Смекни!
smekni.com

У истоков новой педагогики: создание и деятельность 2-го МГУ в 1917-1930 гг. (стр. 9 из 12)

Важно отметить, что досрочное выполнение учебных планов не сказалось отрицательно на уровне подготовки выпускников педфака. Среди досрочников, окончивших педфак, было не мало тех, кто в будущем сделался крупными учеными, организаторами высшей школы, государственными деятелями высокого ранга: член Академии педагогических наук СССР , редактор журнала "Вопросы философии" Д. И. Чесноков, ректор ВПШ при ЦК КПСС Н.Р. Митронов, сотрудники АОН П.А. Ляпин и М.Ф. Макарова, заведующая сектором истории средних веков института истории Академии Наук Н.А. Сидорова, завкафедрой истории СССР Саратовского университета В.К. Медведев, директор индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта М.О. Пильщиков, завкафедрой философии Смоленского педагогического института И.Е. Зуев, профессор кафедры истории СССР, руководитель авторского коллектива по написанию первой книги по истории МГПИ, посвященной его 100-летию, Н.Д. Кузнецов, профессор кафедры политэкономии Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова И.Г. Малый, доцент Таджикского педагогического института К.Н. Гаврилкин. Кроме того, в это же время университет окончили членкор АН СССР Н.Ф. Филин, доктор филологических наук К.С. Протасова, завкафедрой английского языка МГПИ В.Д. Аракин, историк А.Г. Егорова, профессор Московского авиационного института Б.А. Рябов и др. В целом же за 20-е гг. в стенах 2-го МГУ было подготовлено 6062 врача, 827 химиков и 2132 педагога.

В 1925 г. Наркомпросом было принято "Положение о порядке подготовки научных работников", вводившее в высших учебных заведениях страны практику подготовки научных работников через аспирантуру. Поступившие в аспирантуру выполняли и защищали научные работы, проходили педагогическую практику, срок обучения в аспирантуре устанавливался в три года. С целью улучшить отбор кандидатов на поступление в аспирантуру на следующий год Наркомпрос утверждает еще одно постановление — о введении института студентов-выдвиженцев. Эти меры так же могли серьезно улучшить заинтересованность студентов в результатах своей учебы и повысить ее качество. Однако положение 1926 г. о студентах-выдвиженцах в корне порывало с устоявшейся практикой, когда претендентов на поступление студентов в аспирантуру подбирали ведущие профессора. Теперь это право фактически переходило к действовавшим в вузах общественным организациям.

Первый список аспирантов 2-го МГУ, в том числе с педагогического факультета, был утвержден Государственным ученым советом 12 сентября 1925 года. А уже в 1927/28 учебном году только педфак рекомендовал в аспирантуру 23 кандидата, а в 1928/29 учебном году — 38 кандидатов. Из этого числа 9 человек было принято в РАНИОН, в Институт научной педагогики — 7 человек, В Институт Красной профессуры — 1, в МГУ — 1. Сам педфак становился крупным центром подготовки специалистов в области образования, здесь к концу 1928 г. обучалось 64 из 102 аспирантов, работающих по разделу педагогических наук при педфаках, педвузах и научно-исследовательских учреждениях всей страны. Среди рекомендованных в аспирантуру в 1929 г. были А.Б. Астахов, литературовед, позже работавший в Институте мировой литературы им. А.М. Горького; А.Г. Басова, ставшая одним из преподавателей дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина; будущие профессора Академии общественных наук Б.М. Лейбзон и П.С. Черемных. Одним из первых выдвиженцев был студент общественно-экономического отделения Г.Д. Обичкин, крупный ученый, длительное время проработавший заместителем директора, а затем директором ИМЛ при ЦК КПСС. Помимо многочисленных работ, авторами которых он был, Геннадий Дмитриевич проявил свои незаурядные научные и организаторские способности при подготовке 2-го и 3-го изданий Большой Советской Энциклопедии, а так же 4-го и 5-го Собраний сочинений В.И. Ленина. Наконец, среди выдвинутых в те году выпускников педфака был один из крупнейших отечественных историков, автор трудов по истории международных отношений, США, России Николай Николаевич Яковлев.

Кроме работы со студентами и аспирантов, педфак уже на первом этапе своего существования стал крупным педагогическим центром Москвы. При нем действовало значительное количество курсов, лабораторий, других подшефных учебных заведений. Как сообщалось в справке, подготовленной деканатом факультета в отдел педагогического образования Главпрофобра, при педфаке действовали следующие вспомогательные учреждения: Физический институт; Химическая лаборатория; Психологическая лаборатория; Ботаническая лаборатория; Зоологическая лаборатория; Географическая лаборатория; Кабинет по историческому материализму.

В этот период педагогический факультет становится инициатором поиска новых форм взаимодействия между вузом и школой, повышения общего уровня педагогической деятельности и подготовки кадров для новой школы. Так, например, в письме деканата факультета в Хамовнический отдел народного образования отмечалось: "Педагогический факультет при 2-ом МГУ, имеющий своей задачей подготовку высококвалифицированных педагогов как дошкольного, так и школьного типа, приступает к созданию целого ряда вспомогательных детских учреждений при Педфаке. Находя невозможным и не желательным создание таких учреждений в пределе Хамовнического района без контакта в работе с отделом народного образования, Педфак считает наиболее рациональной форму взаимного обслуживания Педфаком нужд отдела народного образования и обратно. Педфак, имеющий в составе своих преподавателей до 120 профессоров и преподавателей, многие из которых являются выдающимися специалистами в области школьного и дошкольного дела, причем число это еще более увеличится с развертыванием 3-го и 4-го курса". Далее в письме говорилось, что Педфак хотел бы стать тем Педагогическим центром, "который не только бы выполнял задачу подготовки высококвалифицированных работников дошкольного и школьного дела, но и всеми силами способствовал поднятию квалификации лиц, уже работающих в детских учреждениях".

Воплощением этой линии педфака в жизнь стало создание в 1923 году комиссии по связям с учительством. В рамках этой комиссии работала две секции: по педагогическим и методическим вопросам. Целью ее деятельности было оказание помощи учительству и воспитателям по вопросам педагогической, профессиональной и общественной работы, изучение практики школьного образования и дошкольного воспитания, налаживание взаимосвязи школы с академической и вузовской наукой. К середине 1920-х гг. комиссии удалось наладить взаимодействие с 17 дошкольными учреждениями, 53 школами I ступени, 12 школами-семилетками и школами II ступени, 2 школами крестьянской молодежи, 6 учреждениями Профобра, 6 методбюро, школами умственно отсталых детей и другими учебными заведениями общим количеством около ста. В 1928 г. комиссия имела уже не две, а семь секций, в работе которых участвовало около ста пятидесяти человек, в основном студентов. "Опыт этой работы, — писал журнал "Советское студенчество", оценивая опыт комиссии по связям с учительством педфака, — должен быть всемерно использован всеми студентами-общественниками педвузов, жалующимися на отрыв педвузов от практики" (23).

Позиции педагогического факультета в системе Наркомпроса серьезно усилились после присоединения к нему ряда учебных заведений, так же работавших в сфере народного просвещения. Так, еще в 1922 г. на основании постановления Главпрофобра от 20 мая "О реорганизации высших педагогических учебных заведений" в состав педагогического факультета 2-го МГУ вошли высшие педагогические курсы иностранных языков. Следующая волна расширения педфака приходится на 1924 — 1925 годы. Именно в этот период, как уже говорилось, в состав факультета вливается расформированный Московский институт педологии и дефектологии. В решении коллегии Наркомпроса по этому вопросу, в частности, было указано: "студентов (расформированного института) перевести частью в Ленинградский объединенный педагогический вуз и частью на педфак 2-го МГУ". Несколько раньше, по декрету СНК РСФСР от 8 августа 1924 г. "Об изменениях сети высших учебных заведений" в состав 2-го МГУ было включено естественно-педагогическое отделение 1-го МГУ. В 1930 г. филиалом педагогического института становится "Пречистинский рабфак". Он был образован при содействии 2-го МГУ на базе Пречистенских рабочих курсов уже в 1919 г., но на протяжении всех 1920-х гг. фактически оставался самостоятельным учебным заведением и готовил поступающих в технические вузы. Вместе с тем и тогда между рабфаком и 2-ым МГУ существовало тесное сотрудничество: многие преподаватели рабфака или работали во 2-ом МГУ или были его студентами, или входили в состав правления клуба 2-го МГУ.

В середине 1920-х гг. к педфаку 2-го МГУ были присоединены Высшие научно-педагогические курсы. К тому моменту ВНПК уже успели зарекомендовать себя как одно из наиболее сильных и престижных педагогических учреждений страны. Постановление об открытии Московских Высших научно-педагогических курсов было принято Наркомпросом в мае 1920 года. В основном они занимались переподготовкой специалистов, уже имевших высшее образование (техническое, медицинское), для занятий педагогической деятельностью в средних профессиональных учебных заведениях. В документах, регламентирующих деятельность ВНПК основной задачей провозглашалось привить воспитанникам курсов любовь к творческой научно-педагогической работе через вовлечение всех преподавателей и слушателей курсов в деятельность по руководству курсами и разработке научных программ, отвечающих требованием новой школы. Так же среди задач, определяемых для себя коллективом ВНПК, было распространение передового опыта через взаимодействие с другими образовательными учреждениями, органами, руководящими высшей школой, а также органами печати, пропагандирующими передовые методы преподавания и воспитания.