Смекни!
smekni.com

Семь навыков преуспевающих людей возрождение этики характера (стр. 43 из 47)

Лучший способ постоянно обогащать свой ум новой информацией и расширять эрудицию — это развить у себя привычку читать хорошие книги. Вот еще один вид основополагающей деятельности Квадранта 2. На страницах этих книг вы встретитесь с величайшими мыслителями — жившими когда-то или ныне здравствующими. Я настоятельно рекомендую каждому поставить перед собой задачу — для начала прочитывать хотя бы одну книгу в месяц, а затем — в две недели. Нечитающий ничуть не лучше неумеющего читать.

Шедевры мировой литературы (хотя бы те, что входят в учебную программу Гарварда), мемуары, «Нэшнл Джиогрэфик» и тому подобные издания расширяют кругозор, оттачивают умственную «пилу» — особенно если в процессе чтения вспомнить о Навыке 3 и стремиться «сначала понять». Бывает, не успев полностью уразуметь, что хотел сказать автор, мы, опираясь на свой жизненный опыт, спешим с умозаключениями — и тем самым снижаем эффект от чтения.

Еще один действенный способ «заточить пилу» — письмо. Заведите дневник; записывайте свои впечатления, выводы, новые знания — и это существенно прояснит ваши мысли, сделает их более точными и взаимоувязанными. Пишите подробные, умные письма — не перечисляйте повседневные дела, а делитесь размышлениями, чувствами, идеями. Это разовьет вашу способность логически мыслить, четко излагать, находить нужные аргументы; другие будут лучше понимать вас.

Организация и планирование — вот еще формы умственного обновления, связанные с Навыками 2 и 3 — «начинать с мыслью о конце». Исключительно важно — так спланировать свое время и всю жизнь, чтобы достигнуть этого «конца», то есть, осуществления своей жизненной миссии. Используйте способность мозга вызывать зрительные образы, представляйте себе начало и весь путь — совершите мысленное путешествие, если не шаг за шагом, то принцип за принципом.

Говорят, что победа в сражении куется в палатке главнокомандующего. «Заточка пилы» по первым трем измерениям — это деятельность, которую я называю КАЖДОДНЕВНОЙ ЛИЧНОЙ ПОБЕДОЙ. Уделяйте ей хотя бы по часу в день — до конца жизни. Это окажет огромное влияние на каждое измерение, любую человеческую связь; существенно повысит эффективность всех остальных часов дня и даже ночи (улучшит сон); даст заряд бодрости тела и души, необходимую для преодоления трудностей.

Вспомним Филипса Брукса:

«Когда-нибудь в будущем вам придется сражаться с величайшим искушением или терзаться величайшим горем вашей жизни. Но подлинная борьба вершится здесь и сейчас. СЕЙЧАС решается, падете ли вы беспомощной жертвой грядущего горя или искушения или выйдете из схватки доблестным победителем. Характер вырабатывается ценой упорных, длительных усилий».

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

В то время как физическое, духовное и умственное измерения тесно связаны с основанными на принципах индивидуального восприятия, внутреннего руководства и самоорганизации Навыками 1, 2 и 3, социально-эмоциональное измерение фокусируется на Навыках 4, 5 и 6, в основе которых лежат принципы межличностного руководства, сопереживательного общения и творческой кооперации.

Социальное и эмоциональное измерения нашей жизни тесно связаны между собой, потому что эмоции в первую очередь (хотя и не только) зависят от отношений с окружающими.

В отличие от других измерений, обновление в социальноэмоциональной сфере не требует больших затрат времени. Оно вершится в повседневном общении. Тем не менее, вам не обойтись без определенных усилий. Иногда приходится подталкивать себя, потому что не все достигли уровня личной победы и усвоили умения и навыки коллективной победы, необходимые для автоматического применения Навыков 4, 5 и 6.

Предположим, вы — главный человек моей жизни. Вы можете быть моим боссом, коллегой, соседом, супругом, сыном, другим членом семьи — любым человеком, с которым мне — добровольно или вынужденно — приходится постоянно взаимодействовать: общаться, работать над одним проектом, обсуждать жизненно важные вопросы, решать проблемы. Но мы по-разному смотрим на вещи — каждый через свою призму. Вы видите «молодую девушку», а я — «старуху».

Тогда я применяю Навык 4. Я прихожу к вам и говорю: «Я вижу, мы по-разному смотрим на вещи. Почему бы нам не пообщаться, не попробовать найти взаимоприемлемое решение? Как вы на это смотрите?» Как правило, ответ бывает утвердительным.

После этого я перехожу к Навыку 5: «Позвольте мне сначала выслушать вашу точку зрения». Вместо того, чтобы слушать ради возможности ответить, я слушаю-сопереживаю, стараюсь досконально уяснить вашу позицию. Когда же придет время и мне высказаться, я постараюсь сделать это так, чтобы вы меня тоже поняли.

Поскольку мы оба заинтересованы в том, чтобы договориться, мы переходим к Навыку 6 — объединяем усилия с целью поисков Третьего Решения.

Успешное применение Навыков 4, 5 и 6 — дело не столько ума, сколько эмоций и в огромной степени зависит от чувства личной безопасности.

Если источник личной безопасности находится вне нас, можно воспользоваться навыками коллективной победы.

Если мы — несмотря на могучий интеллект и передовые взгляды — эмоционально не защищены, применение Навыков 4, 5 и 6 в отношениях с людьми, не разделяющими нашу точку зрения по жизненно важным вопросам, сопряжено с немалым риском.

Откуда берется стойкое чувство внутренней безопасности? Оно не зависит от чужого мнения, обращения с нами других людей или от навязанных сценариев. Так же как от условий жизни и общественного положения.

Оно идет изнутри и обусловлено точными картами и верными принципами, глубоко пустившими корни в наших умах и сердцах.

Главные источники — подход «от внутреннего к внешнему» и достойная жизнь, когда наше поведение отражает высшие моральные ценности.

Я убежден: не что иное как достойная жизнь — главный источник чувства собственного достоинства. Я не согласен с популярной литературой об успехе, пестрящей утверждениями о том, что якобы самоуважение в первую очередь зависит от умонастроения, будто бы можно внушить себе душевный покой. Покой достигается за счет соответствия вашей жизни верным принципам и непреходящим ценностям. И только.

Внутренняя безопасность зависит также от эффективного взаимодействия с другими людьми. Приятно знать, что жизнь не сводится к противопоставлению «или — или»; что существует такая вещь, как взаимоприемлемое Третье Решение; что можно изменить свою точку зрения, не меняя ее; можно по-настоящему глубоко понять другого человека и достичь слаженного творческого взаимодействия.

Есть стойкое чувство внутренней безопасности, идущее от добросовестного исполнения долга, существенной, по большому счету, помощи другим людям. Еще один важный источник — успешная творческая работа, когда вы видите результаты и убеждаетесь, что благодаря вам что-то в мире изменилось к лучшему. А также милосердие — анонимное служение, о котором никто не знает и вряд ли узнает, но это не имеет значения. Главное — помочь другим людям, расширить свой Круг Влияния.

Виктор Франкль положил в основу своей теории потребность человека в смысле жизни, чем-то таком, что помогает подняться над невыносимыми условиями бытия, пробуждает все, что в нас есть лучшего. Покойный доктор Ханс Селье в своем монументальном исследовании, посвященном стрессу, часто говорил, что долгая, счастливая жизнь — результат возможности приносить пользу, разрабатывать важные проекты, которые увлекают самого человека и спасают чужие жизни. Смысл его этики выражен в следующих словах:

«Заслужить любовь ближнего!»

Повторим вслед за Джорджем Бернардом Шоу:

«Вот настоящая радость жизни — быть инструментом достижения великой цели, чувствовать себя частью стихии, а не просто комком нервов, сгустком болезней и скорбей, скулящим, что весь мир не лезет вон из кожи, чтобы сделать вас счастливым. Я придерживаюсь того мнения, что моя жизнь принадлежит обществу, и пока я жив, моя главная привилегия, дело чести и гордости — сделать для него все, что в моих силах. Я хочу отдать себя целиком, без остатка — и только после этого умереть. Чем больше я сделаю, тем дольше проживу. Я радуюсь самой жизни. Она для меня — не быстро сгорающая свеча, а чудесная лампа, которую мне дали подержать, и мне хочется, чтобы она горела как можно ярче — прежде чем я передам ее грядущим поколениям».

Н. Элдон Таннер сказал: «Долг — это рента, которую мы выплачиваем за право жить на земле. Есть много способов исполнить свой долг. Неважно, принадлежим ли мы к церковной общине или общественной организации, предоставляет ли нам наша профессия возможность служить людям — не проходит дня без того, чтобы мы не принесли пользу хотя бы одному человеку — через дар бескорыстной любви».

СЦЕНАРИИ ДЛЯ ДРУГИХ

Большинство людей зависят от «социального зеркала» — руководствуются чужими мнениями и парадигмами. Мы с вами — часть этого социального зеркала.

Мы можем отражать точно, без искажений, возвращая людям их представление о себе. Можем подчеркнуть их проактивную натуру, обращаться с ними как с ответственными людьми. Можем придать им вид принципиальных, с высокими понятиями о морали, независимых личностей. А обладая менталитетом изобилия, мы понимаем, что «улучшенное» отражение ни в коем случае не умаляет их достоинства. Наоборот, оно возвышает человека, дает лишний шанс на эффективное взаимодействие с другими проактивными людьми.

Возможно, в какой-нибудь момент жизни рядом с вами был человек, который поверил в вас, прежде чем вы сами в себя поверили, и написал для вас сценарий. Это изменило вашу жизнь.

А что, если бы вы сами попробовали стать для кого-нибудь сценаристом? Благодетелем, внушающим людям веру в себя? В то время как социальное зеркало толкает их вниз, вы вдохновляете их и помогаете подняться — потому что верите. Слушаете. И сопереживаете. Нет, вы не снимаете с них ответственность — просто поощряете проактивное отношение к жизни.