Смекни!
smekni.com

Влияние художественного образа на представление о добре и зле (стр. 18 из 19)

— Я была скверной девчонкой, Сьюди, — сказала Джонси. — Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти.

На другой день, доктор сказал, что девушка в неопасности. А вечером того же дня, Сью подошла к кровати Джонси.

— Мне надо кое-что сказать тебе, белая мышка, — начала она. — Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления легких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашел бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лед. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который все еще горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана — он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист.

Приложение «Д»

Аннотация к произведению Рюноске Акутагавы «Муки ада»

Само по себе произведение сложное. Оно многомерно и многопланово. В нем, на очень тонких гранях балансируют представления добра и зла, плохого и хорошего, злого и доброго, беззаветной, чистой любви и предательства.

В произведении описываются события, происходящие на территории средневековой Японии.

Местный феодал Хорикава, дает поручение художнику Эсхиде, лучшему художнику Японии, но имеющему некую дурную славу, нарисовать картину «Муки ада».

Эсхиде считался непревзойденным мастером своего дела, но он мог рисовать только с натуры, т.е. мог нарисовать только то, что хотя бы раз увидел.

У художника была единственная и любимая дочь, к этому времени уже живущая в доме «его светлости» в роли служанки.

Так сложились обстоятельства, что она подружилась в хозяйстве хозяина с маленькой обезьянкой, которую называли также как и отца девушки, Эсхиде. Настолько он пользовался у местного населения, дурной славой.

Время шло, а художник ни как не мог закончить картину. Не хватало одного, но очень значимого элемента. И он обратился к его светлости Хорикаве с просьбой, сжечь его карету вместе с человеком, женщиной.

Хорикава согласился и тайно от художника, поместил в карету его дочь. Перед самым сожжением, он показал Эсхиде, кто находится в карете.

Художник же безмолвно наблюдал, как горит его дочь и позже, успешно окончил работу над картиной.

Из всех кто находился в это время на сцене, единственным существом, попытавшимся спасти девушку, оказалась маленькая обезьянка, погибшая в огне вместе с ней.

После того, как художник произвел своей картиной фурор у местной знати, Эсхиде повесился на следующий день.

ИСТОЧНИКИ

0 – «Модернизм. Анализ и критика основных направлений». М., 1987г.

1 - Психологический журнал, Том 6, № 3, 1985г, с 150-153

2 – «Философия искусства и литературная критика». - М.: Искусство,

1991., с. 327.

3 - Фрейд З. «Художник и фантазирование». – М.: Республика, 1995., с. 134.

4 - Л.С. Выготский об этом пишет так: «Совершенно серьѐзно психоаналитики утверждают, как говорит Мюллер-Фрейнфельс, что Шекспир и Достоевский потому не сделались преступниками, что изображали убийц в своих произведениях и таким образом изживали свои преступные наклонности. При этом искусство оказывается чем-то вроде терапевтического лечения для художника и для зрителя – средством уладить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз» //

Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск: ООО «Попурри», 1998, с. 81.

5 - Выготский Л.С. «Психология искусства». – Минск: ООО «Попурри»,

1998., с. 91.

6 - Что такое библиотерапия? // http://biblioterapia.psi911.com/

7 - Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991., с. 273.

8 - Там же, с. 277.

9 - Там же, с. 283.

10 - Там же, с. 284.

11 - Юнг К. Г. «Психология и поэтическое творчество». // в кн.:

«Самосознание европейской культуры XX века». – М.: Политиздат,

1991., с. 113.

12 - Там же, с. 116.

13 - Там же, с. 116-117.

14 - Там же, с. 118.


15 Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998., с. 356.

16 - Цит. по: Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция // Психология художественного творчества. Сборник статей. Сост. К. Сельчѐнок // http://www.aquarun.ru/psih/tvor/default.htm

17 - Кривцун О.А. Монография., с. 356.

18 - Цит. по: Кривцун О.А. Монография., с. 357.

19 - Как отмечает Н.В. Рождественская, по результатам изучения студентов зарубежных художественных школ «женщины-художницы были значительно более уверенны и властны, чем их сверстники»; тогда как «будущие художники (мужчины – А. Киричек) обладали чертами, которые наша культура традиционно связывает с женским типом поведения». // Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Психология художественного творчества. Сборник статей. Сост. К. Сельчѐнок // http://www.aquarun.ru/psih/tvor/default.htm

20 - В работе «Смысл творчества» Н.А. Бердяев подчеркивает: «Новый человек есть прежде всего, человек преображенного пола, восстанавливающий в себе андрогинический образ и подобие Божье, искаженное распадом на мужское и женское в человеческом роде. Тайна о человеке связана с тайной об андрогене». // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. – М.: Искусство, 1994, с. 198-199.

21 - Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001, с. 443.

22 - Barron F. Creativity and psychological health. Princeton, N. Y.: D. Von Nostrand Co, 1963.

23 - Рождественская Н. В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Психология художественного творчества. Сборник

статей. Сост. К. Сельчѐнок // http://www.aquarun.ru/psih/tvor/default.htm 24- Грановская Р.М., Березная И.Я. Указ. соч., с. 63.

25 Князева Е.Н. Синергетическое видение креативности человека // в кн.: Грани научного творчества. – М: ИФРАН, 1999, с. 114-133.

26 - Юнг К. Г. Приближаясь к бессознательному. // в кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990, с. 401414.

27 - Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания. // в кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.:

Прогресс, 1990, с. 458.

28 - Г. В. Чуланова «Статус читателя, как субъекта коммуникации». Статья.

Вісник СумДУ №1, 2006, Том 2.

29 - Воробьева О.П. Текстовые категории и фактор адресата: Монография.

– К.:Вища шк.,1993. – 200с.

30 - Ізер.В. «Імпліційний читач: зразки комунікацій у прозі від Бун’янз до Беккера». 1972г.

31 - Книговедение. Энциклопедический словарь. - М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1982г. - 661с.

32 - Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка: В 4-х т. – М.:

Терра, 1995. -Т. 4: H – V. – 688с.

33 - Черних О. Читач як суб’єкт комунікації // Вісник Книжковой палати. - Київ, 2003. - №6. - 52с.

34 Лесин В.М., Пулинець О.С. Короткий словник літературознавчих термінів. – Київ: Державне Учбово-педагогічне видавництво «Радянська школа», 1961. - 370с.

35 - Иванушкін В. Проблема читачівства та її вивчення. – К.: УНІК, 1926. – 32с.

36 - Борович Б.О. Как читать книгу: О чтении, о книгах, о записи. - Х., 1924.- 128 с.

37 - Чижевський Д. До психології читача та читання // Бібл. вісник.- 1996. - № 3. – С. 35-37.

38 Белецкий А. И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки (Изучение истории читателя): Зібрання праць. У 5-ти т. – К.:

Наукова думка, 1967г. – С. 255-273.

39 - Беляева Л.И. Типы восприятия художественной литературы:

психологический анализ // Литература и социология. – М.: Худож. лит., 1977г. – 414с.

40 - Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания: Учеб. пособие. – Николаев, 1994. – 192с.

41 - Сахаров В. Ф. Работа с читателями. - М.: Книга, 1981. - 296с.

42 - Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знаний. – М., 1995. – 267с.

43 - Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю.

Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Рус.яз., 1990. – 917с.

44 - Аскарова В.Я. О понятии «читательская мода» // Психология чтения и проблемы типологии читателей: Сб. науч. тр. ЛГИК им.Н.К.Крупской. – Л., 1984. – Т. 90 – С. 29-38.

45 - Книга и чтение в жизни небольших городов / Гос. б-ка СССР им. В. И.

Ленина. - М.: Книга, 1973.- 328с.

46 -http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/Образ_художественный

47 - Эпштейн М.Н. ЛЭС, М.,1987г., с.252

48 -http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/Лейтмотив

49 - Ярошевский М.Г. «ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСТВО В ПСИХОЛОГИИ» // http://www.a-u-m.ru/aum/18/26.html#top

50 - http://ru.wikipedia.org/wiki/Эйдос- термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии — категориальная структура, интерпретирующая исходную семантику какого-либо понятия.

51 http://ariom.ru/wiki/Katarsis- (от греч. katharsis — очищение) — категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека.

52 - http://ru.wikipedia.org/wiki/Мимесис- (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.

53 - Карл Густав Юнг «К вопросу о подсознании». - 39 c.

54 - http://ru.wikipedia.org/wiki/Сублимация_(психология) // Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.

55 - http://hpsy.ru/public/x4166.htm //Киричек А. В. «Художественное творчество и личность художника (к вопросу о психологии художественной деятельности)».

56 - Зелинский С.А. Монография «Манипуляции массами и психоанализ». СПб.: Скифия, 2008. 248 с.