Смекни!
smekni.com

Семь навыков преуспевающих людей возрождение этики характера (стр. 45 из 47)

Каждодневная личная победа — как минимум час на обновление физического, духовного и интеллектуального измерений — ключ к развитию «семи навыков». Она находится в вашем Круге Влияния.. Вы затрачиваете это время на деятельность Квадранта 2, необходимое для интеграции этих навыков в вашей жизни, выработать ориентацию на принципы.

И она же является основой для каждодневной коллективной победы, источником внутренней безопасности, необходимый для «заточки пилы» в социально-эмоциональном измерении. Она дает вам силу сосредоточиться на своем Круге Влияния во взаимозависимых ситуациях — смотреть на других с точки зрения менталитета изобилия, искренне уважать различия и радоваться чужому успеху. Вы получаете возможность для искреннего взаимопонимания, поиска объединяющих решений в духе Выигрыш/Выигрыш, применения Навыков 4, 5 и 6 во взаимозависимой действительности.

УСТРЕМЛЕННАЯ ВВЕРХ СПИРАЛЬ

Обновление — это принцип (и процесс), который дает нам возможность двигаться по устремленной вверх спирали перемен, беспрерывного совершенствования.

Чтобы спираль осмысленно и неуклонно вела нас путем прогресса, нам нужно рассмотреть еще один аспект обновления, имеющий отношение к уникальной человеческой способности — совести. Мадам де Сталь писала: «Голос совести так тих, что его легко заглушить, но и так отчетлив, что его невозможно спутать с любым другим».

Совесть — это способность чувствовать наше соответствие или несоответствие верным принципам и возвышать нас до их уровня.

Как для спортсмена экстра-класса жизненно важно укреплять нервную систему и мускулатуру, а для ученого — развивать ум, так же и поистине проактивной, высокоэффективной личности не обойтись без воспитания нравственного чувства. Тренировки совести требуют

большой концентрации, уравновешенности, дисциплины, последовательности и честности. Необходима регулярная подпитка за счет вдохновляющей литературы, благородных мыслей и прежде всего — жизни в гармоническом соответствии с этим тихим голосом.

Как жирная пища и недостаток физических упражнений способны погубить спортивную форму атлета, все грубое, непристойное, порнографическое может вызвать наступление внутренней тьмы, которая давит и глушит высокие чувства и подменяет естественный вопрос совестливого человека: «Что есть благо и что — зло?» — идущим от страха перед общественным мнением — «Узнают или не узнают?»

Даг Хаммершельд говорил: «Нельзя играть со зверем в себе — и не превратиться в зверя; играть ложью — и не утратить право на истину; играть с жестокостью — и не утратить чувствительность. Кто хочет видеть свой сад цветущим и благоухающим, не оставляет сорняков».

* * *

Наделенные самосознанием, мы должны определить жизненные цели и принципы; иначе пустота заполнится и мы утратим способность воспринимать идеи и станем пресмыкающимися, занятыми только выживанием и размножением. Люди, существующие на таком уровне, не живут, а «их живут». Они реагируют на внешние раздражители, не подозревая о дремлющих в них уникальных способностях.

И ведь нельзя срезать угол, как-либо ускорить их развитие! Здесь действует закон урожая: что посеешь, то и пожнешь. Так же непреложен закон справедливости. Чем строже мы придерживаемся верных принципов, тем правильнее судим об устройстве мира и тем точнее наши карты.

Продвигаясь по уходящей вверх спирали, мы должны постоянно обновлять наше нравственное чувство, слушаться голоса совести. Крепнущая совесть поведет нас дальше по тропе внутренней свободы, безопасности, мудрости и энергии.

Чтобы двигаться по уходящей вверх спирали, необходимо все время узнавать новое, брать на себя обязательства и действовать на более высоком витке спирали. Мы только обманем себя, решив, что можно обойтись чем-то одним. Прогресс требует непрерывного цикла из этих трех компонентов: ЗНАНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, ДЕЙСТВИЕ. И снова — знание, обязательство, действие.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составьте перечень действий, которые могли бы помочь вам поддерживать хорошую физическую форму, соответствовали бы вашему стилю жизни и способствовали хорошему настроению.

2. Выберите одно из них, относящееся к вашей частной жизни, и запишите в качестве своего задания на будущую неделю. В конце недели оцените результат (поставьте себе отметку). Если вы не выполнили задание — произошло ли это потому, что вы были заняты чем-то более важным? Или вы неспособны вести себя последовательно?

3. Составьте похожий список действий по обновлению ваших духовного и умственного измерений. Что касается социальноэмоционального, перечислите отношения, которые вам хотелось бы улучшить, или обстоятельства, в которых коллективная победа могла бы принести более высокие результаты. Выберите один пункт в качестве задания на будущую неделю. Выполните его и поставьте себе отметку.

4. Введите в привычку каждую неделю записывать специфические задания по «заточке пилы» по всем четырем измерениям. Выполняйте это задание и оценивайте выполнение и результаты.

И СНОВА — ОТ ВНУТРЕННЕГО К ВНЕШНЕМУ

«Труды Господни направлены от внутреннего к внешнему, а мирские труды — от внешнего к внутреннему. Мир изымает людей из трущоб, а Христос изымает трущобы из людей. Мир стремится формировать человека, изменяя среду, а Христос изменяет человека, и тот сам изменяет среду. Мир меняет поведение человека, а Христос — человеческую природу». Эзра Тафт Бенсон

Хочу поделиться одним эпизодом из моей жизни, в котором, как мне кажется, ярко отразилась суть этой книги. Надеюсь, вы сумеете сами распознать лежащие в ее основе принципы.

Несколько лет назад я взял в университете, где преподавал, академический отпуск, чтобы закончить работу над книгой, и мы с Сандрой и младшими детьми прожили целый год в Лайе, на северном берегу Оаху, одного из Гавайских островов.

Вскоре после нашего приезда жизнь вошла в нормальное русло, став не только весьма продуктивной, но и исключительно приятной.

После утренней пробежки по пляжу, мы отправляли детей — босиком и в шортах — в местную школу. Я удалялся в уединенный домик близ плантации сахарного тростника, где устроил себе кабинет. Там было очень красиво, и царил безмятежный покой: ни тебе телефона, ни деловых встреч, ни неотложных дел.

Неподалеку начиналась территория колледжа. Однажды, прохаживаясь меж стеллажами в библиотеке, я наткнулся на книгу, которая привлекла мое внимание. Я открыл ее; мой взгляд упал на абзац, которому было суждено оказать огромное влияние на мою последующую жизнь.

Я вновь и вновь перечитывал этот отрывок. В сущности, там была высказана очень простая мысль, а именно — что между стимулом и реакцией существует пустое пространство («ничейная земля»), и от того, чем мы его заполним, зависят наше развитие и счастье.

Не могу передать свое впечатление. Хотя я вырос на философии детерминизма, этот образ — ничейная земля — поразил меня, точно вспышка молнии. Это было озарение, переворот в душе, «созревшая идея».

Этот абзац оказал огромное влияние на мою жизненную философию. Я стал как бы наблюдать за собой со стороны. Стоя в центре «ничейной земли», анализировал свои стимулы. Наслаждался ни с чем не сравнимой внутренней свободой выбирать реакции и таким образом влиять на свою жизнь.

Вскоре после этой маленькой личной революции — и вследствие ее — мы с Сандрой ввели в привычку регулярные «разговоры по душам».

Незадолго до полудня я заезжал за ней на своей старенькой красной «хонде»; мы брали обоих своих детей — один помещался между нами, а другой устраивался у меня на коленях — и медленно катили вдоль плантации, минуя мой «офис». Езда длилась примерно час; мы спокойно беседовали.

Дети с большим нетерпением ждали этой поездки на мотоцикле и потом вели себя очень тихо. Нам никогда не попадался встречный транспорт, а наш мотоцикл производил так мало шума, что мы прекрасно слышали друг друга. Обычно мы останавливались на пустынном берегу, ставили «хонду» и шли примерно двести ярдов пешком, чтобы устроить пикник в самом уединенном уголке пляжа.

Песчаный пляж и устье небольшой речушки с удивительно прозрачной водой полностью поглощали внимание детей, и мы с Сандрой получали возможность беспрепятственно вести разговор.

Вряд ли вам понадобится напрягать воображение, чтобы представить себе ту степень понимания и доверия, которых нам удавалось достичь в эти два часа в день, на протяжении всего года.

Вначале мы обсуждали самые разные вещи: людей, идеи, события, детей, мою работу над книгой, оставшихся дома членов нашей семьи, планы на будущее и так далее. Но постепенно наши беседы принимали все более интимный характер: мы все чаще касались своего внутреннего мира, рассказывали друг другу о том, как нас воспитывали в детстве, по каким сценариям, делились чувствами и сомнениями. Чем глубже мы погружались в мир своей души, тем яснее представали многие события. Мы начали заполнять пустое пространство между стимулом и реакцией — в новой, волнующей манере, которая заставила нас задуматься о своих «программах» и их влиянии на наше восприятие мира.

Это было захватывающее приключение — потрясающее, необыкновенное, подарившее нам гораздо больше открытий, чем любой другой эпизод нашей жизни.

Это не всегда проходило гладко. Иногда мы задевали чувствительнейший нерв, и это причиняло боль, влекло за собой неловкость и ощущение саморазоблачения. Мы были беспредельно откровенны и поэтому страшно уязвимы. И все-таки нам хотелось заниматься этим всю жизнь. Мы достигали самых заветных, самых потаенных глубин нашего существа — и выныривали на поверхность очистившимися и исцеленными.

Мы подошли к этому подготовленными, исполненными желания помочь, поддержать, ободрить, настроенными на сопереживание и поэтому укрепляли друг в друге это стремление — совершать открытия в собственной душе.