Смекни!
smekni.com

Влияние художественного образа на представление о добре и зле (стр. 5 из 19)

Искусство берет на себя роль связующего звена, выступающего в роли духовной связи между «творцом» и потребителем художественного произведения. Оно дает возможность человеку, развить в себе личность. Со стороны «творца», искусство позволяет выделить себя из числа себе подобных представителей всей человеческой массы, имеющейся на нашей планете. Со стороны потребителя, искусство намечает эстетические идеалы и пути их возможного достижения.

Процессом, позволяющим раскрыть психику художника и воспринимающего произведение субъекта, является - понимание. Оно основывается на наличии в обыденном мышлении художественных элементов, благодаря которым личность усваивает и понимает произведение искусства. «Я не просто воспринимаю их как готовый продукт мысли, а отвечаю на художественную мысль поэта, живописца, скульптора аналогичным движением моей художественной мысли, которая при всей своей слабости и незначительности все-таки соответствует мысли художника, и в данном случае движется по тем же путям, в том же направлении, как двигалась мысль художника, когда он творил» (ОвсяникоКуликовский, 1923) [65].

Таким образом, восприятие и понимание художественного образа есть повторение процесса его творения.

1.2.1Личность, как субъект творчества

Отдельная личность вплетена в сеть социальных взаимоотношений и во многом определяется теми социальными характеристиками, которые им присущи. Однако личность не исчерпывается репрезентацией социальной общности, в которую она на данный момент включена. Личность уникальна только при выявлении еѐ отличности от других личностей; тем самым личность обретает собственную индивидуальность.

Процесс социализации предполагает как приобщение к нормам общественной жизнедеятельности, так и формирование автономности, что делает личность полноценным субъектом социальной действительности, субъектом деятельности, в том числе, разумеется, творческой (П. Бергер и Т.

Лукман, Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, М.С. Каган, Н. Смелзер) [63].

Социальная сущность личности появляется во всѐм многообразии социальных отношений, связывающих человека с другими людьми, сообществами, обществом в целом. Социальная среда создаѐт поле, исходя из содержания которого, личность посредством избирательной активности выстраивает собственную стратегию поведения.

Мы имеем полное право, рассматривать творчество, в качестве сущностной характеристики личности. Где под сущностью подразумевается внутреннее содержание, в единстве которого заключены необходимые, устойчивые признаки и свойства бытия личности. При этом сущность не есть некая статичная категория; сущность способна к преобразованиям. В диалектическом методе развитие сущности осуществляется посредством перехода тождества, заложенного в основании через стадии различия и противоположности к противоречиям. Противоречия способствуют переходу к новому тождеству (новому основанию) более высокого уровня [64]. Таким образом, источник развития личности заложен в ней самой и обнаруживается в еѐ противоречивом содержании. Данные противоречия способствуют развитию личности, приводят к формированию таких личностных признаков как активность, субъектность, свобода, социальность, открытость (в смысле незавершѐнности и готовности к восприятию нового).

Современная антропологическая школа (В.М. Розин) дифференцируетдва типа деятельной стратегии личности: уникальной и массовой. Творческаяличность избирает стратегию уникальную. В отличие от массовой она непросто совершает выбор из предложенных ей обществом возможностей, носама же и создаѐт эти возможности, то есть выходит за границыпредложенного первоначального выбора. Творческая личность выстраивает свою деятельность не столько из уже сложившихся обстоятельств, сколько из создания ещѐ и новых возможностей развития. В этом заключается еѐ основная отличительная черта.

Личность, как открытая, незавершѐнная, готовая к восприятию нового, находится в непрерывном процессе «Я» - конструирования. Под этим термином понимается способность личности к саморефлексии, развитию, преобразованию своей сущности согласно личностным усмотрениям.

В процессе осуществления творческой деятельности человек вступает в социальные взаимодействия с «Другими». Социальные взаимодействия и возникающие на их основе отношения являются одновременно и результатом и условием формирования личности.

Социальное взаимодействие, установление диалогичных взаимосвязей с окружающими играет исключительную роль в процессе формирования качественных характеристик человека как личности (М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, М.С. Каган). Диалог следует понимать в широком смысле как взаимодействие «Я» с тем, что ему не тождественно, то есть с миром в целом. Такая нетождественность даѐт импульс творческому познанию. В диалоге индивидуальное сознание личности имеет возможность приблизиться к опыту «Другого», а через него к мировому опыту.

Творческая личность, осуществляя свою деятельность, обращается к «Другому», в надежде, что ее труд будет оценен. Более того, обращение к «Другому» есть приглашение его к соавторству. Восприятие, понимание творческого произведения есть тоже активная целенаправленная продуктивная деятельность, в результате которой появляется новое – интерпретация. В интерпретации адресат реализует себя как творческий субъект.

Результатом творческой деятельности может являться некий продукт, созданный с конкретной целью – возможно, удовлетворения определенной потребности. Такую деятельность личности, можно назвать профессиональной, так как по существу, некий продукт, произведѐн на заказ.

Особенность профессионального творчества состоит в построении социальной коммуникации на основе совместного осуществления процесса творчества.

Современная ситуация характеризуется организацией творческих сообществ, носящих профессиональный характер и позиционирующих себя как самостоятельный субъект творчества. В связи с этим важным социализирующим фактором выступает формирование идентичности творческой личности с профессиональным творческим сообществом, которое выступает для неѐ в качестве эталона.

В процессе профессиональной социализации наиболее полно раскрываются и развиваются творческие способности каждой индивидуальной личности. Помимо познавательных и интеллектуальных возможностей, актуализируются такие нерационализируемые аспекты личности, как воображение, интуиция, развивается гибкость мышления.

Поскольку творчество есть сущностная характеристика личности, любая личность потенциально оказывается творческой. Становление творческой личности зависит от степени и возможности проявления и реализации внутренних возможностей, то есть во многом зависит от самой личности.

1.2.2Личность художника

Личность художника, во все времена была одинаково интересной. Богатство мировой литературы от Платона и Фомы Аквинского до Фрейда, Юнга, Ортеги-и-Гассета, Выготского, Маритена свидетельствует о том, что личность художника и способность его творческого воображения не были обойдены вниманием на всем протяжении человеческой истории. И блестящие умы научной мысли, занимающиеся этой проблемой, стремились выявить наиболее существенные особенности художественной деятельности, как единства творческого процесса и личности творца, которая всегда стремилась и стремится познавать себя и окружающий ее мир сквозь призму своего внутреннего духа, тем самым, неустанно продвигаясь по дороге личностного самосовершенства.

Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших (наряду с научной, философской) форм духовного освоения мира. Еѐ важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный (а не понятийный) характер: чувства и образы составляют основной материал, с которым работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека [55].

Между тем, феномен художника есть особый психологический тип, предполагающий наличие скрытых, но прочных форм сопряженности творческого дара художника, с его картиной мира влияющей на образ жизни, повседневное поведение, мотивации действий. Творческий процесс не является выгороженной сферой, а составляет единое целое с жизненным процессом художника, в котором имеет место и творческая активность, и разные формы бытийной активности художника сопряженной с целями создания произведения искусства, возделыванием благоприятной для этого почвы, изобретением особых условий, провоцирующих художественное открытие. К примеру, рассматривая литературно-художественное творчество - с достаточно большой долей вероятности, можно проследить, - (по характеру написанного), - содержание бессознательного автора. Это означает, что - помимо его мировоззрения (что обычно лежит на поверхности) - также можно заглянуть и далеко за эти пределы (даже ему известных) желаний. «Творческий акт - есть поведение художника, - пишет Григорьев, - задача творческого акта - … выразить явное, а чаще всего скрытое, «бессознательное» в… отношении художника к жизни, его намерения. Это поведение художника - особой природы: художник свое отношение к жизни выражает не всегда прямо и непосредственно, но транспонирует его в художественные знаки - образы, символы, ритм и т. д. …

Подобно тому, как в символы сна врывается вытесненное намерение, так и в знак художественного произведения, но более искусно транспонировано намерение художника…[56].