Смекни!
smekni.com

Влияние родительской любви на ориентировку женщины в конфликте (стр. 4 из 15)

Гипопротекция (гипоопека) - отсутствие необходимой заботы о ребенке. Доминирующая гиперпротекция - излишняя, навязчивая забота о ребенке, блокирующая его самостоятельность и инициативность. Потворствующая гиперпротекция - желание родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи. Эмоциональное отвержение - неприятие ребенка во всех его проявлениях. Жестокие взаимоотношения - могут проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность ребенка над другими членами семьи, к чему ребенок не готов. Чаще используется в семьях с родителями - аддиктами. В работе А. Я. Варга (1986) описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный и эмоционально - отвергающий. В исследовании Е. Т. Соколовой выделен такой тип детско-родительских отношений, как сотрудничество, при котором потребности ребенка учитываются, ему дают право "на автономию". Семейные отношения - это сложный социально-психологический феномен, охватывают субъективное время, личностную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции (Л. Б. Шнейдер, 2000). Немалое значение на характер родительской любви имеет тип семейных отношений, в которых состоят родители ребенка. В отечественной и западной современной психологии представлено огромное множество типологий семь, семейных отношений, с точки зрения культуры, экономики, социологии, религии и т. д. Под руководством Р. В. Овчаровой (2003) было проведено исследование представлений о родительской любви в полных и неполных семьях. Используя методику "Родительское сочинение" было доказано, что представления о родительской любви у женщин и мужчин, воспитывающихся в неполных семьях - разные. Для женщин (девочек) более характерны безответственность и свобода. Она, как слабое существо находится под контролем своей матери или отца. Мужчина (мальчик), воспитанный в неполной семье, чаще берет на себя ответственность и контроль над другими членами семьи. У мужчин, воспитанных одним родителем, представления о родительской любви больше связаны с чадолюбием, а у женщин - с человеколюбием. Неполная семья - если один из родителей отсутствует по профессиональным или иным причинам, что оставляет мало времени для воспитания детей. Одинокие работающие матери особенно сильно переживают из-за того, что им целый день приходится проводить вне дома, поэтому они стараются тратить на себя как можно меньше времени. Из-за своей занятости одинокие матери часто отказываются от общения со взрослыми в нерабочее время, тем самым лишая себя возможности получить сочувствие и одобрения. Они перекладывают эту роль "судьи" на ребенка, что проводит к их быстрому взрослению. Одинокие родители, в частности, матери - одиночки склонны расширять сферу родительских чувств, предпочитать в подростке детские свойства, боятся утратить ребенка. Полная семья - объединяет два поколения, включая отца, мать и ребенка (детей). Сегодня это наиболее распространенная форма семьи в западном обществе. Молодые люди из полных семей чаще указывают на позитивные родительские представления: уважение к детям, принятие их такими, какие они есть (Р. В. Овчарова, 2003). Однако, В. Н. Дружинин (2000) полагает, что во все времена у всех народов главной и единственной функцией семьи была и остается социализация ребенка, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

I.1.2. ЛЮБОВЬ МАТЕРИ.

Материнская любовь приобретает исключительное значение для ребенка особенно на начальном этапе его жизни, так как это период является наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру (Овчарова Р. В., 2003). Возникновение и развитие материнской любви происходит на основе детского опыта взаимодействия ребенка с собственной матерью, на основе связей, которые устанавливаются между матерью и ребенком после родов в результате ее заботы и его ответной реакции, на основе игры в детстве, во взаимодействии с реальными или воображаемыми маленькими детьми (Д. В. Винникот, 1998, Ж. Годфруа, 1992, В. А. Рамих, 1997, Г. Г. Филиппова, 1999). Разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка оказывает материнская депривация (Дж. Боулби, 1991, З. Фрейд, 1989, Э. Эриксон, 1996 и др.). Она возникает в том случае, если не обеспечен должный уход и игнорируются базовые потребности ребенка. Традиционно выделяют следующие виды депривации:

- сенсорная (ограничение стимулов, воздействующих на сенсорную системы: зрительную, слуховую, тактильную и т. д.);

- двигательная (резкое ограничение движений ребенка: из-за болезни, травмы и т. д.;

- эмоциональная (длительное отсутствие эмоционального контакта с матерью: эмоциональная холодность) (48, Посысоев Н. Н.). Данный феномен характерен для неблагополучных семей (Г. Крайг, 2000). Психологи выделяют факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви. К ним относятся: случайность зачатия ребенка, отсутствие желания иметь ребенка, отсутствие любви между супругами (партнерами); негативный детский опыт общения с собственной матерью; развод родителей, пережитый в возрасте 9-13 лет; наличие у матери ряда незавершенных психологических проблем и т. д. (Л. Б. Шнейдер, 2000, Д. В. Винникот, 1998, В. А. Рамих, 1997). Л.Б. Шнейдер (2000) выделяет 2 позиции рассмотрения материнства:

- как обеспечение условий для развития ребенка;

- как часть личностной сферы женщины. Первоначально в психоаналитических и других направлениях психологии личности изучалась роль матери в образовании ранних структур (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.), а также проводились исследования, связанные с нарушением психического развития (А. Фрейд, М. Кляйн, Д. В. Винникот, Э. Г. Эйдемиллер, А. Я. Варга и др.). Еще один аспект материнства изучает детская психология в контексте материнско-детских отношений (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, О. В. Баженова и др.).

Материнская любовь обеспечивает идентификацию как механизм развития личности - это механизм присвоения отдельным человеком сущности. Identification - "отождествление" (лат.).

В. С. Мухина (1998) различает 2 вида идентификации:

интериоризационная идентификация - обеспечивает само "присвоение" и "вчуствование" в другого.

экстрариозационная идентификация - обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого. А. Адлер (1999) считал, что мать способствует развитию "социального интереса" у ребенка. Мать, контакт с которой для ребенка является первым, оказывает на него наибольшее влияние. Согласно Э. Фромму (2001) любовь матери безусловна. М. Мид (1989) отмечает, что материнская любовь к ребенку настолько глубоко заложена в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления, что только сложные социальные установки могут полностью их подавить. Как правило, матери превосходят отцов в способности к эмпатии и самораскрытию (Кон И. С., 1987) легче и быстрее налаживают эмоциональный контакт с ребенком. В когнитивных репрезентациях матери формирующихся в процессе жизни, представлена картина того, какой должна быть любящая мать и каким образом она должна проявлять свою любовь к ребенку (Кон И. С., 1981, Шнейдер Л. Б., 2001). Половые роли усваиваются через подражание представителям своего пола, через идентификацию с ним. Таким образом, девочка имеет более широкий спектр возможностей "поиграть" материнскую любовь, его нет у мальчиков. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу. Материнская любовь более чем отцовская реализует положительные характеристики родительского чувства, как искренность, уважение, альтруизм. Материнское чувство носит снисходительный характер. Женщина играет три главные социальные роли, которые являются взаимосвязанными: мать, жена и свободно реализующая себя жена (Э. Бадинтер, 1999). Самоуважение современной женщины сейчас имеет кроме материнства много других оснований - профессиональные достижения, социальная независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение (Р. В. Овчарова, 2003).

I.1.3. ЛЮБОВЬ ОТЦА

Вторая составляющая родительской любви - это любовь отца. Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Идеал отца может быть очень противоречивым и включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти, сейчас - от мужчины ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях (смена памперсов, участие в кормлении….). З. Фрейд (1995) считал, что только отец является самой важной фигурой в эмоциональном мире ребенка, поэтому устранил фигуру матери, определив ей роль объекта сексуальных наслаждений.

Однако реальная модель современной российской семьи находится в рамках женской эмансипации, и мужчина "выброшен" за пределы семейных отношений. Отцовская любовь со временем становится более эмоционально - насыщенной. Авторитарная дистанция между родителем и ребенком, однако, сохраняется, но с годами несет более снисходительный характер. И.С. Кон (1981) указывает на то, что отцы отличаются более строгим разделением эмоциональной и когнитивной реактивности по сравнению с матерями, кроме того, отцы менее чувствительны в эмоциональном плане. Э.Фромм (2001) считает, что из-за менее глубокой укорененности в природе отец вынужден развивать свой разум, формировать искусственный мир идей, принципов и рукотворных вещей, который заменяет природу в качестве основы для существования и безопасности. Любовь отца можно заслужить. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально - психического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина - мать. Личные качества отца, в число которых входит его любовь к ребенку, оказывает значительное влияние на ребенка. Специфика отцовской любви в том, что она учит и сына, и дочь, как мужчина может проявлять любовь к детям, к жене и окружающим. В любви отца, как правило, доминирует поведенческий компонент - помощь, добыча пищи для жены и детей, защита). Любовь отца, как правило, необходимо воспитывать. Лишь отец способен сформировать у ребенка способности к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже его самооценка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими (Дружинин В. Н., 2001). Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей (И. С. Кон, 1979, В. А. Рамих, 1997). Самооценка формируется в определенной социкультурной среде и референтной группе, является итогом всех предшествующих значимых оценок индивида другими людьми, связана с ценностями, субъективными функциями, личностными характеристиками, мотивами и целями, определяется требованиями ситуации, в которой функционирует личность, является основой для прогнозирования успешности деятельности (Литвинова А. В., 2000). Все эти аспекты детерминированы, сформированы и скоординированы и родительской любовью к ребенку. Д.С. Акивис (1989) отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им большую самостоятельность, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения в будущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций, в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требований окружающей среды (Л. Л. Баландина, 2002).