепция личности по К. Роджерсу

Основные положения гуманистической психологии разделял и американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Он также исходил из того, что поведение человека определяется его внутренними мотивами и что человек свободен в выборе своих поступков и тем самым в определении своей судьбы. При этом Роджерс утверждал, что человек по своей сути добр и стремится реализовать себя в обществе. Злые же и разрушительные мотивы поведения людей, которые, увы, имеют место, противоречат, по его мнению, подлинной природе человека, являются ее извращением. Утверждая это, Роджерс ссылался на свой тридцатилетний клинический опыт психотерапевта.

Такой его взгляд на природу человека «точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии». Речь идет о гуманистическом направлении в современной психологии личности.

Роджерс считал, что в сознании каждого человека изначально заключается стремление к самосохранению и реализации себя в обществе. По Роджерсу, каждая личность обладает «концепцией собственного Я». Ее представления о том, как она сможет реализовать себя в обществе, в общении с другими людьми, составляет ее «реальное Я». Однако человек «склонен представлять себя и в идеальном образе — видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей». Это его «идеальное Я», к которому стремится приблизиться его «реальное Я». При этом, согласно концепции Роджерса, «реальное Я» человека часто сталкивается с противоречиями между его «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися в виде условного отношения к его поступкам, одобряющим или не одобряющих их. В тоже время Роджерс считал, что само общество должно создавать условия для развития и реализации способностей каждого человека.

Закон конгруэнтности К. Роджерса.

Особое значение в деловом общении имеет закон конгруэнтности.

К. Роджерс при рассмотрении психики личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу основной мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.

Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Ей более свойственны открытость, опора на себя, а не инертность, не защитные психологические реакции.

Самоактуализация личности происходит и в межличностном общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания могут привести к более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является более свободным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения.

Конгруэнтность и означает точное «соответствие опыта, осознания и сообщения».

Чем больше один партнер воспринимает общение со стороны другого партнера как соответствие опыта, осознания и сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психологической согласованности и взаимной удовлетворенности Так формулирует закон конгруэнтности Карл Роджерс. При этом он отмечает, что игнорирование данного закона ведет к ухудшению психологической согласованности в действиях обоих партнеров.

4. Интересы, идеалы и мировоззрение личности

Мировоззрение – система взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Мировоззрение вузком смысле слова - это система взглядов на общественную жизнь,т. е. морально-политические принципы, отражающие общественноебытие людей.Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик.

Мировоззрение личности отражает не только личное бытие, но и бытие целого класса, отражает также и психологию этого класса(социальной группы, нации, общества в целом). Мировоззрениеличности формируется под влиянием определенной идеологии. Чемболее развито общество, тем значительнее роль идеологии вформировании сознания масс. Поэтому, рассматривая мировоззрение личности, невозможно не учитывать идеологического влиянияна формирование взглядов отдельного человека.