Смекни!
smekni.com

Влияние родительской любви на ориентировку женщины в конфликте (стр. 7 из 15)

основания столкновения, т. е. то противоречие, актуализация которого являет нам конфликт как феномен;

действительность столкновения, которая представляет собой взаимодетерминированные действия, стремящиеся к автономии путем доминирования, приспособления, элиминации и др.

метаконфликтные феномены: переживание отношений к предмету противоречия и (или) конфликтного действия, межличностных отношений участников, аутоотношения субъекта конфликтного действия, ожиданий и т. д.

Только реконструкции на всех трех уровнях описания, по мнению авторов, могут представить полную структуру динамику конфликта. Опираясь на работы по объяснению функционального устройства конфликта (М. Дойч, 1973; А. И. Донцов, 1984) можно выделить три стороны функционального описания конфликта (Б. И Хасан, П. А. Сергоманов, 2004):

это функционирование как целостное явление в определенном контексте. В этом описании конфликт можно рассматривать как конструктивный, выполняющий полезную функцию для личности, коллектива, сообщества и т. д. или деструктивный, имеющий функцию разрушительную, вредную, приводящую к появлению невротической симптоматики, к ухудшению межличностных отношений, дестабилизации общественных отношений и др.

Это внутренне функциональное описание, выяснение того, какие функции имманентны самому конфликту. Авторы имеют в виду переорганизацию деятельности для отыскания, имеющегося или создания нового ресурса для преодоления обнаруженных затруднений. Эта функция преобразования - оформления ситуации трудности в задачу.

Это обобщение функции удержания противоречия в определенной процессуальной форме, позволяющей осуществлять операции разрешения. Для полноты качественного описания необходима психологическая сторона феномена конфликта, как переживания конфликтующих сторон или целостное переживание, от которого зависит интенсивность конфликтных действия, носителя внутриличностного конфликта. Обсуждение типов конфликтных переживаний, согласно концепции Ф. Е. Василюка, можно представить в двух крайних вариантах:

претерпевающий с эксцессами спонтанного реагирования;

творческий, содержащий компоненты рефлексивного управления.

Разумеется, каждый из этих вариантов содержит множество индивидуализированных образцов поведения, зависящих, прежде всего, от личного ресурса участников.

В. Сатир замечает, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья проходит определенные этапы, которые сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью. Она отмечает десять кризисов, которые переживает семья в своем развитии, в основе критерия которых лежит местонахождение ребенка в семье. Прохождение семейного кризиса связано с повышением конфликтного характера взаимодействия супругов (партнеров); нарушением межличностной совместимости супругов (партнеров). Отечественная психология связывает конфликтность с нарушением стабильности супружеских (партнерских) отношений; ролевого сотрудничества, несовпадением требований, предъявляемых к партнерским отношениям; несовпадением родительских субкультур.

Существует типология, раскрывающая возможность выхода из кризиса супругов (партнеров): конструктивная и деструктивная (А. В. Литвинова, 2004). Как один из конструктивных выходов из кризиса в психологии рассматривается прощение. Прощая, человек отказывается от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика, а также поощряются положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика. В этом смысле прощение и принятие его представляет собой положительный психологический опыт, способствующий гармонизации семейных отношений супругов (партнеров) в ситуации семейного кризиса. Прощение задействует аффективную, когнитивную и поведенческую сферы. Когда человек прощает, активизируются определенные элементы этих сфер. Для супругов (партнеров), находящихся в конфликте важно наладить отношения. В результате прощения происходит осознание, что вся эмоциональная и когнитивная энергия тратится на переживание травмирующей ситуации. В частности, эмоциональная сфера участвует в преодолении какого-нибудь тяжелого чувства или состояния. А когнитивная - в достижении смыслового соответствия сознания. Все это осознание приводит к экзистенциональному кризису. Экзистенциональная рефлексия может привести к нахождению новых целей в жизни. В этом состоит экзистенциональное значение обиды и процесса прощения, переориентировка в ситуации приводит к осознанию нового смысла и цели к жизни. Во всяком случае, наступление прощения указывает некоторое понижение негативных аффектов.

I.2.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА.

На выбор и осуществление стратегии в конфликте влияет как пол, так и возраст участников конфликтной ситуации. На возрастную особенность обратили внимание Ю. Е. Алешина и А. С. Волович, отметили вполне осознаваемые мальчиковые и девичьи формы поведения. В непосредственных поведенческих актах и сложно организованных способах деятельности. Это было отмечено и экспериментально подтверждено в работе с рисунками и объяснением нарисованного испытуемыми - мальчиками и испытуемыми - девочками (Алешина Ю. Е., Волович А. С., 1991). Было получено, что в данном возрасте уже достаточно сильно задан половой менталитет, который опосредуется в мотивации (что является не маловажным фактором для обучения): мальчики проявляют ее непосредственно в действенно - ориентировочной форме, а девочки - опосредованно в когнитивно - ориентировочной форме (Х. Стивенсон, С. Чен, 1990). Одним из интересных признаков функциональной системы, является его нелокальность, т. е. нет функции для интересуемого феномена в системе. Локальность - востребованность феномена, детерминируемая системой (например, обществом) (В. К. Шабельников, 2004). Оба эти понятия являются производными от локализации, присутствия в "звеньях" рассматриваемой системы.

Данная область изучения неоднократно затрагивается в нашей работе. Школьный класс являет собой формальную группу со своей ролевой структурой. Она видоизменяется вместе с возрастными этапами мальчиков и девочек. Также существует позиция необходимости существования дистанции между разнополыми группами, но необходимо работать над школьными формами обеспечения культурного полового разделения как весьма значимого для продуктивного разрешения конфликтов половозрастной идентификации, и тем самым для разрешения возрастного кризиса (Хасан Б. И., Бреслав Г. М., 1996). Т.е. авторы данной позиции полагают, что с участием окультуривания в процессе обучения взаимоотношений мальчиков и девочек ведет к конструктивному решению полоролевых конфликтов и смягчает "удар" по психике ребенка в период возрастного кризиса. В книге Г. Зиммеля впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдельного научного знания (Г. Зиммель, 1996).

Выделяют четыре уровня супружеской совместимости (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1989) такие как социально - психологический, уровень, где рассматриваются семейные ролевые ожидания; психологический, куда входит способность к сопереживанию, доминирование, направленность личности и т. д. Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании сходства или взаимодополнительности - ценных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость; личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей (духовную совместимость) (Минигалиева М. Р., 2004). Особенно большую значимость в семейных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимости людей. Несовместимость данных структур ведет к дисгармонии взаимоотношений, т. е. к конфликту. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности, или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. В.А. Сысенко (1983, 1985) представил свою классификация семейных конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей партнеров (супругов):