Смекни!
smekni.com

Этика социально-педагогической деятельности (стр. 3 из 15)

1. Людям необходимо иметь доступ к ресурсам, которые нужны, чтобы преодолевать жизненные испытания и трудности, кроме того, у людей должны быть возможности для реализации своего потенциала в течение всей жизни.

2. Каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность, следовательно, профессиональное взаимодействие (интеракции) с людьми должно способствовать утверждению их достоинства и индивидуальности.

3. Люди имеют право на свободу до тех пор, пока они не посягают на права других, следовательно, профессиональное общение (трансакция) с людьми в процессе поиска и активизации их ресурсов должно усиливать их самостоятельность и способность к самоопределению.

4. За реализацию вышеуказанных ценностей должны отвечать как отдельные граждане, так и все общество. Общество должно предоставлять условия и возможности для участия граждан в демократических процессах. Граждане должны быть ответственными перед обществом, участвуя в демократических процессах.

Взятые в совокупности, эти составляющие указывают на то, что социальная работа тесно связана с институтом социальной политики. Социальная защита представляет собой механизм помощи тем, кто испытывает страдания или трудности вследствие недостатков индустриального общества. Там, где не справляются другие социальные институты, социальная политика (и, следовательно, социальная работа) восполняет существующий пробел в системе предоставления ресурсов и оказания помощи. Именно уникальное сочетание обозначенных выше ценностей отличает социальную работу от других профессий.

Все четыре главные ценности представляют идеал профессии. Ближайшие, или непосредственные, ценности (например, право воспитывать ребенка, свобода выбора специальности, право на аборт и т.д.) являются более определенными и относятся к конкретным желаниям и целям. Существуют также операциональные, или инструментальные, ценности, которые относятся к желаемым средствам достижения целей (например, к предпочтительному типу поведения, этикету, манерам и т.д.).

Сердцевиной профессии, ее важнейшей и применяемой на практике обобщенной ценностью является этический кодекс.


Тема 2. Личностно-нравственные качества социального работника

2.1 Нравственность – основа личности социального работника

Социальную работу определяет то главное обстоятельство, что именно личностные качества специалиста во многом обуславливают оптимальный характер и эффективность социальной работы.

Основой личности социального работника является нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики, этикета, потребность творить добро, приносить людям благо. Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность.

Нравственные знания. Основные знания об этике, морали и нравственности, в том числе и в области профессиональной деятельности, социальный работник получает в процессе обучения в среднем специальном учебном заведении, вузе или на курсах и факультетах повышения квалификации.

В ходе занятий будущий специалист постигает сущность нравственности, получает сведения о ее содержании и функционировании в обществе, системе ее требований и санкций за отклонение от установленных норм, сравнивает собственные нравственные нормы с профессиональными, социально значимыми и корректирует свою нравственную позицию.

Практический социальный работник, не прошедший курса обучения в учебном заведении, руководствуется собственным интуитивным пониманием добра и зла, основанным на общественных ценностях и его личном жизненном опыте. Очень часто собственные моральные установки дают ему возможность поступать в полном соответствии с требованиями профессиональной этики; однако так бывает далеко не всегда.

Следует отметить, что знание норм морали не всегда порождает нравственность поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность – они могут не использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой двойной морали, которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считает для себя обязательным следовать ее требованиям.

Формирование и развитие высокой нравственности, попытки сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от специалиста не только знаний, но и постоянной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой.

Нравственные убеждения – это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения являются более высокой степенью развития личности специалиста, его сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно правильных и возможных.

Нравственные убеждения требуют от специалиста умения взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между тем полезным, что он делает для общества и клиентов, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике социальной работы. Они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.

Однако нравственные убеждения обладают также относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда личность действует вопреки своим убеждениям, поскольку ситуативно возникают причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае личность находится в разладе с собой, со своими принципами.

Нравственная потребность – наивысшая степень нравственного сознания социального работника, она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики. Когда соблюдение требований профессиональной этики становится внутренней потребностью человека, он в соответствии с этическими принципами организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этически сложных проблем именно с точки зрения нравственности.

В этом случае соблюдение требований профессиональной этики становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства. Руководствуясь своими нравственными потребностями, специалист не может поступиться ими и совершить действия, с его точки зрения не отвечающие критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как необходимые.

Нравственность социального работника как личности всегда подвергается воздействию принятых в данном трудовом коллективе норм морального поведения, причем сотрудник не просто усваивает их как определенный этический идеал, но и постоянно сопоставляет с реальной действительностью, повседневной практикой моральных отношений. Эти обобщения, в свою очередь, воздействуют на содержание профессиональной морали, корректируют его.


2.2 Нравственно-духовные качества личности социального работника

Нравственное поведение социального работника определяется вполне конкретными нравственными и духовными качествами его личности.

Честность – качество, обязательное для социального работника. Умение специалиста говорить правду необходимо и в большом, и в малом. Социальный работник должен говорить правду о положении клиента, о возможности решать его проблемы, о тех затруднениях, которые возникают в работе, о совершенных ошибках.

Однако честность должна проявляться не только на словах – честным надо быть и на деле. Социальный работник не имеет права обмануть ожидания клиента, если сам связал себя обещанием помочь. Если по объективным причинам социальный работник не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не вызывать впоследствии нареканий в свой адрес. Однако если он, продумав план действий, дал слово клиенту, то должен свое слово сдержать.

Совесть социального работника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней общества и профессиональной группы.

Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. Когда ситуация (совокупность условий, внешних или внутренних по отношению к личности) оказывается достаточно сложной и нестандартной, совесть индивида подсказывает ему верное решение.

Объективность. Социальный работник – человек, и полностью исключать человеческий фактор в его взаимоотношениях с клиентом невозможно; однако при оценке проблем клиента и его качеств социальный работник должен соблюдать объективность, отрешившись от собственных эмоций. В противном случае он может, переоценив клиента, потребовать от него невозможного; недооценив его, – настроить клиента на работу "с прохладцей", вызвать у него желание вне зависимости от личного потенциала решить свои проблемы целиком за счет усилий работников социальной защиты, что, безусловно, не пойдет на пользу ни самому клиенту, ни обществу, ни социальному работнику.