Смекни!
smekni.com

Влияние художественного образа на представление о добре и зле (стр. 17 из 19)

Анализ полученных оценок по всем трем факторам свидетельствует о некотором диапазоне произошедших изменений в факторах восприятия образов «зла».

Так, к примеру, в первом интервью (Таблица 4) у испытуемого«А» обозначилась положительная оценка картины № 10, которую он воспринял как отображение неотвратимости бега времени, как фатальный образ оконечности всего сущего.

После прочтения предложенных ему рассказов, во втором интервью, оценка изменилась на отрицательную, сместившись на десять балов, что соответствует отметки на шкале, -7. Картина по фактору (С), силы полученного впечатления осталась неизменной. И незначительные изменения претерпела активность (А), сместившись на один бал, и став иметь отрицательное значение -4.

При обсуждении рассказов, он оказался не многословен, но из сказанного им можно сделать следующий вывод; «А» впечатлили противоречивые характеры основных персонажей произведения и, несомненно, их яркая гибель.

Возможно именно этот факт, факт яркой и запоминающейся гибели персонажей рассказов, и определил на какое-то время, отрицательную оценку картины с песочными часами, как символу неизбежной оконечности мироздания, трансформировавшись в его сознании с фатумом.

А вот у «Д», наоборот, произошло смещение фактора оценки (О) в положительную сторону на два бала.

Анализируя его ответы на поставленные вопросы о рассказах, можно предположить, что его впечатлили те характеры персонажей, которые оказались на разных полюсах мастерства, т.е. своей деятельности.

Эсхиде, лучший художник своей страны, ради создания шедевра был готов убить другого человека. И мистер Берман, неудачник в своем деле, да к тому же, человек, сильно злоупотребляющий алкоголем, оказался способен на поступок, повлекший за собой положительное, и спасительное влияние на другого человека.

Общая картина средних показателей и их сумма, у всех опрошенных детей по первому и второму интервью, дает основание полагать, что испытуемые, после прочтения предоставленных им произведений, стали более остро воспринимать проявление образа «зла» и интуитивно, характеризовать его с более отрицательных сторон. Ниже показано графическое отображение полученных данных в ходе эксперимента.

Графическое отображение средних показателей и суммы средних значений по трем факторам олицетворения образа «ЗЛА».

значений

I - интервью
II - интервью

Рисунок 2

Графическое отображение средних показателей и суммы средних значений по трем факторам олицетворения образа «ДОБРА».

Рисунок 3

3.2.2 Распределение оценок СД полученных при проведении

первого и второго интервью, по картинам ассоциирующихся у испытуемых с образом «ДОБРА»

Испытуемый

К

Шкалы факторов Испытуемый

К

Шкалы факторов
О С А О С А
«А» 14 - 3 - 2 - 6 «А» 24 9 0 8
11 3 2 2 11 6 2 0
«Д» 38 6 2 5 «Д» 38 7 2 4
24 5 1 8 37 7 6 8
«С» 24 5 0 6 «С» 8 7 4 6
«Л» 38 9 2 6 «Л» 8 9 6 8
13 9 6 6 33 5 6 4
µ 4,8 1,5 3,8 µ 7,1 3,7 5,4
10,1 16,2

Таблица 5

Как мы видим, в таблице 5, и ее изуальном отображении в рисунке 3 у испытуемого «А» имеются отрицательные значения по трем факторам характеризующих картину, которая ассоциируется у реципиента с образом «добра».

Имеется следующий вариант интерпретации данного факта. На картине № 14, изображен молящийся старик. В картине нет действия. Старик застыл в определенной позе просителя и, сложив руки, возносит Богу молитву.

Уже само общение персонажа с Богом, ассоциируется с чем-то добрым, хорошим, здесь заметно влияние догмы. Но поскольку персонаж неподвижен и сама картина имеет двуцветный, тусклый колорит, она интуитивно получила отрицательные оценки по всем трем факторам.

У испытуемой «Л», численное отношение к добру по трем факторам, практически не изменилось и, показав некоторые колебания в оценках факторов, осталось на прежнем уровне.

У испытуемого «С», как и у испытуемого «Д» немного приподнялась планка отношений к образам «добра», по шкалам таких факторов как оценка и сила.

Сумма средних значений второго интервью, указывает на значительное повышение общего уровня восприятия «добра». Можно утверждать, что у испытуемых, с ростом уровня восприятия, подрос уровень ценности «добра».

Подводя итог проведенной работе, обозначу следующие, принципиально важные выводы:

-каждый последующий шаг экспериментального исследования, подтверждал и дополнял ранее сделанные выводы;

-многомерные и яркие образы художественных произведений, влияют на общие представления испытуемых о добре и зле, поднимая способность к их восприятию на новый уровень эмоциональной вовлеченности в рефлексию таких явлений как зло и добро;

-художественные образы добра и зла, определяющие линию судьбы персонажей, усложняют общую картину индивидуалного образа мира, добавляя к возможностям чувственного восприятия новые грани эмоционально-нравственных понятий и представлений;

-художественные образы добра и зла, способствуют структуризации и четкости фокуса восприятия эмоциональнонравственных понятий, что в впоследствии дает возможность определения соотношений между уровнями значимости раскрывающихся - смыслов.

Выводы, полученные в результате проведенного эксперимента, подтверждают выдвинутую ранее гипотезу о способности художественных образов, через глубокое, личностное общение с произведением, оказывать влияние на диапазон восприятия представлений и понятий о добре и зле, что способствует рефлексии, возникающих в образе мира человека, дополнительных измерений – чувственных и эмоционально наполненых переживаний.

Приложение «Д»

Аннотация к произведению О. Генри «Последний лист».

В небольшом квартале Гринич-Виллидж к западу от Вашингтонсквера, люди искусства, основали некую колонию, поселившись в недорогом доме. Так случилось, что миниатюрная девушка Джонси, заболела пневмонией и лежала неподвижно на крашеной железной кровати, глядя сквозь мелкий переплет голландского окна на глухую стену соседнего кирпичного дома.

Однажды утром, доктор вызвал Сью в коридор и сообщил невеселую новость, шансов выжить, у девушки очень мало. Она сможет выкарабкаться, только если сама захочет жить. Но вопреки всему, Джонси действует в интересах гробовщика. Она решила, что ей уже не оправится.

Джонси потеряла смысл и желание жить. Она считала упавшие листья с плюща и дала себе установку, что умрет, как только упадет последний лист.

Старик Берман был художником, который жил в нижнем этаже под их студией. Ему было уже за шестьдесят. В искусстве он был неудачником, но все же, мечтал написать свой шедевр и никак не мог начать его. Он пил запоем, но все еще говорил о своем будущем шедевре.

Сью рассказала старику про фантазию Джонси и про свои опасения насчет того, как бы она, легкая и хрупкая, как лист, не улетела от них, когда ослабнет ее непрочная связь с миром. Старик Берман, чьи красные глаза очень заметно слезились, раскричался, насмехаясь над такими идиотскими фантазиями. Потом они прошли в комнату Джонси, когда она спала и Сью показала ему плющ за окном.

Прошло два дня, шли сильные дожди, и выл сильный ветер, но один единственный, последний лист, оставался на месте. Каждый день, девушка смотрела на него, ожидая, когда он упадет, а она умрет. Пока в ее сознание не пришло восхищение стойкости и упорства, последнего листа. У нее зародилось желание жить.