Смекни!
smekni.com

Этика социально-педагогической деятельности (стр. 5 из 15)

В общении с коллегами социальный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопросы, в общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает вопросы, необходимые для нормального функционирования и развития социальной службы.

Оптимизм. Социальная работа является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник, в какой бы службе он ни работал, чаще всего видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно решить – и по объективным причинам, и по субъективным.

Вместе с тем социальный работник несет людям помощь, хотя бы частичное облегчение их страданий, а следовательно, и добро – и это обстоятельство служит источником его оптимизма. Специалисту, постоянно видящему человеческие страдания, трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды.

Источником оптимизма социального работника является убежденность в возможности социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Отсутствие оптимизма у социального работника не только "заражает" клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными всякие попытки изменить положение к лучшему, то есть делает социальную работу бессмысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятельства, что от настроя социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.

Сила воли всегда необходима социальному работнику в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.

Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сложившимся в его сознании мнением о себе как о неудачнике, неспособном успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым увеличить свой личностный потенциал и социальную активность.

Эмпатия (от греч. empatheia – "сопереживание") – постижение эмоционального состояния, проникновение ("вчувствование") в переживания другого человека. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необходимой чертой личности социального работника и во многом определяется его умением поставить себя на место клиента. Это качество развивается по мере накопления специалистом жизненного и профессионального опыта.

Клиент социальных служб – это человек или группа лиц, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Но за рамками данного определения оказались такие характеристики клиента, как его негативный эмоциональный настрой, растерянность, угнетенное состояние, потребность в утешении, понимании. Практика показывает, что, обращаясь за помощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет сочувствия, сострадания, сопереживания.

Уже при первой встрече с клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не сможет обмануть клиента: он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь, и это ранит его. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будут оценены клиентом.

Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто всегда может выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности не так профессионально.

Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном и нравственном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы.

Самосовершенствование социального работника – не самоцель, хотя для любой личности совершенствование своих профессиональных и духовных качеств является одной из важнейших потребностей. Как специалист в области работы с человеком, социальный работник свою деятельность во многом регулирует не только законодательными актами, но и моральными нормами, принципами и правилами, которые наибольшую ценность и значимость приобретают тогда, когда становятся частью сознания его как личности.

Нравственность социального работника направлена не только на него самого, но и на клиента, и в этом ее высокое предназначение. Как говорит недавно появившаяся пословица, "социальная работа – это не профессия, это – диагноз". Высокие моральные качества позволяют социальному работнику самостоятельно регулировать свое поведение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Стремление социального работника к самосовершенствованию становится положительным примером для клиента, и напротив, трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.

Творческое мышление – неотъемлемая характеристика социального работника. В социальной работе, несмотря на то, что имеется определенная классификация стандартных положений, нет абсолютно идентичных ситуаций и одинаковых клиентов. В каждом конкретном случае социальный работник должен, принимая решение, учитывать малейшие нюансы дела, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата.

При отсутствии творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, применимых в любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет расценено его клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь, что может дискредитировать социальную работу.

Таким образом, в основе личностно-нравственных качеств социального работника лежит формула "разум + умение + сострадание".


Тема 3. Этический кодекс социальной работы

3.1 Международная нормативная база этики социальной работы (международные документы)

Профессиональная этика социальной работы (как и этика в целом) базируется на основных международных документах. Тот, кто посвятил себя социальной работе (система "человек–человек"), должен знать основные международные документы, определяющие современные подходы к оценке личности, национального общества, мирового сообщества [13, 332 - 339].

Устав Организации Объединенных Наций 1945 года

Созданная сразу после окончания Второй мировой войны, Организация Объединенных Наций символизировала собой решимость международного сообщества выработать новые договоры с целью поддержания и обеспечения мира. Впервые было заявлено о желании создать систему международного сотрудничества, ограничивающую суверенитет отдельных государств. Международное сообщество обязалось создать гарантии прав человека, которые будут обеспечивать защиту отдельных лиц, групп или общин. Внутреннее законодательство в этих ключевых областях должно было быть приведено в соответствие с международными нормами, которые над ним главенствуют.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года

Основные положения Всеобщей декларации отражают самые сокровенные чаяния человечества. Она написана "неполитическим" языком и устанавливает формы отношений, на которые может рассчитывать каждый человек в мире. В этом документе впервые были сведены воедино идеи, которые являются общими для многих политических, культурных и религиозных традиций.

В 30 статьях Всеобщей декларации определены основные права и свободы всех людей (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные). Но сама по себе Декларация не имеет юридической силы. Она представляет собой свод нравственных норм. О значении, влиянии и применении этих норм свидетельствуют их широкое признание и включение во внутреннее законодательство большинства стран мира.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года

В Конвенции гарантируется полная реализация принципа равенства и недискриминации во всех ее формах и проявлениях, предупреждение и искоренение расистских теорий и практики их осуществления и создание международного сообщества, свободного от всех форм расовой стратегии и расовой дискриминации.