Смекни!
smekni.com

У истоков новой педагогики: создание и деятельность 2-го МГУ в 1917-1930 гг. (стр. 10 из 12)

Первоначально, на курсах было всего два отделения: педологическое и педагогическое. Позже, когда в процессе подготовки новых преподавательских кадров существенно большее внимание стали уделять вопросам методологии, позже добавилось третье — методическое отделение. Кроме этого, к 1925 г. при ВНПК действовало несколько подчиненных им учебных вспомогательных учреждений: Кабинет дошкольного воспитания; Кабинет обществоведения; Производственный кабинет; Педологический кабинет; Педагогический кабинет.

Поскольку ВНПК имело дело с людьми, уже имевшими профессию, предполагалось, что для научения их опыту работы в школе достаточно будет непродолжительного времени. Поэтому срок обучения на курсах был определен в один год. Но уже вскоре, с 1923/24 учебного года обучение на них становится двухгодичным, что больше соответствовало специфике подготовки людей такой сложной профессии, как учителя.

В ВНПК работал большой и весьма солидный по тем временам педагогический коллектив в составе (на 1927/28 учебный год) 12 профессоров, 11 доцентов, 11 ассистентов. Ежегодно курсы заканчивало около 50–60 человек. Например, в 1927/28 учебном году на них обучалось 45 человек на первом, и 62 человека на втором курсе. Всего за время работы ВНПК при 2-ом МГУ здесь было подготовлено 242 педагога для высшей, специальной и средней школы. Многие из них стали крупными деятелями народного образования, известными учеными, часть из них продолжили свой творческий путь в стенах педфака. Среди них И.Т. Огородников, А.А. Кириллова, М.С. Новиков, А.С. Ильин. Вот что писал о курсах и педагогической деятельности на них Е.И. Игнатьев, бывший слушатель курсов, впоследствии доктор наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии МГПИ им. В.И. Ленина: "Курсы привлекали нас своим своеобразием. Здесь окончившие педагогический институт на периферии не только получали новые знания по той или иной педагогической дисциплине, но и знакомились с самыми передовыми идеями и исканиями в области науки...

Мы слушали лекции и выполняли практические занятия (обязательные и факультативные) у передовых ученых того времени — П.П. Блонского, К.Н. Корнилова, А.Г. Калашникова, Е.Н. Медынского, С.С. Моложавого, А.А. Капустина, А.П. Пинкевича и др. Слушание лекций и общение с передовыми представителями педагогической мысли оказывало очень большое влияние на формирование педагогического мировоззрения слушателей курсов...

Здесь мы получали основы подлинной науки и становились советскими педагогами-исследователями" (24).

Решение о присоединении ВНПК к агропедфаку 2-го МГУ было осуществлено по постановлению Главпрофобра, утвержденного 25 июля 1924 года. В составе педфака курсы оставались самостоятельной единицей. Общее руководство ВНПК осуществлялось Президиумом курсов. Заведующим курсами являлся Алексей Георгиевич Калашников. А.Г. Калашников, будучи еще сравнительно молодым ученым и не являясь членом правящей партии (в КПСС он вступил только в 1942 г., в период патриотического подъема, вызванного Великой Отечественной войной) добился признания своей большой организаторской деятельностью и трудами в области политехнического образования, естественнонаучных дисциплин и методики преподавания физики. Позже, в 1946—1948 гг. он возглавил Наркомат просвещения РСФСР, в 1947 г. стал академиком.

В развитие своих шагов, направленных на расширение помощи учителям в повышении их квалификации, педфак 2-го МГУ выступил с инициативой организации заочного образования. Во главе комиссии, образованной Главпрофобром 3 июля 1926 г. и с целью изучить вопрос и выработать свои рекомендации, стал профессор педфака 2-го МГУ О.Ю. Шмидт. Первоначально планировалось, что заочные курсы будут открыты только при педфаке 2-го МГУ и еще двух вузах страны. Позже этот замысел изменили в сторону расширения вузовской базы заочного обучения., но первые в системе педагогических высших учебных заведений заочные курсы были открыты все же на педфаке. Произошло это в конце 1927 года и первоначально только на школьном отделении факультета. Затем, с января 1928 г., заочников начало готовить отделение немецкого языка. Далее заочная форма обучения с 15 мая 1928 г. вводится на отделении русского языка и с 1 октября 1928 г. — на физико-техническом отделении. В этом году при всех отделениях педфака в общем занималось уже 2140 заочников. В основном это были учителя. Многие — республик Советского Союза. Достаточно сказать, что из 7116 заочников, обучавшихся на педфаке к 1 декабря 1928 г. лишь 5557 человек проживали в России, остальные 1559 учителей работали за ее пределами: 694 — в УССР, 351 — в Белоруссии, 134 — в ЗСФСР, 77 — в Туркмении и еще 26 человек — в Узбекистане. К апрелю 1929 г. общая численность заочников еще увеличилась и составила 8982, а на 1 ноября — 12.993 учителей (25).

Отдаленность проживания основного контингента обучающихся на заочных курсах создавала немалые трудности в организации обучения на них. С целью налаживания этой работы и принятия неотложных решений, а так же для координации научно-методической работы в 1927 г. Наркомпрос РСФСР постановил создать при педфаке 2-го МГУ Бюро заочного отделения во главе с деканом педфака О. Л. Бемом. Выпускаемая БЗО методическая литература только в 1928/29 учебном году достигла общего объема в 400 печатных листов. После того, как в 1928 г. в Сталинграде была проведена первая местная конференция заочников, начинает создаваться сеть местных консультационных пунктов, а проведение местных конференций заочников становится традицией. На Сталинградской конференции была создана ассоциация заочников педфака 2-го МГУ и Института повышения квалификации педагогов при Главсоцвосе. Всего в ассоциацию вошло 65 человек. А уже через год конференция заочников проводится в Москве физико-математическим отделением педфака.

В ноябре 1925 г. при 2-м МГУ открывается один из первых в стране рабочих университетов, в числе первых слушателей которого оказывается 168 рабочих Хамовнического района. Срок обучения в университете составлял два года. Многие выпускники с благодарностью вспоминали годы, проведенные в нем. Под свое шефство студенты 2-го МГУ постепенно берут районный студенческий клуб Хамовников им. К.А. Тимирязева. В 1922 г. здесь работало 42 студента педфака. При этом клубе начинает действовать один из первых студенческих краеведческих клубов по изучению Москвы.

На базе 2-го МГУ и его педфака проходили многочисленные конференции и съезды педагогической общественности и студенчества. Студенты и преподаватели педфака внесли весомый вклад в компанию по ликвидации неграмотности, что и понятно — педфак к концу 1920-х гг. стал крупнейшим в стране центром педагогической культуры и подготовки нового отечественного учительства. На факультете действовало отделение общества "Долой неграмотность". Количество членов общества на факультете достигало 620 человек. Его активисты руководили курсами ликбезчиков и кружками по ликвидации безграмотности, помогали организовывать школы ликбеза на местах. Только за лето 1924 г. во время выезда студентов на каникулы в деревнях было организована 21 ячейка общества "Долой Неграмотность". Студентами было обследовано 65 домкомов Москвы, по их почину и при их непосредственном участии были созданы ячейки общества в 10 вузах Москвы. Непосредственно при педагогическом факультете так же действовало 10 кружков по ликвидации неграмотности. Помимо этого, студенты педфака работали на предприятиях Хамовнического района и в находящихся здесь казармах. Создавалась целая сеть многочисленных кружков политического просвещения, первый из которых был организован педфаковцами еще в сентябре 1922 года. Немалую работу студенты проводили и через общество "Друг детей", объединявшее к концу 1925 г. около 800 человек. При помощи студентов ячейки этого общества возникали в различных школах и на предприятиях. Они читали книжки в комнатах дневного пребывания детей при отделениях милиции и в детских ночлежках, участвовали в сборе беспризорников на улицах, вокзалах и рынках, проводили обследования условий жизни детей. Одна из ячеек общества работала в подшефной трудовой коммуне, в районном клубе пионеров и детсаде для безнадзорных.

Жизнь педагогического факультета 2-го МГУ в первые годы его существования, несмотря на масштабность и важность шедшей на нем научной и учебной работы, не ограничивалась только академической и педагогической стороной его дельности. Бурные политические перемены, вовлекшие в свою орбиту большинство отечественной интеллигенции, не могли не затронуть и педфак. Сказались и те перемены, которые так существенно преобразили социальный облик российского студенчества. Теперь основную массу учащейся в вузах молодежи составляли молодые сторонники революционных перемен, многие из которых уже успели пройти школы гражданской войны или трудовых будней восстановительного периода. И не случайно, поскольку частыми гостями во 2-м Московском университете в 20-е гг. становится высокопоставленные партийные и государственные деятели. Среди них такие деятели, как председатель Профинтерн А.С. Лозовский, нарком юстиции Н.В. Крыленко, популярный среди молодежи комсомольский вожак А.В. Косарев, ветераны революционного движения в России, члены исполкома "Народной воли" М.Ф. Фроленко, Н.А. Морозов, участник Парижской коммуны — М.П. Сажин. Полные аудитории собирали в дни своих приездов собирали полководцы и герои гражданской войны М.Н. Тухачевский, Г.Д. Гай, И.С. Кутяков. Следила за жизнью студенчества 2-го МГУ и его педфака Н.И. Крупская. К примеру, после того, как 4 июня 1926 г. вышел первый номер вузовской многотиражки "За Лениным", студенты университета получили приветственное письмо от нее: "Студенчество 2-го МГУ издает свою газету, — писала Крупская, — важно, чтобы она не носила шаблонный характер, а помогала ставить на обсуждения важнейшие вопросы, касающиеся быта, содержания и организации университетской учебы" (26).