Смекни!
smekni.com

Влияние художественного образа на представление о добре и зле (стр. 16 из 19)

Подобная картина наблюдается и у остальных испытуемых.

У (Д) и (С) в случаях составления предметно-образных представлений о «добре» и «зле», несколько увеличилось количество выделенных «понятий». Тогда как в первом интервью, они испытывали серьезные затруднения в решении этой задачи.

У испытуемого (Д), в представлениях о добре, появились такие «понятия», как добродушие, счастье, справедливость. Появились «понятия», рождающие эмоциональные и гуманитарные свойства переживаний. А вот в представлениях о «зле» стали преобладать эмоциональные «понятия», такие как эгоизм, пессимизм, подлость, аморальность. Приложение «Б».

Представления о «добре» и «зле» у испытуемого «С», приложение «Г», значительно расширились, что может свидетельствовать, как и в случае «Д», о непосредственном совершенствовании образа картины мира и расширения диапазона чувственного и мотивационного восприятия окружающей действительности.

Полученные данные испытуемой «Л»,приложение «В», так же показали смещения ее представлений от внешних, абстрактных «понятий», к внутренним, чувственным. Так, мы видим в ее предметно-образных представлениях олицетворяющих «зло», появление таких «понятий», как горе, ссора, слезы, глупость и мрачное настроение. Это говорит о структурировании представлений и переходу от низших, внешних форм олицетворения зла к высшим, внутренним смыслам (мотивационным, эмоциональным и гуманитарным), порождающим новые свойства их чувственного переживания.

В ее представлении о «добре», заметно смещение фокуса восприятия

«понятий», от внешних в область внутренних гуманитарно-эмоциональных «понятий».

Ниже приведены графические отображения средних значений, предметно-образных представлений испытуемых о «добре» и «зле».

Графическое отображение суммы средних значений, образных представлений по таблице 2

Общие суммарные значения всех испытуемых

Графическое представление данных наглядно демонстрирует общее укрепление, упорядочивание и усиление позиций «добра» по отношению к «злу». Также наблюдается усиление критического отношения к проявлениям «зла».

Во втором интервью, общая оценка «добра» у всех испытуемых повысилась. А оценка «зла», стала более низкая, приобретя отрицательные значения.

На основании всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

-после прочтения художественных произведений, произошел заметный сдвиг к более четкому восприятию очертаний образов

«добра» и «зла»;

-наблюдается общая тенденция смещения фокуса восприятия от низших, внешних и абстрактных символов и предметов, к более высшим чувственным, эмоционально-гуманитарным нравственным понятиям;

-хорошо заметно общее стремление к осмыслению понятий, составляющих образы «добра» и «зла»;

-в конечном итоге, картина образа мира испытуемых, претерпела некоторое изменение, приобретя новые смыслы, понятия и измерения.

3.1.3 Анализ персонажей, олицетворяющих «добро» либо «зло», в

сказках, фильмах и книгах

Полученные данные представлены в таблицах приложений «А - Г».

Полагаю, что необходимо дать некоторые пояснения.

Образ любимого персонажа, или же самый яркий и запомнившийся, получивший какое-либо стойкое к нему отношение, является неким общим и можно сказать архитипически идеальным «образом». Он может являться основой, как для образа жизненных устремлений, так и фундаментом мотивации определенного поведения, к которому личность, воспринявшая и сохранившая «образ» персонажа в своей памяти, интуитивно стремится либо примерить его на себя, либо избегать своего соотношения с ним [56].

Таблица суммы средних значений субъективных оценок испытуемых по персонажам олицетворяющим «добро» и «зло»

Таблица 3

Графическое отображение суммы средних значений субъективных оценок персонажей, олицетворяющих «добро» либо «зло», в сказках, фильмах и книгах

Рисунок 1

Анализ обозначенных испытуемыми персонажей и их субъективная оценка, дает нам возможность выявить степень интуитивных предпочтений испытуемых, в представлениях об идеальных, мотивоционно-образных моделях поведения.

Так, у испытуемого «С», приложение «Г», характерно стойкое соотнесение эпатажных персонажей художественных фильмов к образу «добра». Эпатажных, потому что и Максим из «Черной молнии», и Данила Багров из фильма «Брат и Брат 2» пытаются в первую очередь, обратить на себя внимание, а во вторую, установить справедливость всеми доступными и довольно жесткими методами, что естественно в большинстве случаев выходит за пределы поля законодательных норм.

Влечение к эпатажным личностям и их ассоциация с образом «добра» имеет под собой почву интуитивного стремления быть похожим на них и интерпретируется, как желание привлечь к себе внимание окружающих. В этом плане, в сознании испытуемого, укрепилось уже ставшее классическим утверждение, - «Добро, должно быть с кулаками».

Я просто вижу, как читая произведение «Муки ада», он активно начинал менять созданную автором реальность, параллельно вплетая в нее свою, где он выступает неким суппер героем, спасающим невинную девушку и попутно дающий по зубам и его светлости и безумному художнику. Поэтому, «С» и не помнит момента с обезьянкой, которая бросилась спасть девушку и погибла вместе с ней.

Исходя из вышесказанного, можно понять, почему с образом «зла» у испытуемого ассоциируются харизматические личности. Потому, что кроме всего прочего, они вступают в конфликт с его, эгоцентрической идеальной моделью жизнеустройства, в которой «С» возможно представляет себя центром вселенной.

Должен заметить, что во втором интервью у «С», оценка персонажа олицетворяющего «зло», все-таки изменилась, устремившись к нейтральному значению.

У испытуемой «Л», приложение «В», в первом интервью, преобладали сказочные, эмоционально окрашенные персонажи, олицетворяющие как «добро», так и «зло».

Во втором интервью, в персонажах олицетворяющих «Добро», также преобладают сказочные персонажи, но уже не настолько эмоционально окрашенные и безобидные, а способные постоять за себя. Их общая оценка по отношению с первым интервью, стала несколько выше, что можно интерпретировать, как смену предпочтений более сильным персонажам, способным брать сложившуюся ситуацию под свой контроль.

В образах олицетворяющих «зло», у «Л»стали преобладать мистические персонажи, но их общая оценка, по отношению с первым интервью, практически не изменилась. Возможно, это связано с противоречивым представлением о поступке местного феодала в «Муках ада». «- Хорикава очень жестокий, он поступил плохо, потому что посадил в карету девушку. Но по отношению к художнику, поступил справедливо».

Смещение предпочтений к мистическим персонажам образа «зла», говорит о внутреннем переходе, на более глубокий уровень переживаний.

У испытуемого «Д», приложение «Б», в первом интервью, в персонажах олицетворяющих образ «добра», есть и сказочный и былинный герой, имеющие довольно высокую общую оценку. Во втором интервью, их общая оценка наметила тенденцию к своему росту.

Персонажи, олицетворяющие у «Д» «зло» остались прежними, - один сказочный персонаж и один мистический. Их общая оценка поменяла знак на положительный, но изменилась не значительно. Это опять же, свидетельствует о переходе на более сложный, глубинный и чувственный уровень переживаний.

У испытуемого «А», приложение «А», общие оценки персонажей образов «добра» и «зла», практически остались, не изменены.

Во втором интервью, произошла смена персонажа олицетворяющего «зло». Персонаж художественных фильмов, был сменен на сказочный персонаж, что, несомненно, говорит о конкретизации и переходу в зону более глубоких чувственных переживаний.

На основе выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

-практически у всех испытуемых произошел сдвиг на более глубинный уровень чувственных переживаний в отношении восприятия образов «зла».

-образы персонажей олицетворяющих «добро», стали более активны, их общая оценка несколько увеличилась. В основном, выбор испытуемых пал на персонажи способные постоять за себя, и способных взять сложившуюся ситуацию в свои руки;

-Произошло смещение фокуса восприятия на эпатажных и пассионарных личностей в олицетворении «добра», и на сказачно-мистических, харизматичных личностей в олицетворении «зла».

Следствия, повлекшие за собой формирование предпочтений испытуемых, можно интерпретировать в следующем ключе – испытуемые, живо и ярко восприняли образ погибшей девушки в книге «Муки ада», которая была не только изящна и женственна, но и непосредственно зависима от воли феодала. Испытуемые, бессознательно оттеснили зависимость и на первый план вышли более активные и способные к сопротивлению, персонажи.

3.2 Анализ данных полученных в результате проведения семантического дифференциала по картинам художественного содержания

3.2.1 Распределение оценок СД полученных при проведении первого и

второго интервью, по картинам ассоциирующихся у испытуемых с образом «ЗЛА»

Испытуемый

К

Шкалы факторов Испытуемый

К

Шкалы факторов
О С А О С А
«А» 10 3 -4 -3 «А» 10 -7 -4 -4
25 -5 -2 -2
«Д» 16 -5 -4 -4 «Д» 28 -3 -6 -8
6 -7 -8 -6 6 -5 -8 -6
«С» 25 -3 0 -4 «С» 25 -5 -6 -4
16 -1 -4 -4
«Л» 28 -5 -4 -6 «Л» 6 -7 -6 -6
28 -5 -2 -4
µ - 3,2 - 3,7 - 4,1 µ - 5,3 - 5,3 - 5,3
- 11 - 15,9

Таблица 4