Смекни!
smekni.com

Влияние художественного образа на представление о добре и зле (стр. 15 из 19)

Обсуждение рассказов, проходило по следующим основным вопросам:

1) Опишите общие впечатления от прочитанного рассказа.

2) Присутствует ли в рассказе, что-нибудь такое, что затронуло или впечатлило, больше всего?

3) Как Вы можете охарактеризовать и оценить поведение героев этого произведения?

В приложении «Д» этой работы, дана аннотация к произведениям

Рюноске Акутагава «Муки ада» и О. Генри «Последний лист».

Глава третья.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О «ДОБРЕ» И «ЗЛЕ»

3.1 Анализ данных полученных в результате проведения интервью

Результаты индивидуальных исследований выполнены в виде таблиц и находятся в приложениях к данной работе «А - Г».

В приложении«Д» представлены аннотации к художественным произведениям; Рюноске Акутагава «Муки ада» иО. Генри «Последний лист».

3.1.1 Анализ определений «добра» и «зла» сформулированных испытуемыми на первом и втором интервью

Таблица определений, сформулированных испытуемыми, что для них «добро»

Первое интервью Второе интервью

«А» - Добро, это то, что чувствуется во взаимном отношении. То, что не безразлично. «А» - Добро, это свобода выбора, мыслей, действий. Хорошее отношение к ближним. Доверие.
«Д»

- Добро, это помощь и забота.

«Д» Добро, это добрые поступки, и помощь, и взаимовыручка.
«С» - Добро, это помощь другим, не зависимо, как они к тебе относятся. «С»

- Добро, это помощь другим.

«Л» - Добро, это добрый, хороший. «Л» - Добро, это когда все хорошо.

Таблица 0

Анализируя формулировки испытуемых и в первом и во втором интервью, приведенных выше в таблице 0. Можно с уверенностью утверждать, что по соотношению с первым интервью, формулировки второго, стали более предметны. Произошел некоторый сдвиг в сторону конкретизации понятий.

Так у испытуемого «А» во втором интервью фигурирует «свобода выбора». Если провести параллель с отданным предпочтениям художественных картин, то в первом интервью, картину олицетворяющую «свободу выбора», он отнес к образу «зла», очевидно, интерпретируя этот «образ» с проблемой тягости, бремени «выбора».

Во втором интервью, «свобода выбора» трансформировалась в определение понятия «добра», очевидно, став соотносится в сознании испытуемого со «свободой», как свободой от какой бы то ни было зависимости.

Появление в определении добра, «свободы выбора», очевидно связанно с осмыслением произведения Акутагавы «Муки ада», где все персонажи были в прямой зависимости от местного феодала. «Свобода выбора», есть положительная проекция, отрицательно воспринятой испытуемым,

«зависимости».

У испытуемого «Д» во втором интервью, в дополнение к ранее данному определению, появились такие понятия как «добрые поступки» и «взаимовыручка».

У испытуемого «С», очевидно, структурировалось понятие «помощи». В первом интервью фигурировала «помощь», независящая от отношения к активности помогающего, - «других». Во втором интервью, осталась только «помощь другим», став более объемным понятием и пониманием того, что помощь бывает разная и разнополярная, а мир строится именно на конструктивных, личностных взаимоотношениях.

У девочки «Л» произошло смещение «понятия» от предметнообразного определения (добрый и хороший) во всеобъемлющую чувственную сферу – «когда все хорошо».

Анализируя выше сказанное, напрашивается следующий, общий вывод:

-по данным второго интервью сформулированные определения «добра» стали более четкими и осмысленными;

-определения стали более объемны, а картина понятий их формирующих, сместились от внешних предметно-образных представлений к более внутреннему, чувственному началу.

Таблица определений сформулированных испытуемыми, что для них «ЗЛО»

Первое интервью Второе интервью

«А» - Зло – это отрицательные ощущения и чувства. «А»

- Зло – это обман.

«Д» - Зло – это плохие поступки, двуличие, лицемерие. «Д» - Зло – это злые поступки и негативные эмоции.
«С» - Зло – это бездействие и плохие поступки. «С» - Зло – это отторжение. Плохие поступки и злость.
«Л» - Зло – это злой, не добрый человек. Эгоист. «Л» - Зло – это когда все мрачное, когда плохо, когда приходит горе.

Таблица 1

Безусловно, в сравнениях, предоставленных в таблице 1, видны незначительные, но все-таки изменения. Понятия из абстрактных значений, стали более объемны и качественны, они сконцентрировались в областях чувственной сферы.

У девочки «Л», это заметно лучше всего. По отношению к первому интервью, ее определение с частности (злой, не добрый эгоист), приобрело объем и устремилось к многомерности мироощущения (когда все мрачное, когда плохо, когда приходит горе). На лицо явный переход фокуса восприятия образов «зла» от предметно-образных представлений, в чувственную сферу.

Так, у испытуемого «Д» появляются в определении «негативные эмоции», что опять же свидетельствует о смещении фокуса восприятия в область, ставшей доминирующей, чувственной сферы.

Такая же картина наблюдается и у испытуемого «С», у которого в понятие о «зле», наметился переход к области мотивоционно-чувственных восприятий. В определении, появляется – «злость».

В картине сознания испытуемого «А», более объемное определение «зла» сменилось на нравственное понятие и стало более конкретным. А именно, на крайне критическое, отрицательное отношение к обману, что свидетельствует, по моему мнению, о качественных изменениях, произошедших в области чувственного восприятия проявлений «зла».

На этом основании можно сделать следующий вывод:

- генерация формулировок «зла» перешла от внешних областей образных восприятий, к внутренним, нравственным понятиям.

Из выше проведенного анализа полученных данных по сформулированным определениям, в первом и втором интервью - «что такое добро» и «что такое зло», можно сделать следующие выводы:

- в случае с понятиями «добра», определения испытуемых становятся, более конкретными, более четкими и осмысленными. Получив некий объем, они сместились от внешних, предметно-образных проявлений к внутренним, чувственным истокам;

- в случае с понятиями «зла», определения испытуемых из общих абстрактных значений, также трансформируются в область внутренних, чувственных переживаний, получивших определенную нравственную окраску.

3.1.2Анализ предметно-образных представлений испытуемых о «добре» и «зле» полученных в первом и втором интервью

Полученные результаты представлены посредством таблиц и графиков, находящихся в приложении данной работы, приложение «А - Г».

Следует обратить внимание, что для данного исследования характерно следующее: испытуемые сами, на основе своего образа картины мира, выделяют и оценивают сгенерированные ими предметно-образные «понятия» добра и зла.

При таком подходе к поставленной задаче, открывается следующая картина:

- мы можем наблюдать, как у испытуемых изменяется и куда смещается фокус восприятия предметно-образных «понятий» при их генерации;

- мы можем наблюдать, как и в какую сторону

изменяется оценка, выделенных испытуемыми «понятий»;

- и наконец, мы можем наблюдать, насколько претерпел изменения у испытуемых, образ картины мира.

Ниже, в таблице приведены суммы средних суммарных значений факторов (О) оценки, (С) силы, и (А) активности, полученные в результате субъективного оценивания каждым испытуемым сгенерированных непосредственно ими самими понятий, явлений, предметов и т.д., олицетворяющихся у них с образами «добра» и «зла».

В таблице 2, предоставлены данные по первому и второму интервью.

Таблица представлений испытуемых о «добре» и «зле», сформулированных ими в первом и втором интервью

Таблица 2

Следует напомнить, что под оценкой (О) «добра» и «зла» подразумевалось субъективное отношение испытуемых к найденным ими смыслам, предметам, символам и явлениям, ассоциирующихся в сознании испытуемых с «добром» или «злом».

- Оценка (О) меняла свой знак в зависимости от личного отношения испытуемых к этим «понятиям».

- Оценка силы (С) подразумевала под собой субъективное представление и личное ощущение силы воздействия данного «понятия» на восприятие испытуемого.

- Оценка активности (А), вытекала из субъективных представлений испытуемого о динамических характеристиках имеющегося «понятия».

Из полученных данных наглядно видны изменения в понимании и восприятии испытуемыми символов и смыслов, порождающих у них образы «добра» или «зла».

Так, к примеру, у испытуемого «А», общая позиция по отношению к «злу», во втором интервью поменяла свой знак, на отрицательный.

В его представлениях олицетворяющих «зло», появились такие понятия как «зависимость», «наглость», «обман». Приложение «А».

У него наблюдается сдвиг фокуса восприятия с «понятий», отображающих внешние проявления окружающего мира и влияющих на внутренние ощущения, к внутренним мотивационно-гуманитарным понятиям, оказывающим свое влияние на чувственное переживание этих «понятий».